Восстановление и развитие экономики




 

К концу 1952 г в китайской экономике и финансах произошёл коренной поворот к лучшему Объём валовой продукции сельского хозяйства вырос на 48,5% по сравнению с 1949 г, а производство зерна, хлопка, лубяных волокон, табака, арахиса и сахарного тростника превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановлены ирригационные сооружения, разрушенные во время войны, и построен ряд новых. Объём валовой продукции промышленности возрос на 145% по сравнению с 1949 г и на 30% превысил уровень 1936 г. Производство основных видов промышленной продукции, таких, как сталь, чугун, уголь, электричество, прокат, хлопчатобумажные ткани, сигареты, превысило максимальный уровень, достигнутый до освобождения. Были восстановлены железные дороги и построены новые.

За период с 1949 по 1952 г получили работу более 2 млн. безработных. Таким образом, можно сказать был положен конец безработицы старого Китая. Средняя заработная плата поднялась на 70%, а доходы крестьян – более чем на 30%. Общий объём розничного товарооборота увеличился почти в 2 раза.

 


2. СОЦИАЛИСТИЧИСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

 

2.1 Социально-экономическая структура и генеральная линия Коммунистической партии Китая на переходный период

 

Переходный период, начавшийся созданием КНР в 1949 г., закончился в 1956 г., когда в основном были завершены социалистические преобразования. В результате отмены привилегий, предоставленных в свое время империалистическим государствам, конфискации бюрократического капитала и завершения аграрной реформы была разрушена полуфеодальная и полуколониальная социально-экономическая структура. Вместо нее образовалось пять экономических секторов.

Государственная экономика. Представляла собой социалистический сектор экономики, основанный на общенародной собственности. Это была ведущая сила национальной экономики и материальная основа для социалистических преобразований. На этот сектор в 1952 г. приходилось 19,1% произведенного национального дохода. Он получил приоритет в государственной программе экономического развития.

Кооперативная экономика. Представляла собой социалистический или полусоциалистический сектор экономики, основывающийся на коллективной собственности трудящихся. Некоторые кооперативы все еще разировались на частной собственности на средства производства и являлись полусоциалистическими. Они представляли собой переходную форму к коллективной организации производства крестьян, ремесленников и других индивидуальных тружеников. На этот сектор в 1952 г. приходилось 1,5% произведённого национального дохода.

Индивидуальная экономика. Крестьяне-единоличники, ремесленники и другие индивидуальные труженики давали в 1952 г. 71,8% национального дохода.

Частнокапиталистическая экономика. Экономика национальной буржуазии, которая сохранилась после конфискации предприятий, принадлежавших бюрократическому капиталу. Этот сектор давал в 1952 г. 6,9% национального дохода.

Государственно-капиталистическая экономика. Капиталистическая экономика, находившаяся под управлением; государства, связанная с теми или иными формами социалистической государственной экономики и функционировавшая под контролем рабочих, являлась переходной формой, при помощи которой государство осуществляло социалистическое преобразование капиталистических предприятий. В 1952 г. на ее долю приходилось лишь 0,7% произведенного национального дохода.

Существование пяти секторов экономики определяло переходный характер экономической структуры страны. К концу 1952 г., когда было завершено восстановление экономики, ЦК КПК выдвинул генеральную линию на переходный период к социализму. Она предусматривала в весьма короткий срок постепенное решение двух задач: осуществление социалистической индустриализации и социалистическое преобразование сельского хозяйства, кустарной промышленности, капиталистической промышленности и торговли. Эта генеральная линия была провозглашена в 1953 г., а в 1954 г. принята и включена в Конституцию КНР на первой ВСНП четвертого созыва.

Под руководством КПК с 1953т. на плановой основе и в крупных масштабах начали осуществляться социалистические преобразования, началось социалистическое строительство.

 

2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства

 

После проведения аграрной реформы сельское хозяйство Китая было представлено капиталистическими хозяйствами богатых крестьян и огромным морем индивидуальных крестьянских хозяйств.

Реформа освободила крестьян от феодальной эксплуатации и угнетения и улучшила их положение. Трудовой энтузиазм крестьян вызвал скачок в сельскохозяйственном производстве по сравнению с уровнем, достигнутым до освобождения страны, но возможности индивидуального хозяйства были ограничены. Раздробленность крестьянской экономики препятствовала рациональному использованию земли и применению новой сельскохозяйственной техники. Производительность труда оставалась низкой, и крестьяне при незначительных накоплениях не имели возможности расширять производство и бороться со стихийными бедствиями. Хотя жизнь в деревне несколько улучшилась в результате аграрной реформы, подавляющее большинство крестьян не почувствовали изменений к лучшему: в стране по-прежнему ощущался дефицит земли, сохранялась отсталая агротехника. Между тем в деревне происходила поляризация сил, т. к. аграрная реформа не уничтожила различий между хозяйствами богатых и бедных крестьян. Количество сделок купли-продажи земли увеличилось. Вновь появились аренда земли и эксплуатация наемного труда. Серьезно выросли масштабы ростовщичества и спекуляции, повсюду стали появляться новые хозяйства богатых крестьян. Крестьяне, особенно бедные, которые составляли подавляющее большинство сельского населения и которые получили землю в результате аграрной реформы, но нуждались еще в других средствах производства, изъявили свое желание организовываться в кооперативы.

Существовало резкое противоречие между интересами мелких крестьян и программой индустриализации. Сельское хозяйство занимало значительный удельный вес в китайской экономике. Рост промышленности во многом зависел от количества сырья, поступающего из сельского хозяйства, от состояния сельского. Рост населения в городах и индустриальных центрах требовал все больше и больше зерна, и сельскохозяйственных продуктов. Из-за низкой производительности и распыленности индивидуальная крестьянская экономика была неспособна удовлетворить растущие нужды индустриализации.

Недостаточное развитие сельскохозяйственного производства выявилось сразу после того, как в 1953 г. началось широкомасштабное промышленное строительство. В зиму 1953/54г. государство ввело монополию на закупку и продажу зерна, хлопка и других важнейших продуктов сельского хозяйства. Это ослабило противоречие между индивидуальной крестьянской экономикой и государственной промышленностью, но до конца не разрешило его. Социалистическое преобразование сельского хозяйства стало решающим условием индустриализации страны.

Исходя из этой объективной необходимости, КПК и центральное правительство поставили задачу социалистического преобразования сельского хозяйства. Было организовано небольшое число кооперативов, на которых проводились эксперименты и отрабатывались различные организационные формы. Движение за кооперирование сельского хозяйства развернулось в полную силу в 1953 г. Крестьяне как мелкие собственники постепенно готовились перейти к коллективному производству. В качестве основных принципов осуществления социалистических преобразований в сельском хозяйстве Китая были приняты следующие: добровольность и взаимная выгода, убеждение на типичных примерах новых коллективных форм хозяйства и помощь со стороны государства. В перестройке производственных отношений в деревне последовательно использовались три организационные формы: бригады трудовой взаимопомощи, сельскохозяйственные производственные кооперативы низшего типа и сельскохозяйственные производственные кооперативы высшего типа. Такой путь преобразования был наиболее приемлемым, т. к. позволял крестьянам перейти к коллективному производству, избегая или сводя к минимуму потери, которые могли бы возникнуть при резких переменах.

В июле 1955 г. Мао Цзэдун сделал доклад "Вопросы кооперирования в сельском хозяйстве", в котором подвел итоги движения за кооперирование. К концу 1955 г. было кооперировано 14,2% крестьянских хозяйств. Большинство этих кооперативов представляли собой кооперативы низшего типа, где доходы делились по величине земельного пая. К концу 1956 г. были объединены в кооперативы уже 96,3% крестьянских хозяйств, 87,8% этих кооперативов представляли собой кооперативы высшего типа, где члены получали доходы исключительно в зависимости от величины их трудового вклада. Объем валовой продукции сельского хозяйства неуклонно возрастал. Социалистическое преобразование сельского хозяйства было в основном завершено.

В 1958 г. по всему Китаю были созданы народные коммуны. Более 740 тыс. производственных сельскохозяйственных кооперативов были реорганизованы в 26 тыс. коммун.

 

2.3 Социалистическое преобразование кустарной промышленности

 

Важную роль в экономике старого Китая играла кустарная промышленность. Китайские кустари были заняты во многих отраслях народного хозяйства, производя огромное количество потребительских товаров и средств производства. В деревне от 60 до 70% средств производства и товаров повседневного спроса поставлялось кустарями. В 1952 г., когда восстановление экономики было завершено, на кустарную промышленность приходилось 8,8% производства валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. В кустарной промышленности было занято более 7,36 млн. человек, не считая крестьян, для которых занятие кустарными промыслами носило вспомогательный характер. Подобно индивидуальной крестьянской экономике, индивидуальная кустарная промышленность характеризовалась распыленностью, мелкими масштабами производства, отсталой технологией и низкой производительностью труда. Большинство кустарей с трудом сводили концы с концами. Отсутствовало Социальное страхование от болезней, травм или смерти. Кустари находились под постоянной угрозой быть вытесненными современной промышленностью. Поэтому они в большей мере были настроены на создание кооперативов. При преобразовании кустарной промышленности на кооперативной основе также последовательно использовались названные выше 3 организационные формы кооперативов. Т.к. кустарная промышленность работала главным образом на рынок, первым шагом социалистического преобразования было объединение в производственные группы по снабжению сырьем и сбыту готовой продукции; вторым — создание снабженческо-сбытовых кооперативов; третьим — образование кустарных производственных кооперативов на основе коллективной собственности на средства производства. В 1952 г. в кооперативы было объединено 3,1% кустарей, а в 1955 г. — 26,9%. К концу 1956 г., когда начался подъем кооперирования в сельском хозяйстве, в кооперативы было объединено 91,7% кустарей, а доля кооперативов в валовой продукции кустарной промышленности достигла 93%. Таким образом, кооперирование кустарей фактически было завершено.

 

2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли

 

Лотошники и собственники маленьких магазинов являлись мелкими торговцами. По данным обследования в 1955 г. в 2,8 млн. таких хозяйств было занято 3,3 млн. человек. На их долю приходилось 96% хозяйств частной торговле и 65% торгового оборота частной коммерции. В конце 1955 г. с развертыванием общенациональной кампании за социалистические преобразования большая часть мелких торговцев и лотошников организовала кооперативные бригады и магазины. К концу 1956г кооперативные бригады в розничной торговле и ресторанном деле объединили 4,15 млн. хозяйств, составлявших 46% от общего числа хозяйств, занятых в мелком бизнесе, 800 т., хозяйств было объединено в кооперативные магазины, объединявшие 32% хозяйств. Много мелких торговцев и лотошников создали смешанные предприятия под объединенным дарственно-частным руководством. Около 40 тыс. предприятий оставались самостоятельными, главным образом потому, что не могли объединиться из-за слишком большой разбросанности по территории страны.

 

2.5 Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли

 

Сразу после освобождения Китая бюрократический капитал был конфискован и передан в государственную собственность.Капиталистическую промышленность и торговлю представляли предприятия и магазины, принадлежавшие национальным капиталистам. В первое время после образования КНР капиталистический сектор оставался важной частью экономики Китая.

Учитывая двойственную роль национальной капиталистической экономики, двойственный политический характер национальной буржуазии, народное правительство проводило политику использования, ограничения и преобразования капиталистической промышленности и торговли.

В течение определенного периода времени в интересах развития экономики страны и улучшения жизни народа допускалось в известной степени развитие капиталистических предприятий. С 1949 по 1952 г. объем валовой продукции капиталистических промышленных предприятий увеличился на 54 %, а розничный товарооборот предприятий частной торговли возрос на 20%.

Политика ограничения была направлена на сужение сферы капиталистической эксплуатации путем установления прогрессивных ставок налогов, контроля за заработной платой, а также установления контроля над распределением прибыли капиталистических предприятий. Государство использовало как экономические, так и административные меры, чтобы ослабить анархию капиталистического производства и пресечь спекуляцию капиталистов на рынке и другие незаконные виды деятельности. Политика преобразования была направлена на замену капиталистической собственности на средства производства на социалистическую. Две организационные формы были последовательно использованы, чтобы достичь этой цели: превращение капиталистической собственности в государственно-капиталистическую и государственно-капиталистической в социалистическую. Чтобы дать капиталистам достаточно времени для адаптации к социалистическим преобразованиям, переход от капитализма к государственному капитализму происходил постепенно. Низшая форма государственного капитализма характеризовалась или тем, что капиталистическая промышленность снабжалась сырьем и материалами государством и работала по государственным заказам, или тем, что всю свою продукцию продавала государству. Частные торговые предприятия действовали в качестве агентов по закупке товаров для государственной торговли. При высшей форме госкапитализма создавалась единая государственно-частная собственность.

Поскольку государство контролировало производство значительной части сырья, оно начало в 1950 г. втягивать частные предприятия в орбиту государственного капитализма путем снабжения их сырьем и материалами, установления системы государственных заказов или путем закупки и продажи всей производимой ими продукции. В 1954 г. начался процесс преобразования капиталистических заводов и фабрик в государственно-частные предприятия. В торговле, где государство контролировало оборот основных товарных ресурсов посредством развития государственной и кооперативной торговли, оно налаживало оптовую торговлю с частными магазинами и разрешило им заниматься розничной торговлей на комиссионных началах. К 1954 г. низшая форма государственного капитализма была широко распространена в торговле.

Установление монополии на закупку и продажу зерна и других основных продуктов сельского хозяйства позволило государству прервать связи между капиталистическими предприятиями города и индивидуальной крестьянской экономикой и таким образом способствовало социалистическому преобразованию капиталистической промышленности и торговли.

Государственно-частные предприятия, представлявшие собой ранее лишь отдельные островки, к концу 1956 г. охватили 90% капиталистических промышленных предприятий, на их долю приходилось 99,8 % производства валовой продукции последних. 82% частных торговых предприятий стали государственно-частными.

В государственном капиталистическом секторе средства производства, формально принадлежавшие капиталистам, использовались и распределялись государством централизованно. Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли было в основном завершено.

Поставив перед собой цель перехода к социализму путем мирного преобразования капитализма, государство осуществляло постепенно выкуп средств производства, принадлежавших ранее капиталистам.

После образования государственно-частной собственности руководящий персонал бывших капиталистических предприятий был трудоустроен, а о тех, кто не мог работать, государство соответствующим образом позаботилось, в частности некоторым из них были назначены пособия. По данным обследований, в 1957 г. 710 тыс. бывших частных собственников получали фиксированный процент, 100 тыс. бывших работников управленческого аппарата была предоставлена работа. Из них 60 - 65% оказались заняты непосредственно в производстве или торговле, а 35 - 40% — в аппарате управления, причем им была сохранена высокая заработная плата. Социалистическое преобразование капиталистической экономики шло рука об руку с перевоспитанием капиталистов. Путем политического воспитания государство помогло им из эксплуататоров стать людьми, живущими за счет собственного труда.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: