Важной проблемой, с которой США столкнулись в 1960-е гг. стала потеря неоспоримого лидерства в мировой экономике. Все чаще американские производители сталкивались с западноевропейскими и японскими конкурентами.
В конце 1961 г. правительство США выступило с инициативой создания «атлантического сообщества», которое предполагало бы не только военно-политическое, но и экономическое сотрудничество:
1 ступень: Великобритания вступает в «Общий рынок», благодаря чему пресекаются тенденции к экономической обособленности в отдельных районах капиталистического мира.
2 ступень: создается внутреннее экономическое «атлантическое сообщество», своего рода «хозяйственное НАТО».
3 ступень: установление экономических связей между «Атлантическим сообществом» и периферией капиталистического мира.
4 ступень: постепенная экономическая интеграция капиталистического мира и ужесточение политики на этой основе в отношении стран СЭВ.
Администрация Кеннеди стремилась поставить перед «атлантическим сообществом» такие проблемы, которые способствовали бы координации действий Запада по основным проблемам мировой политики. При этом должны были соблюдаться три принципа:
1) координация по вопросам, которые прежде всего представляют особый интерес для США;
2) в основу решения вопросов закладываются цели, преследуемые США;
3) попытаться добиться единства «атлантического сообщества» за счет реальных или словесных уступок остальных западных держав.
После некоторых споров правительство США решило предпринять в НАТО ряд шагов, которые создавали бы видимость разделения ядерной мощи и реально делили ответственность между всеми союзниками.
Весной 1962 г. была выдвинута идея создания «ядерного сообщества» между США и странами Западной Европы. Американцы должны были предоставить европейским участникам НАТО подробную информацию о своих ядерных силах и стратегии, о дислокации американского ядерного оружия. ЗЕ страны приглашались участвовать в выборе целей для американских атомных бомб, а те государства, на территории которых эти бомбы хранились, должны были получить право принимать участие и в решении вопроса о практическом применении оружия.
Кроме того, правительство Кеннеди намеревалось передать в распоряжении НАТО 5-ти подводных лодок, оснащенных ракетами «Поларис» и продолжить разработку проекта создания многосторонних ядерных сил. Статус «равноправного партнерства» давался в обмен на разделение ответственности и материальных издержек.
Наибольшие надежды на помощь в создании «атлантического сообщества» США возлагали на Великобританию. В декабре 1962 г. Кеннеди встретился с Макмилланом. Англичанам пообещали ракеты «Поларис» для строившихся подводных лодок. Однако они должны были приписать эти лодки к планируемым объединенным ядерным силам НАТО, а взять назад только в случае серьезной угрозы высшим национальным интересам.
Великобритания приняла выдвинутые условия. Однако в Европе состоялся т.н. бунт 1963 г., с несогласием де Голля принять Великобританию в «Общий рынок» и участвовать в создании общих ядерных сил НАТО. Был заключен двусторонний франко-западногерманский договор. «Великий проект» оказался под угрозой срыва.
В январе 1962 г. Кеннеди обратился к Конгрессу с посланием о «новой внешнеторговой программе» (сокращение или полная отмена тарифов на взаимной основе на ряд товаров при торговле со странами «Общего рынка»).
Такая ситуация требовала выработки новой тактики: обходить, а не пытаться сломить сопротивление других стран проекту, изолировать «бунтовщиков», играть на противоречиях между странами, достигать отдельных соглашений по различным вопросам с разными западноевропейскими странами, постепенно усиливая свое проникновение в них.
Вступивший в должность после убийства Кеннеди Линдон Джонсон постепенно совершил заметный крен «вправо» в проведении внешней политики. В отношении стран Западной Европы Джонсон проводил следующее:
1) концентрация усилий на создании объединенных ядерных сил НАТО:
- был построен и пущен на воду ракетоносный эсминец «Риккетс» с многонациональным экипажем»;
- приступили к созданию надводного флота НАТО, оснащенного «Поларис»;
- с особым внимание отнеслись к ядерным притязаниям ФРГ. Открытая передача стране ядерных технологий встретила бы жесткую реакция со стороны блока ОВД, поэтому был создан комитет по ядерному планированию, который должен был приобщить ФРГ и некоторые другие страны НАТО к коллективной разработке ядерной стратегии (изучение новых систем вооружений, определение целей для боеголовок, их размещение без передачи в руки этих стран ядерного оружия).
После длительных переговоров в 1967 г. этот план был воплощен на практике и стал компромиссным вариантом вместо многосторонних ядерных сил НАТО.
Пришедший к власти Ричард Никсон вынужден был констатировать, что блок НАТО переживал в тот период два кризиса: кризис «силового превосходства» в мире, т.к. блоку ОВД наконец-то удалось достигнуть паритета с НАТО; западноевропейские партнеры все чаще выражали недовольство американскими амбициями. Наиболее четкую и радикальную позицию среди европейских лидеров занимал Шарль де Голль. В 1966 г. Франция вышла из НАТО, удалила со своей территории базы, штабы и другие объекты, не находящиеся под французским контролем. Кроме того, Франция проводила политику нормализации отношений с СССР и восточноевропейскими государствами, заявив, что намерена играть роль связующего моста между Западной и Восточной Европой. Попытка «изолировать и наказать» Францию не увенчалась успехом, т.к. западноевропейские лидеры молчаливо поддерживали де Голля. В 1969 г. Никсон совершил турне по Западной Европе, надеясь поднять престиж США среди союзников по НАТО. Однако его встречали антиамериканские демонстрации и требования правительств уравнять свое положение в НАТО и нормализовать отношения с Восточной Европой. Союзники открыто выражали свое отрицательное отношение к боевым действиям США во Вьетнаме.
Итогом поездки стало осознание Никсоном необходимости выработать новую западноевропейскую стратегию. В начале 1970 г., конкретизирую положения своей новой внешнеполитической доктрины, американский президент заявил о том, что США будут рассматривать свои отношения с Западной Европой как «зрелое партнерство», направленное на укрепление атлантического союза. Второй программный документ – меморандум Киссинджера (главы Государственного департамента) заявлял о необходимости сохранить американское лидерство и военное присутствие в Западной Европе. На декабрьской сессии в 1970 г. США добились принятия решения о модернизации вооруженных сил западноевропейских государств. Кроме того, США постоянно продолжали настаивать на увеличении финансового вклада союзников и ответственности за принимаемые в рамках НАТО решения.
Во второй половине 1970-х к власти в Белом Доме пришел Джимми Картер, выдвинувший теорию «трех локомотивов», т.е. союза США, Западной Европы и Японии, которая явилась продолжением политики предшественника. В 1980-х гг. Рейгану удалось поднять престиж атлантической идеи в первый период своего президентства. Однако стратегические планы Пентагона, предполагавшие, что местом широкомасштабной ядерной войны между США и СССР станет Европа, весьма беспокоили союзников, что наряду с экономическими противоречиями привело во второй половине 1980-х гг. к ухудшению взаимоотношений.
XXI век. Экономические противоречия: Европа отвлекает значительные финансовые потоки с американского рынка, осложняет дефицит американского бюджета, становится мощным конкурентом доллара в международных расчетах, ослабляет Америку в ее стремлении диктовать фиксированные цены на нефть и другие сырьевые материалы. Нынешняя зона единой европейской валюты — самая обширная в мире зона богатых стран-потребителей дорогих товаров мирового рынка. Вместе с тем многие аналитики склонны рассматривать экономические разногласия между США и Западной Европой как противоречия эффективных рыночных экономик, во многом стимулирующие экономический рост стран Запада.
Помимо экономических споров можно отметить и определенные военно-политические разногласия. В последние годы в американском конгрессе сложилось антиевропейское лобби. Мотив один: контроль над европейской политикой слишком дорого обходится американским налогоплательщикам. Например, во время военных операций в Ираке и Косово объем ударов США и западноевропейских стран НАТО находился в соотношении девять к одному. Американские войска в Европе обходятся Соединенным Штатам на 2 млрд. долл. дороже, чем если бы они размещались в США. Американские военные эксперты подчеркивают, что США расходуют на оборону 4% своего ВВП, в то время как Франция и Британия по 3,1%, ФРГ — 1,7%. Европейские члены НАТО расходуют на военные нужды лишь 60% суммы американского военного бюджета.
Кроме того, американцев все больше раздражает растущий европейский «антиамериканизм».
Одновременно в США растет страх перед превращением Европы в подлинного глобального соперника. Вашингтон не желает видеть Западную Европу сильной настолько, чтобы дать ей возможность бросить вызов американскому лидерству. Именно поэтому Соединенные Штаты стремятся сохранить свое геополитическое превосходство перед Западной Европой.
Наконец, важно отметить ряд евроатлантических разногласий в сфере решения международных проблем:
- при возникновении международных конфликтов и проблем европейцы предпочитают действовать через международные организации, США -односторонне;
- европейцы оценивают международные коллизии с региональной точки зрения, США - с глобальной;
- при урегулировании конфликтов европейцы предпочитают использовать политические и экономические возможности, США не исключают для себя военного решения проблем.