Неправительственные международные организации




Межправительственные экологические организации.

Большой вклад в охрану окружающей среды вносит ООН. Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды:

1. ЮНЭП (программа ООН по ОС) с 1972г. – основной вспомогательный орган ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЭП ежегодно предоставляют доклады о своей деятельности Генеральная Ассамблея ООН.

2. ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры) с 1946 г. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принят в 1970г.)

3. ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) 1945г. Основное внимание уделяет охране продуктивных земель, водных ресурсов, животного и растительного мира.

4. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) 1945г. Главная цель – забота о здоровье людей, это непосредственно связано с охраной окружающей среды.

5. ВМО (Всемирная метеорологическая организация) 1951г. Глобальный мониторинг ОС, в том числе оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ, изучение воздействия на озоновый слой.

6. МОТ (Международная организация труда) 1919г. С целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы.

7. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии – 1957). Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специальным учреждением. Программа «Ядерная безопасность и защита ОС».

 

Неправительственные международные организации

МСОП (Международный Союз по охране природы – 1948, Франция, Фонтебло). Способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры, оказывает содействие в сотрудничестве природоохранных объединений. Направления деятельности: издание Красных книг, организация заповедников, национальных и природных парков, экологическое просвещение.

WWF (Всемирный фонд охраны дикой природы – 1961): самая многочисленная частная международная экологическая организация, объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство открыто в 1994), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Осуществляет финансовую поддержку природоохранных мероприятий. Например, в природоохранные проекты России вложено более 12 млн. долларов США.

МЮО (Международная юридическая организация – 1968) уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС.

Римский клуб – международная неправительственная организация, объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран мира. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимодействия с биосферой и поиск путей, которые могут вывести мир из эколог-го кризиса. Первым был доклад группы Д. Медоуза «Пределы роста». В последующие годы обсуждались проблемы переработки отходов, использования энергии, организации общества, достижения изобилия и благосостояния.

МЭС (Международный экологический суд – 1994, Мехико) был учрежден для разрешения международных экологических споров.

Гринпис (Зеленый мир – 1971, Канада) – независим. Международная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации ОС. Главное направление – противодействие радиоактивному загрязнению ОС.

Большое значение для реализации обязательств по международном соглашениям имеет их финансовое обеспечение. Активную работу в этом направлении ведут многие банки: МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), ВБ (Всемирный банк). МБРР - исполнительный орган Монреальского протокола о поэтапном сокращении производства CFCl.

Важнейший вклад в становление экологических принципов и норм внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам ОС и человека (1972), Всемирная хартия природы, одобренная Ассамблеей ООН (1988) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).

По итогам Стокгольмской конференции была принята Декларация, в которой определялись цели и направления действий мирового сообщества в области охраны ОС. Провозгласила 5 июня Всемирным днем охраны ОС.

Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 г, провозгласила ряд принципиально важных положений и определила формирование экологической политики государств. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В ее работе приняли участие 179 государств и более 30 международных организаций. Были обсуждены и приняты 5 основных документов:

1. Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.

2. Программа действий ООН «Повестка дня на XXI-й век» (концепция устойчивого развития).

3. Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни.

4. Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой стабилизация концепции в атмосфере газов, вызывающих нормальный эффект на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты

5. Конвенция «О биологическом разнообразии», требующие, чтобы страны приняли меры для сокращения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.

Последней международный конгресс по устойчивому развитию прошёл 26.08.-04.09.2002г. в Йоханнесбурге, ЮАР.

Устойчивое развитие

Для предотвращения глобального экологического кризиса на Земле учёными Римского клуба (неправительственной организации политических деятелей и бизнесменов) были разработаны концепции, учитывающие интересы Биосферы и Человечества. Этой проблеме с разных позиций уделяли внимание различные исследователи, и в том числе известная Комиссия Г.Х. Брундтланда, перед которой ООН была поставлена задача «глобальной проблемы изменений» (Наше общее будущее, 1989). Эти изменения комиссия назвала переходом к «устойчивому развитию». Устойчивое представляет такое развитие человечества, при котором удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Устойчивое развитие – одновременное решение проблем экономики и экологии. Цель стратегии – не заменяя национальных программ охраны ОС, дать основные ориентиры странам. В дальнейшем термин был закреплен Второй конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Концепция устойчивого развития рассматривается как предпосылка долговременного прогресса человечества, сопровождаемого преумножением капитала и улучшением экологических условий. Для человечества в целом эта концепция подразумевает частичное, целенаправленное, поддерживаемое перемещение финансовых ресурсов из богатых регионов в бедные при обмене экологическими знаниями и информацией.

«Декларация РИО по окружающей среде и развитию» содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социального развития. Переход к устойчивому развитию согласно этому документу требует решения 3-х стратегических задач, стоящих перед мировым сообществом:

· Ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения;

· Ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах;

· Предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами.

Декларация РИО включает 27 принципов деятельности государств, которые должны обеспечить формирование устойчивого развития общества и природной среды. Главные из них:

1. Забота о людях занимает главное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Международные действия должны быть направлены в первую очередь на улучшение экологической ситуации в развивающихся странах, т. К. именно в них обострился экологический кризис в связи с высокими темпами роста промышленного производства структурной перестройкой экономики (переэксплуатация природных ресурсов).

2. Экологические законы и стандарты принимаются в разных странах с учетом их экономического и социального состояния (в Японии самые строгие нормативы по загрязнению атмосферы).

3. Трансграничные проблемы (сброс в открытый океан загрязняющих веществ, охрана мигрирующих видов животных и т. Д.) не должны решаться в одностороннем порядке. В каждом случае необходим консенсус, т. е. международные соглашение.

4. Государства не должны экспортировать загрязнители или создавать экологически грязные производства в более бедных странах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: