Сглаживать глобальный раскол




Одной из магистральных тенденций нынешнего этапа международного разви­тия является глобальный раскол мира на два политико-экономических сообщества: евроатлантическо-тихоокеанское с центром в США и евразийское – вокруг России, Китая и в перспективе – Индии и Ирана. Размежевание между ними усиливается по мере формирования ТТП и ТТИП без Китая и России, реализации сопряжения ЕАЭС­ЭПШП без союзников и партнеров США и, главное, сохранения конфронтационной составляющей в отношениях США – Китай и США – Россия. В результате усиливает­ся раскол Европы и продолжается политико-экономическая поляризация АТР, кото­рая по мере трансформации модели экономического развития Китая и других стран региона, будет углубляться.

Этот раскол негативно влияет на глобальное управление, а также безопасность и международное положение ЕС и в перспективе, возможно, России. Евросоюз уже де-факто отказался от роли глобального центра силы и все более принимает лидерст­во США в вопросах не только безопасности, но и экономики. Россия, если не проведет структурные реформы и не изменит модель развития, рискует превратиться в млад­шего партнера Китая. Данный раскол ограничивает способность мировых центров бороться с общими вызовами, в том числе проблемами Большого Ближнего Востока, и мешает стабильному развитию мировой экономики. Сотрудничество по борьбе с та­кими вызовами, как международный терроризм, ядерная безопасность и распростра­нение ОМУ, носит в лучшем случае фрагментарный и спорадический характер. Усили­вается бифуркация между западными и незападными, глобальными и региональными институтами управления.

С учетом того, что главной ареной мировой конкуренции и соперничества становится АТР, единственной площадкой, где этот раскол может быть смягчен, является Европа. Пока на фоне украинского конфликта и остроты российско-за­падного столкновения это кажется неправдоподобным. Однако следует помнить, что в глобальном контексте споры вокруг конституционной реформы на Украи­не и расширения натовской инфраструктуры в Восточной Европе носят провин­циальный характер, и их глобальная значимость со временем будет идти на спад. Не случайно Китай уже занимает гораздо большее место в предвыборных дебатах в США, чем Россия и Украина вместе взятые. Именно в АТР будет иметь место са­мая интенсивная гонка вооружений. Там же будут вестись наиболее ожесточенные торговые споры.

Каким образом Россия и ЕС, принадлежащие к разным и все более расходящим­ся политико-экономическим сообществам, могут способствовать сглаживанию этого раскола? Прежде всего, нормализацией экономических и активизацией человеческих отношений. Для этого необходимо снять экономические санкции и контрсанкции, восстановить нормальные бизнес-отношения, а также возобновить визовый диалог, взаимодействие по отдельным секторам экономики и интенсифицировать сотрудни­чество в сфере культуры, образования, науки и туризма. Для этого Евросоюзу придется пересмотреть ранее принятые решения, например, увязку продолжения визового диа­лога с РФ с возвратом Крыма Украине.

Данные шаги вовсе не обязательно будут означать возвращение России и ЕС к идее «общего пространства от Лиссабона до Владивостока» или «капитуляцию» одной из сторон. По стратегическим вопросам их отношения по-прежнему останутся в спяч­ке. Возобновление диалога по новому стратегическому соглашению, практики самми­тов, заседаний Постоянного Совета Партнерства и большинства экономических диало­гов пока невозможно, да и не нужно.

Выстраивание нормальных бизнес-отношений и культурно-гуманитарного со­трудничества не подтолкнет ни одну из сторон к более наступательной политике в ре­гионе «общего соседства» и друг в отношении друга – равно как их разрыв не заставил их изменить политику в более компромиссную сторону. Они необходимы сами по себе, в интересах бизнеса и общества России и стран ЕС, а также с точки зрения сглаживания глобального политико-экономического раскола.

В более долгосрочной перспективе важным шагом по минимизации это­го раскола стало бы взаимное признание ЕС – ЕАЭС и начало ими переговоров по торгово-экономическим вопросам с выходом на экономическое соглашение. Не преодолевая принадлежность России и ЕС к разным политико-экономическим сообществам, оно создало бы в их взаимоотношениях нормальные правила, и их экономическое сотрудничество пошло бы вверх – к взаимной выгоде сторон. Одна­ко в краткосрочной перспективе это вряд ли реализуемо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: