Основы клинической диагностики




Диагностика болезней животных


 

План

 

1. Основы клинической диагностики

2. Классификация и номенклатура болезней. Нозологические единицы и формы

3. Симптомы болезни: их классификация, распознавание и оценка диагностической значимости

4. Синдромы болезней животных и их классификация

5. Диагноз болезни и его классификация. Нозологические термины диагноза. Прогноз болезни

 


Основы клинической диагностики

 

Клиническая диагностика (греч. klinicalis - искусство врачевания и diag- nosticon - способный распознавать) - наука о распознавании болезней животных. Необходимость такой науки наиболее полно объясняет древнее изречение:bene diagnoscit - bene curat Кто хорошо диагностирует - хорошо лечит

Т.е. нашей дисциплине можно дать и другое определение - это наука о постановке диагноза. В учебнике дано развернутое определение клинической диагностики - это важнейший раздел клинической ветеринарии, изучающий современные методы и последовательные этапы распознавания болезней и состояния больного животного с целью планирования и осуществления лечебно- профилактических мероприятий. В литературе можно встретить и другие определения, которых в настоящее время не менее восьми.

Иногда клиническую диагностику называют пропедевтикой (греч. propaideuo - предварительно обучаю), поскольку она дает основу для дальнейшего изучения внутренних незаразных болезней, эпизоотологии, паразитологии, акушерства, хирургии и др. дисциплин. Естественно, освоение клинической диагностики невозможно без знания анатомии, физиологии, биохимии, микробиологии, патфизиологии и др. предметов.

Клиническая диагностика складывается из трех основных разделов, взаимосвязанных между собой:

1. Методы наблюдения и исследования животного, т.е. этот раздел включает технику и порядок использования методов при исследовании отдельных систем и органов, кратко его можно назвать "врачебная техника".

2. Изучение выявленных признаков, их отклонение от показателей, которые должны быть у здоровых животных. Т.е. этот раздел изучает симптомы и называется семиологией (семиотикой), от греч. semejon - признак.

3. Особенности мышления врача при распознавании заболевания - методика диагноза.

Диагностический процесс начинается с овладения методами наблюдения и исследования больного животного. Насколько специалист успешно овладел этими диагностическими приемами, настолько он будет успешно выявлять признаки болезни - симптомы. На основании многовекового опыта создана схема обследования больного животного, позволяющая получить наиболее полную информацию о состоянии организма и о признаках болезни. С этой целью используются многочисленные и разнообразные приемы и методы, которые постоянно обогащаются и совершенствуются.

Необходимую для диагностики информацию врач получает из рассказа владельца животного или от лиц, ухаживающих за ним, при объективном исследовании пациента с помощью различных методов (общих, инструментальных, лабораторных и др.). Полученные при этом сведения фиксируются в специальных документах: журналах учета амбулаторно или стационарно больных животных, в истории болезни или диспансерной карте. При этом все более широкое применение для записи информации получают ПЭВМ или компьютеры. Их использование помогает не только хранить информацию о больных животных, но и применять математические методы диагностики патологических процессов, чего в ветеринарной медицинне пока что не праткику- ется.

Как мы уже отмечали, раздел диагностики, занимающийся выявлением и описанием признаков болезни называется семиотикой. Признак или симптом болезни - это статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин. Можно сказать и несколько иначе: симптом болезни - это возникновение качественно нового, несвойственного здоровому организму явления. Подробнее на симптомах мы остановимся при рассмотрении 3-го вопрса лекции.

Методика постановки диагноза требует умения не только правильно провести исследование больного, не только выявить признаки болезни, но и проанализировать симптомы, сгруппировать их по причинам, найти связь между ними и на основании этого сделать заключение, которое и называется диагнозом. Цепь этих логических рассуждений составляет суть так называемого врачебного мышления, которому, как и всякому другому, присущи законы формальной и диалектической логики. Врач пользуется в своей деятельности такими категориями, как понятие, суждение, индукция и дедукция, анализ и синтез, создание идей и гипотез и т.д. Это требует от него большого запаса знаний, хорошей памяти, эрудиции, интуиции и еще многих-многих других хороших качеств, которые Вы и должны развить в себе. В том числе неотъемлемой частью врачебного мышления является умение работать с животными. Эти навыки потребуются уже на первом занятии по клинической диагностике, поскольку при освоении дисциплины мы практически всегда будем контактировать с животными. При этом необходимо твердо усвоить правила профессиональной этики и деонтологии.

Этика - это наука об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношениях. Профессиональная этика - совокупность норм поведения человека при исполнении им профессиональных обязанностей. Она тесно связана с деонтологией (от греч. deontos - нужное и logos - учение) - наукой о профессиональном долге человека. Она изучает вопросы морали, долга и обязанностей врача. Основная задача ветеринарной деонтологии заключается в том, чтобы воспитывать ветеринарных специалистов в духе служения людям через оказание помощи "братьям нашим меньшим", т.е. животным. Советом нашего факультета в 1998 году утвержден Моральный кодекс врача ветеринарной медицины медицины Республики Беларусь, в котором отражены необходимый профессионально-этические качества специалиста.

С полным текстом этого документа можно ознакомиться у нас на кафедре на стенде, поэтому остановлюсь только на такой проблеме врачебной деонтологии как неуважительное отношение к своим коллегам. Охаять действия другого ветеринарного специалиста в присутствии владельца животного или ухаживающего персонала, чтобы заработать себе дешевый авторитет, стало сейчас скорее правилом, чем исключением. Это явный признак низкой культуры врача.

Поэтому давайте не будем дурно отзываться о других врачах, ибо, как сказал один древний врач, каждый из нас имеет свой счастливый и несчастливый час. Пусть прославляет тебя дела твои, а не язык. Соблюдение этого и некоторых других морально-этических правил позволит стать Вам настоящими специалистами - врачами ветеринарной медицины и поднять на должную высоту престиж нашей профессии.

Что касается истории клинической диагностики, то она богата событиями, фактами и уходит корнями в глубокую древность, когда человек приручил первое животное. Достаточно полно история дисциплины изложена в учебнике, который получите в библиотеке. История нашей кафедры, которой в прошлом году исполнилось 75 лет, а также сведения о сотрудниках приведены на стендах. Кстати, помещения кафедры находятся на 1-м этаже терапевтического корпуса.

Основное научное направление работы сотрудников кафедры является изучение болезней органов пищеварения у свиней и крупного рогатого скота. Проводим научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Часто на кафедру поступают домашние животные для исследований и консультаций, материал для проведения лабораторных анализов. Наши сотрудники обеспечивают также работу ЦНИЛ, которая создана в академии в прошлом году и расположена в корпусе ФПК. Эта лаборатория оснащена современными приборами и оборудованием, не уступающим лучшим зарубежным аналогам.

В проведении исследований нам практически всегда помогают ваши коллеги, студенты, которые занимаются в кафедральном студенческом научном кружке. Они проводят исследования, которые затем оформляют в виде дипломной работы. Таких работ у нас выполняется по 3-5 в год и защищают их студенты на госэкзамене практически всегда на отлично. Кроме этого, наши студенты-кружковцы в последние годы регулярно занимают первые места на республиканском конкурсе студенческих работ. Приглашаю и Вас к работе на кафедре.

Учебная дисциплина "клиническая диагностика" преподается в течение всего третьего курса. В конце осеннего семестра запланирован зачет. В весеннем семестре выполняется курсовая работа. Завершается изучение клинической диагностики сдачей экзамена в летнюю сессию. Кроме этого, где-то в конце мая - начале июня следующего года будет проведена олимпиада по клинической диагностике, победители которой получат отличную оценку по дисциплине без сдачи экзамена. Правда, чтобы стать победителем необходимо не только показать отличные знания на олимпиаде, но и заниматься в течение учебного года только на "отлично" и "хорошо".

Требования на кафедре общепринятые: обязательное посещение лекций и лабораторно-практических занятий (как производится учет присутствующих на лекции и ЛПЗ, порядок отработки пропусков). У всех должен быть конспект лекций, написанный лично (предъявляется на экзамене). На практических занятиях Вы должны быть всегда в халате и головном уборе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: