СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО)




ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ I ВИДА (ДЛЯ ГЛУХИХ,

ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)

N п/п Образо- ватель- ные об- ласти Учебные дисцип- лины Число учебных часов в неделю Всего
I II III IV V VI VII VIII IX X XI федер. комп нац. - рег. комп.
Федеральный компонент
  Общеоб- разова- тельные предме- ты  
  Язык Язык <*> и литера- тура                          
    Пред- метно - практи- ческое обуче- ние         - - - - - - -    
  Матема- тика Матема- тика                          
  Обще- ство- знание Эпизо- диче- ские расска- зы из истории - - - - - - -            
  Есте- ство- знание Приро- доведе- ние - - - -           - -    
    Геогра- фия - - - - -         - -    
  Искус- ство Изобра- зитель- ное ис- кус- ство, художе- ствен- ный труд                 - - -    
  Физи- ческая культу- ра Физ- культу- ра                          
  Техно- логия Трудо- вое обуче- ние Компью- терн. техно- логии - - -                    
Итого                          
  Коррек- ционные предме- ты  
  Окружа- ющая жизнь Озна- комле- ние с окружа- ющим миром, ОБЖ         - - - - - - -    
    Соци- ально - бытовая ориен- тиров- ка, ОБЖ - - - -                  
    Музы- кально - ритм. занятия         - - - - - - -    
    Спец. фрон- тальные занятия в слух. кабине- те       - - - - - - - -    
    Индиви- дуаль- ные за- нятия по раз- витию воспри- ятия и воспро- изведе- нию устной речи <**>                          
Обязательная нагрузка                         В сред- нем до 20%
Школьный компонент
    Обяза- тельные занятия по вы- бору обучаю- щихся - - - -                  
    Факуль- татив- ные за- нятия - - -                    
    Допол- нитель- ные коррек- ционные занятия                          
Общий объем учебного плана                          
    Инд. дуаль- ные за- нятия по раз- витию воспри- ятия и воспро- изведе- нию устной речи                          

 

--------------------------------

<*> Изучается русский язык как государственный или как язык обучения.

<**> На обязательные индивидуальные занятия количество часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества обучающихся в классе.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ

(КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I ВИДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Базисный учебный план является нормативным документом для конструирования региональных учебных планов и также учебных планов конкретных учреждений.

Базисный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, набор образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждом году обучения.

Комплект учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида разработан с учетом особенностей обучающихся. Наряду с обучающимися, имеющими нарушение слуха в степени глухоты, в учреждениях учатся обучающиеся со сложным дефектом - глухие обучающиеся с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и др. Это требует учета реальных возможностей обучающегося, перспектив его развития, обучения, воспитания, что отражено в различных моделях учебных планов, в предоставленной учреждениям возможности влиять на содержание обучения через выбор учебных предметов для факультативов, обязательных занятий по выбору обучающихся.

В зависимости от возможностей каждого обучающегося, его способности усваивать программу, качества дошкольной подготовки предлагаются разные темпы получения образования, его объем (среднее (полное), основное общее, неполное общее основное образование с дополнительной трудовой подготовкой). Учебные планы предполагают создание благоприятных условий для компенсации дефектов развития, вызванных глубоким нарушением слуха и его последствий, раскрытие и развитие способностей обучающихся, обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции, реабилитации и адаптации в обществе.

Базисный учебный план обеспечивает получение обучающимися основного общего образования за одиннадцать лет обучения (за двенадцать лет, если ребенок, не получивший полной дошкольной подготовки или нигде ранее не обучавшийся, поступает в подготовительный класс). Выпускники, изъявившие желание получить среднее (полное) образование, могут освоить его в специально создаваемых классах (вариант 2). При этом дети поступают в I класс, имея хорошую дошкольную подготовку, получают основное общее образование за 10 лет и в последующие два года осваивают среднее полное образование. Глухие дети со сложными дефектами обучаются в специальных классах специального (коррекционного) учреждения I вида по специальным учебным планам для глухих обучающихся с задержкой психического развития, для глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость, в соответствии со своими возможностями и рекомендациями психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий. С учетом результативности обучения в специальном классе для глухих, имеющих задержку психического развития, возможен перевод в обычный класс. По окончании IX специального класса для глухих обучающихся, имеющих задержку психического развития, они могут быть переведены в IX класс для получения основного общего образования. Переход в специальный класс для глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость, осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий.

Базисный учебный план состоит из инвариантной (обязательной) и вариативной части. Базисный учебный план разграничивает полномочия федеральных, региональных органов образования и образовательных учреждений путем разделения содержания образования на федеральный, национально - региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент представлен в виде инвариантного (обязательного) набора образовательных областей и учебных предметов (общеобразовательных и коррекционных). Национально - региональный компонент выделен в виде указания (в процентах) объема количества часов, отводимого на освоение регионального содержания (вариативная часть) образовательных областей. Распределение выделенного времени (в вариативной части) по предметам осуществляется органами управления образования субъектов Российской Федерации. Часы школьного компонента предназначены на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (и для более глубокого изучения его содержания), на введение новых учебных предметов, на проведение факультативных занятий и занятий по выбору.

Каждое учреждение составляет свой учебный план, учитывающий нормативы федерального, регионального компонентов и конкретные условия функционирования учреждения.

Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является "Язык" (изучается русский язык как государственный или как язык обучения). Эта область представлена учебным предметом "Язык и литература" с обязательным набором коррекционно - образовательных предметов: развитие речи, чтение, письмо, первоначальные грамматические обобщения (в младших классах). Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы в средних, старших классах сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения (коммуникативная система обучения языку). В эту же область включено и "Предметно - практическое обучение" как специфический пропедевтический и интегрированный учебный предмет, обеспечивающий коррекционную направленность обучения языку, овладение речевой деятельностью и развитие глухих обучающихся. Для более полного учета и реализации индивидуальных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи. Специальная работа по развитию и использованию нарушенной слуховой функции включает фронтальные занятия в слуховом кабинете (подготовительный - второй классы) и музыкально - ритмические занятия (инвариантная часть - коррекционный блок). Специальные фронтальные занятия в слуховом кабинете проводятся в течение учебного дня (см. "Инструктивное письмо об организации работы в слуховом кабинете специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I и II вида). Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. Сроки посещения индивидуальных занятий согласуются с администрацией учреждения, учителем класса и воспитателем. Расписание индивидуальных занятий составляется по скользящему графику: рекомендуется с одного и того же урока (занятия) приглашать обучающегося на индивидуальные занятия не чаще одного раза в месяц.

Остальные образовательные области с зафиксированными в учебном плане дисциплинами могут быть дополнены другими предметами и интегрированными курсами.

Образовательная область "Математика" представлена учебным предметом с аналогичным названием, предполагает овладение обучающимися арифметикой, алгеброй, геометрией.

"Обществознание" формирует систему знаний об истории человеческого общества, своей страны, региона, воспитывает гражданина, патриота. Образовательная область представлена курсом "История", может быть дополнена иными дисциплинами ("Обществоведение", "Граждановедение" и др.).

Область "Естествознание", формирующая целостное представление о мире, о единстве и многообразии живого и неживого мира и о месте в нем человека, включает традиционные для учреждений I вида учебные предметы "Природоведение", "География", "Биология", "Физика", "Химия". Набор учебных дисциплин может быть дополнен материалом по "Экологии", "Экономике", иными дисциплинами, интегрированными курсами с учетом потребностей региона, учреждения, интересов обучающихся с привлечением часов вариативной части учебного плана.

Образовательная область "Искусство" представлена учебным предметом "Изобразительное искусство", а также может включать художественный труд, танцы или иные дисциплины с целью удовлетворения интересов обучающихся и развития их художественных способностей.

Область "Физическая культура", направленная на физическое развитие обучающихся и представленная в учебном плане на всех годах обучения, предполагает общеоздоровляющие, общеукрепляющие занятия и элементы подготовки по отдельным видам спорта, традиционным для региона.

Образовательная область "Технология" включает трудовое обучение обучающихся, профориентацию, профильную подготовку на старших годах по видам труда с учетом местных условий, а также целенаправленную подготовку обучающихся к использованию новых информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности, соответствующих их возрастным интересам, уровню развития и этапным задачам обучения. За пределами области "Технология", начиная с I - II классов, на различных учебных предметах должны использоваться специализированные компьютерные технологии коррекционного обучения. Для более глубокого овладения современными технологиями могут быть использованы дополнительные часы занятий по выбору или факультативов.

Инвариантная часть, включающая коррекционный блок, представлена индивидуальными и групповыми занятиями по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально - ритмическими занятиями. Образовательная область "Окружающая жизнь", включенная в этот блок, имеет учебные предметы "Ознакомление с окружающим миром", "ОБЖ", "Социально - бытовая ориентировка", которые направлены на подготовку выпускника к самостоятельной деятельности, формирование его уверенности в себе и облегчение вхождения в жизнь общества, в котором инвалиды по слуху имеют равные права и обязанности.

Часы школьного компонента используются на "Обязательные занятия по выбору", "Факультативные индивидуальные и групповые занятия", "Дополнительные коррекционные занятия" (по общеобразовательным предметам, психофизическому развитию). Они призваны обеспечить учет в образовании глухих обучающихся национальных, региональных и местных особенностей и традиций, личных интересов и склонностей обучающихся, включая и изучение иностранного языка.

На федеральном уровне разрабатывается базовое содержание следующих предметов: "Язык и литература", "Предметно - практическое обучение", "Математика", "Ознакомление с окружающим миром", "Природоведение", "Социально - бытовая ориентировка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Музыкально - ритмические занятия", "Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи". Глухие обучающиеся со сложной структурой дефекта обучаются по специальным программам, учитывающим особенности их психофизического развития.

С VIII класса учебный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса не только в обучении языку, но и другим дисциплинам, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: