Одной из магистральных тенденций нынешнего этапа международного развития является глобальный раскол мира на два политико-экономических сообщества: евроатлантическо-тихоокеанское с центром в США и евразийское – вокруг России, Китая и в перспективе – Индии и Ирана. Размежевание между ними усиливается по мере формирования ТТП и ТТИП без Китая и России, реализации сопряжения ЕАЭСЭПШП без союзников и партнеров США и, главное, сохранения конфронтационной составляющей в отношениях США – Китай и США – Россия. В результате усиливается раскол Европы и продолжается политико-экономическая поляризация АТР, которая по мере трансформации модели экономического развития Китая и других стран региона, будет углубляться.
Этот раскол негативно влияет на глобальное управление, а также безопасность и международное положение ЕС и в перспективе, возможно, России. Евросоюз уже де-факто отказался от роли глобального центра силы и все более принимает лидерство США в вопросах не только безопасности, но и экономики. Россия, если не проведет структурные реформы и не изменит модель развития, рискует превратиться в младшего партнера Китая. Данный раскол ограничивает способность мировых центров бороться с общими вызовами, в том числе проблемами Большого Ближнего Востока, и мешает стабильному развитию мировой экономики. Сотрудничество по борьбе с такими вызовами, как международный терроризм, ядерная безопасность и распространение ОМУ, носит в лучшем случае фрагментарный и спорадический характер. Усиливается бифуркация между западными и незападными, глобальными и региональными институтами управления.
С учетом того, что главной ареной мировой конкуренции и соперничества становится АТР, единственной площадкой, где этот раскол может быть смягчен, является Европа. Пока на фоне украинского конфликта и остроты российско-западного столкновения это кажется неправдоподобным. Однако следует помнить, что в глобальном контексте споры вокруг конституционной реформы на Украине и расширения натовской инфраструктуры в Восточной Европе носят провинциальный характер, и их глобальная значимость со временем будет идти на спад. Не случайно Китай уже занимает гораздо большее место в предвыборных дебатах в США, чем Россия и Украина вместе взятые. Именно в АТР будет иметь место самая интенсивная гонка вооружений. Там же будут вестись наиболее ожесточенные торговые споры.
Каким образом Россия и ЕС, принадлежащие к разным и все более расходящимся политико-экономическим сообществам, могут способствовать сглаживанию этого раскола? Прежде всего, нормализацией экономических и активизацией человеческих отношений. Для этого необходимо снять экономические санкции и контрсанкции, восстановить нормальные бизнес-отношения, а также возобновить визовый диалог, взаимодействие по отдельным секторам экономики и интенсифицировать сотрудничество в сфере культуры, образования, науки и туризма. Для этого Евросоюзу придется пересмотреть ранее принятые решения, например, увязку продолжения визового диалога с РФ с возвратом Крыма Украине.
Данные шаги вовсе не обязательно будут означать возвращение России и ЕС к идее «общего пространства от Лиссабона до Владивостока» или «капитуляцию» одной из сторон. По стратегическим вопросам их отношения по-прежнему останутся в спячке. Возобновление диалога по новому стратегическому соглашению, практики саммитов, заседаний Постоянного Совета Партнерства и большинства экономических диалогов пока невозможно, да и не нужно.
Выстраивание нормальных бизнес-отношений и культурно-гуманитарного сотрудничества не подтолкнет ни одну из сторон к более наступательной политике в регионе «общего соседства» и друг в отношении друга – равно как их разрыв не заставил их изменить политику в более компромиссную сторону. Они необходимы сами по себе, в интересах бизнеса и общества России и стран ЕС, а также с точки зрения сглаживания глобального политико-экономического раскола.
В более долгосрочной перспективе важным шагом по минимизации этого раскола стало бы взаимное признание ЕС – ЕАЭС и начало ими переговоров по торгово-экономическим вопросам с выходом на экономическое соглашение. Не преодолевая принадлежность России и ЕС к разным политико-экономическим сообществам, оно создало бы в их взаимоотношениях нормальные правила, и их экономическое сотрудничество пошло бы вверх – к взаимной выгоде сторон. Однако в краткосрочной перспективе это вряд ли реализуемо.