Какой Евросоюз нужен России?




В последнее время в странах ЕС сформировалось убеждение, что Россия заин­тересована в дезинтеграции и ослаблении Евросоюза и всячески этому содействует. В качестве доказательства говорится о стремлении Москвы решать часть вопросов на двустороннем уровне, якобы финансировании правых политических партий и ее неже­лании вести диалог с руководством наднациональных институтов ЕС, прежде всего Ев­рокомиссии.

Это обвинение не выдерживает критики. Россия ведет диалог со странами ЕС по таким вопросам, как энергетика и безопасность, на двустороннем уровне не потому, что хочет «развалить» Евросоюз, а потому, что именно это предусмотрено европей­ским правом, в соответствии с которым указанные сферы относятся к компетенции государств-членов. Сами страны ЕС не готовы делегировать их на наднациональный уровень и стремятся решать, откуда импортировать энергоносители и как обеспечи­вать национальную безопасность, именно на национальном уровне. В том, что Мо­сква ведет соответствующие переговоры с теми из них, кто заинтересован в сотруд­ничестве, нет ничего зазорного и «дезинтеграционного»– равно как в двусторонних же переговорах государств ЕС с США об импорте американского СПГ.

Также нет ничего предосудительного в предоставлении Россией поддержки тем политическим силам внутри Евросоюза, которые выступают за сближение с ней и гото­вы принимать – или, по крайней мере, признавать, российскую точку зрения по таким вопросам, как Сирия или Украина. То же и даже в еще большем объеме делает Евросо­юз в отношении российских прозападных политиков и организаций.

Наконец, не вина Москвы, что политика внутри Евросоюза в отношении нее строится в последние годы на основе наименьшего общего знаменателя, и роль стран ЦВЕ и Балтии в его формировании значительно возросла. На этом фоне России дейст­вительно выгоднее взаимодействовать на двустороннем уровне с теми странами вну­три ЕС, которые заинтересованы в более конструктивном сотрудничестве.

Более того, российское двустороннее взаимодействие со странами ЕС не идет по части «игнорирования» Евросоюза ни в какое сравнение с политикой самого ЕС в от­ношении государств-членов ЕАЭС. Здесь фактор евразийской интеграции просто иг­норируется, и ЕС продолжает заключать всеобъемлющие соглашения с Казахстаном, Арменией и другими странами, как если бы ЕАЭС не существовало вовсе. При этом в Брюсселе не скрывают, что считают ЕАЭС искусственной организацией, «ненастоя­щей» интеграцией, и не готовы к тому, чтобы выстроить с ним полноценные отноше­ния по типу тех, что у Евросоюза есть с другими интеграционными объединениями (АСЕАН, МЕРКОСУР и так далее).

На деле Россия, в отличие от политики ЕС в отношении ЕАЭС, заинтересована в сильном, интегрированном и эффективном Евросоюзе. Это связано с ее объектив­ными интересами в области экономики, политики и безопасности, как в Европе, так и на Ближнем Востоке и в мире в целом. Слабый Евросоюз не способен выступать эф­фективным партнером по вопросам европейской безопасности, оказывать стабили­зирующее воздействие на ближневосточный регион и гарантировать энергетические интересы России. Во многом нынешнее плачевное состояние российско-европейских отношений является результатом процессов дезинтеграции и фрагментации, которые происходили в ЕС с 2004–2005 годов.

Во-первых, Россия нуждается в сильном Евросоюзе как партнере по вопро­сам европейской безопасности. Сильный ЕС сможет оказать эффективное воздейст­вие на Украину, принимать участие в обсуждении проблем «жесткой безопасности» (ПРО, ТЯО, РСМД, ДОВСЕ, контроль над вооружениями в целом, расширение инфра­структуры НАТО в Восточной Европе). А также выступать дееспособным партнером по обсуждению и формированию системы европейской безопасности в целом и по правилам игры в отношении стран «общего соседства», в частности. Дееспособный и уверенный в себе Евросоюз будет менее склонен рассматривать Россию как внеш­нюю угрозу и тем более – гипертрофировать этот образ, используя его как «объеди­няющее иное».

Слабый же ЕС, напротив, сам представляет собой отдельную проблему ев­ропейской безопасности. Он инстинктивно тянется к США и призывает их к даль­нейшему наращиванию своей роли в европейской безопасности и военного присутствия в Восточной Европе, в результате чего геополитический и военно-по­литический раскол континента углубляется. Раздробленный и не способный про­водить единую внешнюю политику Евросоюз не может ни оказать давления на Ук­раину, принудив ее к выполнению ее части Минских соглашений, ни договориться с Россией о правилах игры в отношении стран «общего соседства». Более того, в нынешнем состоянии он не в состоянии выработать новую политику на восточ­ном направлении в принципе. Наконец, слабый ЕС не может обсуждать проблемы военной безопасности, и единственным контрагентом России в этих вопросах по­прежнему остаются США. Во многом провал дискуссий 2008–2013 гг. по вопросам реформы системы евробезопасности связан именно с ослаблением и фрагмента­цией Евросоюза.

Во-вторых, мнение о том, что слабый и раздробленный Евросоюз станет проводить более благожелательную политику в отношении России, чем сильный и консолидированный, ошибочно. Наоборот, слабый ЕС стремится использовать фактор России как «объединяющее иное» и искусственно культивирует в ней образ угрозы. Это было особенно очевидно в 2014–2015 гг. в его политике по украин­скому кризису. Кроме того, во фрагментированном и разобщенном ЕС наиболее антироссийские страны, прежде всего Польша и государства Балтии, оказыва­ют большее воздействие на принятие решений и выработку общего знаменателя, чем в сильном Евросоюзе, где они играют второстепенную роль. Наконец, слабый ЕС создает больше возможностей для влияния США и их участия в выработке его внешнеполитического курса.

В-третьих, только сильный и сплоченный Евросоюз способен выступать надеж­ным импортером российских энергоносителей, как это было вплоть до 2005–2006 гг., когда в ЕС начались фрагментация и раздрай. Проблемы со строительством новых газопроводов из России в ЕС в обход транзитных стан («Южный поток»), связаны именно с отсутствием у Евросоюза общей энергетической политики, что позволя­ет отдельным странам блокировать проекты, которых Евросоюз в целом объектив­но заинтересован. В случае с «Южным потоком» Болгария руководствуется в боль­шей степени интересами США, чем большинства стран ЕС. В равной степени слабый и раздробленный ЕС не способен выработать с Россией и Украиной такое решение, которое обеспечивало бы надежный транзит российского газа через украинскую территорию. Наконец, укрепление институтов ЕС в энергетической сфере может умерить страхи отдельных стран ЕС, что Россия применит против них «энергетиче­скую дубинку», и в результате понизит политизацию и секьюритизацию энергети­ческих отношений Россия – Евросоюз в целом.

В-четвертых, Россия нуждается в сильном ЕС как партнере по решению про­блем Ближнего Востока. Только будучи дееспособным глобальным игроком, способ­ным проводить общую внешнюю политику, ЕС сможет оказывать дисциплинирующее воздействие на Турцию, Саудовскую Аравию и Иран и участвовать в создании на Ближ­нем Востоке нового международно-политического порядка с их достойным участием. Слабый Евросоюз, который не в состоянии осуществлять эффективную миграционную и конртеррористическую политику, лишь раздувает ближневосточный пожар, и собы­тия 2011–2015 гг. тому наглядное подтверждение.

В-пятых, только сильный Евросоюз, который в состоянии выступать одним из глобальных центров силы, способен ослабить тенденцию раскола мира на два боль­ших политико-экономических сообщества и сделать этот мир более сбалансирован­ным. Консолидированный ЕС будет сильным и уверенным переговорщиком с США по ТТИП и более интересным партнером для Китая. Слабый же ЕС, все более подчиняю­щийся Вашингтону политически и экономически, напротив, выступает мощным фак­тором глобального раскола.

Таким образом, российское фокусирование на двусторонних отношениях со странами ЕС является вынужденной мерой и объективной необходимостью в усло­виях внутреннего состояния Евросоюза и превалирующих в нем процессов ослабле­ния и фрагментации, имеющих всецело внутренний генезис, а не инспирированных из Москвы. Однако это положение вещей не способно обеспечить стратегические интере­сы Москвы в области экономики, энергетики и безопасности. Для этого ей необходим сильный и внутренне сплоченный Евросоюз.

Разумеется, остается аргумент, что мощный и консолидированный Евросоюз бу­дет еще более привлекателен для стран постсоветского пространства, и Брюссель на­чнет проводить более активную и даже агрессивную политику, подрывая тем самым влияние и интересы России. Однако и тут не все так однозначно. Наступательность на постсоветском пространстве Евросоюз проявлял как раз в период внутреннего кризи­са, отчасти пытаясь компенсировать внешнеполитическими «победами» поражения внутри. Тем более, сильный Евросоюз и его безграничное расширение на восток – пря­мо противоречащие друг другу вещи, и история его развития после расширения 2004 и 2007 гг. это полностью подтвердила. Напротив, сильный ЕС будет более способен вы­работать новую политику на восточном направлении, учитывающую реальность вто­рого центра интеграции в Большой Европе.

Что же касается привлекательности ЕС для постсоветских стран, то это вопрос скорее к России и к ЕАЭС, нежели к Евросоюзу. Если Россия сумеет, проведя необходи­мые реформы, стать примером для подражания для ближайших соседей, а также умело инструментировать объективную зависимость постсовестких стран от себя и евразий­ской интеграции, то никакой ЕС ей не будет помехой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: