Экзаменационные билеты к дисциплине




«РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ»

БИЛЕТ № 1
1) Мировая политика в условиях глобализации и особенности политики России. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономики на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем[1]. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов[2]. Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития[3]. Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась»[4]. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли. Глобализация тесно связана с процессом централизации субъектов управления (централизации власти). В политике глобализация заключается в ослаблении национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. Наблюдается процесс трансформации национальных государств в постсовременные. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам. В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает всё большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причём регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов. Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая семёрка и Большая двадцатка; причём второй касается в основном экономических проблем. Больша́я двадца́тка (также G20 или G-20, Группа двадцати; официально — англ. The Group of Twenty, major advanced and emerging economies [1]) — клуб правительств и глав центральных банков государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой[2]. Участниками являются 20 крупнейших национальных экономик — Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский союз. Европейский союз представлен председателем Европейской комиссии и председателем Европейского совета[3]. Кроме того, обычно на встречах G20 присутствуют представители различных международных организаций, среди которых Совет по финансовой стабильности, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация Объединённых Наций и Всемирный банк[2]. В совокупности, G20 представляет 85 % мирового валового национального продукта, 75 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две трети населения мира[2]. Является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. Была создана в ответ на азиатский финансовый кризис конца 1990-х[2] и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений. Переход от «большой семерки» к формату G20 был ускорен из опасения катастрофы глобальной экономики в общемировой экономический кризис 2008 года[4]. Группа семи (англ. Group of Seven, G7) — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов. «Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.  
2) Политика «разворота на Восток». У большинства экспертов не вызывает сомнения высокий уровень политического доверия между руководителями России и Китая. Однако дотягивается ли до этой планки практическое сотрудничество между двумя странами - большой вопрос. В 2015 году двусторонняя торговля резко упала на 30%. Также сократились взаимные инвестиции, катастрофически - до 2% - снизилась доля машинотехнической продукции в российском экспорте. Отчасти это стало результатом падения рубля и цен на экспортируемые в КНР российские товары (более 90% составляют углеводороды, минеральное сырье и древесина) и соответствующего роста цен на импортируемые китайские товары. Но есть и другие, более глобальные причины. Бизнес-элита с обеих сторон считает, что ее партнеры слишком ориентированы на Запад, зависят от сотрудничества с США и Европой. В частности, в ходе прошедших в конце мая и начале июня в Москве и Пекине двусторонних научных конференций китайские исследователи неоднократно ставили вопрос об "отсутствии" или "недостаточном доверии" при осуществлении крупных экономических и инвестиционных проектов, в том числе со стороны России. Так ли это? Сигналы, посланные руководителями двух стран Владимиром Путиным и Си Цзиньпином в ходе их московских и пекинских встреч - соответственно май и сентябрь 2015 года - были однозначно поддержаны в России, в том числе и представителями бизнес-элиты, которая на фоне западных санкций развернулась на Восток. За прошедший год практически все ее представители побывали в КНР, а некоторые встали во главе двусторонних неправительственных структур. Например, российский бизнес-омбудсмен Борис Титов и крупный предприниматель Виктор Вексельберг, не говоря уже об имеющем собственный бизнес в Китае Олеге Дерипаске. Но, возвращаясь из поездок в Китай, российские бизнесмены не скрывали своего разочарования, ибо не могли договориться с китайскими партнерами по различным финансовым и техническим причинам. Среди этих причин назывались: зависимость китайских банков от поддерживающих антироссийские санкции западных финансовых структур и вызванные этим трудности с проведением платежей, а также предоставлением кредитов и инвестиций. Далее – это слабая информированность сторон о нормативно-правовой базе в РФ и КНР, а также отсутствие государственных гарантий для среднего и малого бизнеса. В результате у российского делового мира появились вопросы к собственному правительству: "Как строить дальше бизнес с Китаем?". Парадокс в том, что между КНР и странами Запада нет политического доверия, сравнимого с тем уровнем сотрудничества, который налажен между Москвой и Пекином. Но это не мешает Китаю достигать заоблачных высот в торговле с ЕС ($650 млрд), США ($600 млрд), Японией ($350 млрд) и другими партнерами. В то же время Россия является всего-навсего 16-м по счету торговым партнером Китая ($63,6 млрд). Кроме того, у стратегически мыслящего российского бизнеса стали возникать и правовые вопросы об участии в реализации объявленных лидерами двух государств задач по сопряжению проектов Евразийского экономического союза с Шанхайской организацией сотрудничества и имеющим трансконтинентальный характер Экономическим поясом Шелкового пути. Как пойдет согласование проектов – на двусторонней или многосторонней основе? Ответы на эти и другие вопросы, возможно, будут получены в ходе предстоящего в июне визита президента России в Китай. Россия не может и не должна превратиться в сырьевой придаток, а наше сотрудничество обязано уверенно идти вперед, прежде всего в инновационной и научно-технической сфере. Для этого ближайшими задачами должны стать "уплотнение контактов" с китайскими государственными банками, не имеющими зарубежных активов и не зависящими от Запада. Особенно это касается поддержки среднего и малого бизнеса, вплоть до назначения на государственном уровне таких банковских структур, а также создание межгосударственного инвестиционного фонда с учетом перспективы интернационализации китайского юаня (подобные проекты, кстати, уже реализуются между Пекином и Вашингтоном). Кроме того, следует задуматься и над вопросом подготовки молодых специалистов по темам "Как делать бизнес в Китае и России", "Нормативно-юридическая база для осуществления коммерческой деятельности в наших странах" и др. Словом, следует выстраивать инфраструктурную основу "взаимного, а не одностороннего разворота". Рассмотрим основные российско-китайские проекты, реализуемые в рамках внешнеэкономической деятельности. В топливно-энергетическом комплексе: − контракты о поставках российского газа в Китай, подписанные ОАО Газпром и Китайской национальной нефтяной корпорацией; − меморандум о взаимоотношениях между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Агентством по атомной энергии КНР о сотрудничестве в сооружении плавучих АЭС; − соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РусГидро» и «Пауер Чайна». Транспорт и транспортное машиностроение: − соглашение о стратегическом сотрудничестве между ОАО «РЖД» и корпорацией «Китайские железные дороги»; − трехстороннее соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству автомобилей», включающего в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запасных частей» на территории Тульской области между правительством области, ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства и компанией «GreatWall»»; − соглашение о сотрудничестве между ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»» и «JizhouZhongyiFRPCo.Ltd». Межбанковское и инвестиционное сотрудничество: − меморандум о взаимоотношении между российско-китайским инвестиционным фондом и компанией «HopuJnvestments» в отношении инвестиций в развитие логистической инфраструктуры в России и Китае; − рамочное соглашение между ОАО «Газпромбанк» и Государственным банком развития Китая о стратегическом сотрудничестве; − соглашение о кредитном сотрудничестве между Внешэкономбанком и Экспортно-импортным банком Китая. Развитие инфраструктуры и производство стройматериалов: − партнерское соглашение между ОАО «Ростелеком» и компанией «Хуавэй» о сотрудничестве с целью предоставления современных телекоммуникационных услуг в рамках реализации национальной программы по ликвидации цифрового неравенства; − контракт между «Евроцемент групп» и SINOMAInternationalEngineering на строительство новой технологической линии мощностью 10 тыс т клинкера в сутки на базе закрытого акционерного общества «Михайловцемент» в Рязанской области [6, 7]. Китайская национальная нефтегазовая корпорация СNPC сотрудничает с госкорпорацией «Роснефть» по разведке и добыче углеводородов в Иркутской области, участвуя в СП «ООО «Восток-Энерджи». В то же время Компания «Роснефть» участвует с долей 49 % в проекте строительства в г. Тяньцзине совместного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса мощностью 16 млн т в год. Для реализации проекта создано КОО «Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания». Среди совместных российско-китайских инфраструктурных проектов следует отметить строительство и расширение нефтепровода «Сковородино-Мохэ» и проектируемого газопровода «Сила Сибири». В 2014 г. крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭКподписал контракт с китайской CNPC на поставку 3 млн тонн сжиженного природного газа в год в течение двадцати лет в рамках проекта «Ямал СПГ». Цена на газ будет определяться по формуле с привязкой к нефтяному индексу JCC. Внешэкономбанк, Газпромбанк, «Ямал СПГ» и China Development Bank подписали меморандум по вопросу организации финансирования проекта. Российско-китайский газовый контракт представляет собой создание в России колоссального газоперерабатывающего производства под Белогорском (газоразделительных станций, гелиевого производства и газохимического комбината). Согласно совместному проекту «Газпрома» и «Сибура», на газоразделительных станциях будет выделяться этан — сырье для производства этанола и полимеров (до 2,4 млн тонн полиэтилена в год), в Китай же пойдет сухой метан, который будет использоваться как энергетическое сырье. В перспективе российские компании при содействии государства рассматривают свое участие в следующих глобальных проектах. В области биотехнологий, биофармацевтики — ChinaNationalBiotecGroup(CNBG) (крупный производитель биотехнологических продуктов). Группа занимается разработкой и производством фармацевтических препаратов, биотехнологической продукции, вакцин и медицинской техники. Одной из основных задач группы является выход на международный рынок и переход от выпуска «дженериков» к производству самостоятельно разработанной продукции. В области производства бытовой электроники — HaierGroup Company (в составе группы 240 компаний, 110 технологических центров и заводов; объем ежегодных продаж составляет 13 млрд долл). В области разработки нано-технологий, новых материалов — NationalLaboratoryofSolidStateMicrostructures,NanjingUniversity(специализация — материаловедение, исследования микроструктурных материалов, спектрография физических процессов, исследование теплозащитных свойств новых материалов). В настоящее время компания проводит исследования по 22 международным проектам [8]. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Крапчина Л. Н., Фролов Д. В. О крупнейших проектах российско-китайского внешнеэкономического сотрудничества // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 351-353.
БИЛЕТ № 2
1) Мировая политика в условиях глобализации и особенности политики России.  
2) Проблема консенсуса в рамках СБ ООН.   Очевидно, что самой актуальной проблемой функционирования ООН на современном этапе является несоответствие предусмотренной Уставом системы голосования в Совете Безопасности нынешним политическим реалиям. Созданный после Второй мировой войны механизм согласования воли нескольких великих держав отражал расклад сил того времени, точнее - той эпохи. Как это ни парадоксально, но двухполярный мир с его конфронтацией больше соответствовал юридическому балансу сил и возможностей. Поэтому столь откровенное игнорирование важнейших уставных норм самими же членами Совета Безопасности вплоть до конца ХХ века было невозможным. Сегодня, спустя 60 лет после образования ООН, приходится констатировать, что у нее нет сколько-нибудь действенных механизмов обеспечения безопасности, когда угроза исходит от тех государств, на которых лежит основная ответственность за ее поддержание. ООН оказывается бессильной перед тенденцией к мировому гегемонизму. Говоря о Совете Безопасности, можно выделить, как минимум, три основные проблемы. Во-первых, как уже сказано, он не имеет сколько-нибудь действенных рычагов влияния на государства, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности. В случаях, когда они сами нарушают Устав ООН, Совет Безопасности оказывается юридически несостоятельным для того, чтобы применить соответствующие меры. В результате оказывается под угрозой выполнение главной задачи ООН - поддержания международного мира и безопасности. Во-вторых, практика осуществления принудительных действий с использованием многонациональных вооруженных сил резко расходится с механизмом, который задумывался при подготовке и принятии Устава ООН. Фактически, сейчас от имени ООН военные операции осуществляются отдельными государствами. Такая возможность предусмотрена статьей 48 Устава, однако ее следует рассматривать скорее в качестве резервной, на что указывает смысл статей 42-47, которые прямо наделяют Совет Безопасности правом непосредственно руководить применением силы. Тем не менее Совет Безопасности пошел по пути делегирования своих уставных полномочий отдельным странам, что искажает коллективную волю государств-учредителей ООН. Прямым следствием сложившейся практики стали, на наш взгляд, действия США в Афганистане и Ираке, а также действия НАТО в Югославии. Неспособность ООН организовать применение силы для выполнения своих же решений привела к тому, что появился альтернативный, не предусмотренный международным правом механизм. В-третьих, не первый год возникает вопрос о правомерности количественного и "качественного" состава Совета Безопасности. Если двадцать-тридцать лет назад можно было объяснить особые привилегии Великобритании, Китая, СССР (России), США и Франции их ядерным статусом, то сегодня ядерным оружием де-факто обладают еще ряд государств, а некоторые стоят на пороге его создания. У них, таким образом, появляются все основания претендовать на постоянное членство в Совете Безопасности. Если же учитывать не только военно-политический, но и экономический потенциал государств, то нынешнее влияние на мировые процессы Германии или Японии ничуть не меньше, чем Великобритании и Франции. Наконец, отсутствие среди постоянных членов Совета Безопасности африканских и латиноамериканских государств также может быть истолковано как определенная дискриминация. В связи с этим в доктрине международного права существует точка зрения, согласно которой позиция Совета Безопасности все чаще расходится с позицией самой ООН, поддерживаемой большинством ее членов. Поэтому вполне справедливо выглядят предложения об увеличении числа постоянных членов Совета, что позволит сделать данный орган более представительным. С другой стороны, это решение будет бессмысленным, если не решить две ранее названные проблемы. Постоянные члены
  1. Китайская Республика (в 1971 году под давлением КНР и стран социалистического блока место Китайской Республики передано Китайской Народной Республике, фактически контролирующей большую часть территории Китая)
  2. Франция Франция
  3. Союз Советских Социалистических Республик (в 1991 году Россия Россия приняла на себя права и обязательства бывшего Советского Союза и заняла его место в Совете Безопасности ООН)
  4. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
  5. Соединённые Штаты Америки
Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства-члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:
  1. Африканская группа (54 государства) — 3 места
  2. Азиатская группа (53 государства) — 2 места (+ 1 место постоянного члена — КНР)
  3. Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) — 1 место (+ 1 место постоянного члена — Россия)
  4. Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) — 2 места
  5. Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) — 2 места (+ 3 места постоянных членов — США, Великобритания, Франция)
   
БИЛЕТ № 3
1) Военно-политические аспекты глобальной политики и стратегия России. Одним из значимых факторов в международной среде связан с особой ролью ядерного оружия в системе международного взаимодействия. В начале 21 века его воспринимают более как фактор сдерживания, нежели как оружие имеющее перспективу реального применения. Сегодня ядерный конфликт претерпел существенную трансформацию, однако политика ядерных государств по ограничению широкого распространения потерпела крах, ситуация усложняется когда речь идет о возможном получении ядерного оружия негосударственными участниками МО Наиболее вероятным регионом, где может произойти ядерный межгосударственный конфликт считается гипотетическая война между Пакистаном и Индией в спорной провинции Джамлуу и Кашмир. Довольно высоко оценивается вероятность конфликте с применением ядерного оружия с регионе Ближнего востока Израилем и Ираном. Типы современных международных конфликтов трансрегионального и глобального уровня. Делятся на две категории 1- Конфликты, связанные с трансформацией мирового порядка и перераспределением влияния в мировой системе 2- Внесистемные конфликты, связанные с угрозами от негосударственных участников МО Проблема замораживания конфликтов. Вместо полного завершения конфликтов начала применяться формула их замораживания. Основные возможные сценарии конфликтов в 21 веке 1. Порог применения ядерного оружия снижается. Количество стран, получивших ядерные технологии увеличивается. Шансы его применения в локальных конфликтах выше. 2. Использование ядерного оружия со стороны негосударственных террористических группировок не только за пределами страны но и внутри нее:Пакистан, Афганистан, Ирак, Сирия 3. Борьба за невосполнимые природные ресурсы 4. Большая вероятность развития национально-освободительных, религиозных, сепаратистских и других радикально политических повстанческих движений.   Стратегия нац. Безопасности России до 2020 Указывалось, что переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования расширили возможности России по укреплению её влияния на мировой арене. При этом негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации могут оказывать противоречия между участниками мировой политики, рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, распространение оружия массового поражения, противоправная деятельность в кибернетической и биологической областях и сфере высоких технологий, усиление глобального информационного противоборства, развитие националистических настроений, ксенофобии, экстремизма, обострение демографической ситуации, проблемы окружающей среды, незаконной миграции, наркоторговли, торговли людьми, эпидемии, дефицит пресной воды, борьба за обладание энергоресурсов, неконтролируемое распространение вооружений. При этом последствия финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по ущербу с масштабным применением военной силы. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены попытки решения возникающих проблем с применением военной силы — при этом может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и её союзников. Организацию Объединённых Наций и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений, в основе которой — уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. В документе указывалось, что Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие в многосторонних форматах (Группа восьми, Группа двадцати, БРИК), развивать многостороннее сотрудничество с государствами-участниками СНГ, будет способствовать укреплению Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, взаимодействовать с Европейским союзом и США. Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к её границам. В разделе были представлены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу: · развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; · обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; · превращение России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений в условиях многополярного мира. Подчёркивалось, что национальная безопасность России реализуется через стратегические национальные приоритеты: национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Обеспечение национальной безопасности строится на приоритетах устойчивого развития: · повышение качества жизни граждан путём гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения; · экономический рост, достижимый путём развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; · наука, технологии, образование, здравоохранение и культура; · экология живых систем и рациональное природопользование; · стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Раздел VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности[править | править вики-текст] В разделе указывается, что основные характеристики состояния национальной безопасности, используемые при оценке её состояния, включают: · уровень безработицы (доля от экономически активного населения); · децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); · уровень роста потребительских цен; · уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; · уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; · уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; · уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами. Основные различия между Стратегией и Концепцией национальной безопасности[править | править вики-текст] «Стратегия национальной безопасности» 2009 года имела ряд преимуществ перед «Концепцией национальной безопасности», которую она сменила. Во-первых, в «Концепции» формулировалось лишь направление деятельности государства в обеспечении национальной безопасности и уточнялся порядок выявления угроз. В «Стратегии» же в первую очередь определялись стратегические национальные приоритеты, формировался механизм реализации совместных усилий государства и общества и давалась оценка их результативности[5]. В результате, главным отличием «Стратегии» стало то, что в ней были сформулированы критерии, по которым определяется состояние национальной безопасности Российской Федерации. Во-вторых, в «Стратегии» была определена цель политики России — возвращение статуса мировой державы, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета. Во-третьих, «Концепция» не учитывала все направления безопасности, идеологию государства, проработанность правовой базы, чёткое распределение деятельности субъектов обеспечения безопасности, взаимосвязь жизненно важных интересов личности, общества и государства, отсутствовал анализ роли и места России в современном мире[5]. Непроработанность Концепции придавала ей декларативный характер и препятствовала эффективному решению задач обеспечения национальной безопасности. В-четвертых, в «Стратегии» признавалось использование Россией её энергетических ресурсов в качестве орудия политического влияния и допускалось возникновение военных конфликтов у её границ, при этом отмечалась незавершённость оформления государственной границы. Документ объединил внешнюю политику, политику в области безопасности и военную политику с вопросами внутреннего развития — это подтверждалось положением о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. В-пятых, особенностью «Стратегии» является её выраженная социальная и социально-политическая направленность: национальная безопасность обеспечивается высоким уровнем социально-экономического развития России, а именно повышением качества жизни граждан, экономическим ростом, наукой, новыми технологиями, повышением качества образования, здравоохранения и культуры, сохранением экологии и развитием рационального природопользования.  
2) Международное вооруженное вмешательство и его особенности.   Международное вооруженное вмешательство может носить разные формы: война, самооборона, миротворчество. Осуществляется либо в ответ на агрессию, либо с согласия сторон (самооборона/миротворчество). Некоторые виды вмешательства вызывают вопросы: когда объект сам не просит, и особой угрозы не представляет. Три типа: - Гуманитарное вмешательство. - «Интервенция возмездия» - Смена режимов. В отличие от миротворческих операций, применение ВС – основа. Цель – нанесение военного поражения противнику. Заставить его изменить свою политику или вообще «убрать». Вопросы возникают и в плане принципа невмешательства во внутренние дела, и в плане неприменения силы. Виды вмешательства: - Была агрессия, но нет «обратного адреса» - пенитенциарные интервенции. - Нет агрессии, но может быть – превентивные войны - Вмешиваться не просили, но мы считаем, что нужно – гуманитарные интервенции. Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения. Под понятие гуманитарной интервенции не попадают следующие действия: · миротворческие операции, проводимые ООН с согласия государства, на территории которого они предпринимаются; · акции с использованием вооруженной силы по просьбе законного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуют ситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством или действительным согласием. · военные операции, предпринимаемые государством с целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью; · акции принудительного характера, не включающие использование вооруженной силы.  
БИЛЕТ № 4
1) Проблема преодоления отсталости и политика России в отношении развивающихся стран. Безусловно, одним из важнейших элементов внешнеполитического курса РФ является интеграционная составляющая. Постсоветское пространство является жизненно важным для России регионом – со временем СССР между РФ и бывшими союзными республиками имеются прочные экономические связи, кроме того, сохранение этих стран в зоне влияния РФ во многом решает проблемы обеспечения безопасности страны. Первые попытки реинтеграции республик бывшего СССР имели место еще в 90-е гг.: первоначально на роль такой интеграционной структуры претендовал СНГ, затем были попытки создания Таможенного союза, Союзного государства России и Белоруссии, которое де-юре действует до сих пор. Тем не менее решающая стадия формирования интеграционного блока имела место во второй половине нулевых, когда на базе ЕврАзЭС было принято решения сформировать Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана. В дальнейшем интеграция прошла этап Единого экономического пространства и в 2015г. начал действовать Евразийский Экономический Союз. На сегодняшний день к Союзу присоединились Армения и Киргизия. Для РФ данный проект имеет исключительно важное значение так как это, по сути дела, последняя попытка реально удержать постсоветские страны в орбите российского влияния, если данный интеграционный проект провалится, то, без сомнения, постсоветские республики в ЦА войдут в зону исключительного влияния Китая, который, как уже говорилось выше, уже активно экономически проникает в данные государства. В Восточной Европе идет конкуренция интеграций между ЕЭС и ЕС, ряд постсоветских стран (Молдавия, Белоруссия, Украина) присоединились к проекту Восточное партнерство, а Молдавия и Украина уже вошли в ассоциацию с ЕС. В странах Закавказья растет влияние Турции и Ирана. Другим важным направлением внешней политики РФ является активное участие в развитии таких организаций, как Ш<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: