Европы во второй половине 20-21 вв.




Важной проблемой, с которой США столкнулись в 1960-е гг. стала потеря неоспоримого лидерства в мировой экономике. Все чаще американские производители сталкивались с западноевропейскими и японскими конкурентами.

В конце 1961 г. правительство США выступило с инициативой создания «атлантического сообщества», которое предполагало бы не только военно-политическое, но и экономическое сотрудничество:

1 ступень: Великобритания вступает в «Общий рынок», благодаря чему пресекаются тенденции к экономической обособленности в отдельных районах капиталистического мира.

2 ступень: создается внутреннее экономическое «атлантическое сообщество», своего рода «хозяйственное НАТО».

3 ступень: установление экономических связей между «Атлантическим сообществом» и периферией капиталистического мира.

4 ступень: постепенная экономическая интеграция капиталистического мира и ужесточение политики на этой основе в отношении стран СЭВ.

Администрация Кеннеди стремилась поставить перед «атлантическим сообществом» такие проблемы, которые способствовали бы координации действий Запада по основным проблемам мировой политики. При этом должны были соблюдаться три принципа:

1) координация по вопросам, которые прежде всего представляют особый интерес для США;

2) в основу решения вопросов закладываются цели, преследуемые США;

3) попытаться добиться единства «атлантического сообщества» за счет реальных или словесных уступок остальных западных держав.

После некоторых споров правительство США решило предпринять в НАТО ряд шагов, которые создавали бы видимость разделения ядерной мощи и реально делили ответственность между всеми союзниками.

Весной 1962 г. была выдвинута идея создания «ядерного сообщества» между США и странами Западной Европы. Американцы должны были предоставить европейским участникам НАТО подробную информацию о своих ядерных силах и стратегии, о дислокации американского ядерного оружия. ЗЕ страны приглашались участвовать в выборе целей для американских атомных бомб, а те государства, на территории которых эти бомбы хранились, должны были получить право принимать участие и в решении вопроса о практическом применении оружия.

Кроме того, правительство Кеннеди намеревалось передать в распоряжении НАТО 5-ти подводных лодок, оснащенных ракетами «Поларис» и продолжить разработку проекта создания многосторонних ядерных сил. Статус «равноправного партнерства» давался в обмен на разделение ответственности и материальных издержек.

Наибольшие надежды на помощь в создании «атлантического сообщества» США возлагали на Великобританию. В декабре 1962 г. Кеннеди встретился с Макмилланом. Англичанам пообещали ракеты «Поларис» для строившихся подводных лодок. Однако они должны были приписать эти лодки к планируемым объединенным ядерным силам НАТО, а взять назад только в случае серьезной угрозы высшим национальным интересам.

Великобритания приняла выдвинутые условия. Однако в Европе состоялся т.н. бунт 1963 г., с несогласием де Голля принять Великобританию в «Общий рынок» и участвовать в создании общих ядерных сил НАТО. Был заключен двусторонний франко-западногерманский договор. «Великий проект» оказался под угрозой срыва.

В январе 1962 г. Кеннеди обратился к Конгрессу с посланием о «новой внешнеторговой программе» (сокращение или полная отмена тарифов на взаимной основе на ряд товаров при торговле со странами «Общего рынка»).

Такая ситуация требовала выработки новой тактики: обходить, а не пытаться сломить сопротивление других стран проекту, изолировать «бунтовщиков», играть на противоречиях между странами, достигать отдельных соглашений по различным вопросам с разными западноевропейскими странами, постепенно усиливая свое проникновение в них.

Вступивший в должность после убийства Кеннеди Линдон Джонсон постепенно совершил заметный крен «вправо» в проведении внешней политики. В отношении стран Западной Европы Джонсон проводил следующее:

1) концентрация усилий на создании объединенных ядерных сил НАТО:

- был построен и пущен на воду ракетоносный эсминец «Риккетс» с многонациональным экипажем»;

- приступили к созданию надводного флота НАТО, оснащенного «Поларис»;

- с особым внимание отнеслись к ядерным притязаниям ФРГ. Открытая передача стране ядерных технологий встретила бы жесткую реакция со стороны блока ОВД, поэтому был создан комитет по ядерному планированию, который должен был приобщить ФРГ и некоторые другие страны НАТО к коллективной разработке ядерной стратегии (изучение новых систем вооружений, определение целей для боеголовок, их размещение без передачи в руки этих стран ядерного оружия).

После длительных переговоров в 1967 г. этот план был воплощен на практике и стал компромиссным вариантом вместо многосторонних ядерных сил НАТО.

Пришедший к власти Ричард Никсон вынужден был констатировать, что блок НАТО переживал в тот период два кризиса: кризис «силового превосходства» в мире, т.к. блоку ОВД наконец-то удалось достигнуть паритета с НАТО; западноевропейские партнеры все чаще выражали недовольство американскими амбициями. Наиболее четкую и радикальную позицию среди европейских лидеров занимал Шарль де Голль. В 1966 г. Франция вышла из НАТО, удалила со своей территории базы, штабы и другие объекты, не находящиеся под французским контролем. Кроме того, Франция проводила политику нормализации отношений с СССР и восточноевропейскими государствами, заявив, что намерена играть роль связующего моста между Западной и Восточной Европой. Попытка «изолировать и наказать» Францию не увенчалась успехом, т.к. западноевропейские лидеры молчаливо поддерживали де Голля. В 1969 г. Никсон совершил турне по Западной Европе, надеясь поднять престиж США среди союзников по НАТО. Однако его встречали антиамериканские демонстрации и требования правительств уравнять свое положение в НАТО и нормализовать отношения с Восточной Европой. Союзники открыто выражали свое отрицательное отношение к боевым действиям США во Вьетнаме.

Итогом поездки стало осознание Никсоном необходимости выработать новую западноевропейскую стратегию. В начале 1970 г., конкретизирую положения своей новой внешнеполитической доктрины, американский президент заявил о том, что США будут рассматривать свои отношения с Западной Европой как «зрелое партнерство», направленное на укрепление атлантического союза. Второй программный документ – меморандум Киссинджера (главы Государственного департамента) заявлял о необходимости сохранить американское лидерство и военное присутствие в Западной Европе. На декабрьской сессии в 1970 г. США добились принятия решения о модернизации вооруженных сил западноевропейских государств. Кроме того, США постоянно продолжали настаивать на увеличении финансового вклада союзников и ответственности за принимаемые в рамках НАТО решения.

Во второй половине 1970-х к власти в Белом Доме пришел Джимми Картер, выдвинувший теорию «трех локомотивов», т.е. союза США, Западной Европы и Японии, которая явилась продолжением политики предшественника. В 1980-х гг. Рейгану удалось поднять престиж атлантической идеи в первый период своего президентства. Однако стратегические планы Пентагона, предполагавшие, что местом широкомасштабной ядерной войны между США и СССР станет Европа, весьма беспокоили союзников, что наряду с экономическими противоречиями привело во второй половине 1980-х гг. к ухудшению взаимоотношений.

XXI век. Экономические про­тиворечия: Европа отвлекает значительные финансовые пото­ки с американского рынка, осложняет дефицит американ­ского бюджета, становится мощным конкурентом доллара в международных расчетах, ослабляет Америку в ее стрем­лении диктовать фиксированные цены на нефть и другие сырьевые материалы. Нынешняя зона единой европейской валюты — самая обширная в мире зона богатых стран-потребителей дорогих товаров мирового рынка. Вместе с тем многие аналитики склонны рассматривать экономические разногласия между США и Западной Европой как проти­воречия эффективных рыночных экономик, во многом сти­мулирующие экономический рост стран Запада.

Помимо экономических споров можно отметить и опре­деленные военно-политические разногласия. В последние годы в американском конгрессе сложилось антиевропей­ское лобби. Мотив один: контроль над европейской полити­кой слишком дорого обходится американским налогопла­тельщикам. Например, во время военных операций в Ираке и Косово объем ударов США и западноевропейских стран НАТО находился в соотношении девять к одному. Амери­канские войска в Европе обходятся Соединенным Шта­там на 2 млрд. долл. дороже, чем если бы они размещались в США. Американские военные эксперты подчеркивают, что США расходуют на оборону 4% своего ВВП, в то время как Франция и Британия по 3,1%, ФРГ — 1,7%. Европей­ские члены НАТО расходуют на военные нужды лишь 60% суммы американского военного бюджета.

Кроме того, американцев все больше раздража­ет растущий европейский «антиамериканизм».

Одновременно в США растет страх перед превраще­нием Европы в подлинного глобального соперника. Ва­шингтон не желает видеть Западную Европу сильной настолько, чтобы дать ей возможность бросить вызов американскому лидерству. Именно поэтому Соединенные Штаты стремятся сохранить свое геополити­ческое превосходство перед Западной Европой.

Наконец, важно отметить ряд евроатлантических разно­гласий в сфере решения международных проблем:

- при возникновении международных конфликтов и проблем европейцы предпочитают действовать через международные организации, США -односторонне;

- европейцы оценивают международные коллизии с ре­гиональной точки зрения, США - с глобальной;

- при урегулировании конфликтов европейцы предпо­читают использовать политические и экономические воз­можности, США не исключают для себя военного решения проблем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: