Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания: фундаментальные (Что есть мир?) — онтология, познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология), ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) — аксиология, этические (Что такое добро и зло?) — этика, эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика, практические (Как с этим миром взаимодействовать?) — праксеология.
1-Онтология 2-Гносеология 3-Социальная философия 4-философская антропология
5- Аксиология 6-этика 7-логика 8-эстетика 9-история философии
.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Предмет и функции
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
2. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую;
• методологическую;
• мыслительно-теоретическую;
• гносеологическую;
• критическую;
• аксиологическую;
• социальную;
• воспитательно-гуманитарную;
• прогностическую
. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - мораль-
но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Диалогичность философии
Диалогическая философия, философия диалога - общее название философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога. Диалогическое отношение, или отношение Я - Ты, мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире. Диалогическая философия полемически заострена против трансцендентальной философии, отправной точкой которой выступает автономное и в этом смысле "монологическое" Я. Уже Кант, заявляя о своей философии как о критической, сознательно уходит от решения метафизической онтологической задачи. Но последующие философы переосмыслили главный момент кантовского учения и превратили его критицизм в аспект новой метафизики. Принципиальную значимость Я - Ты - отношения в структуре человеческого отношения к миру подчеркивали многие мыслители XIX в. Но в качестве самостоятельного течения диалогическая философия сложилась в 20-е гг. XX в. Положение еврейской мысли как "другой" по отношению к окружающей культуре делало ее представителей особенно чувствительными к допущениям, на которых покоилась традиционная метафизическая концепция субъекта.
Новое понимание, согласно которому субъект определяется в отношениях с другими субъектами, формируется в философии Германа Когена (Hermann Cohen, 1842 - 1918). Дальнейшее развитие эти идеи получают в концепции Ф.Розенцвейга, в произведениях М.Бубера, Э. Левинаса. Левинас, как он сам признает, испытал влияние Розенцвейга, а тот был учеником Г. Когена. Всякое существование - это существование по отношению к кому-то, по отношению к чему-то. Но при этом познано оно может быть только изнутри. Именно эта коррелятивность существования по отношению к кому-то, по отношению к чему-то и приводит к тому, что называется философией диалога. Независимо друг от друга и опираясь на различные философско-религиозные традиции, положения диалогической философии развивали Мартин Бубер, Франц Розенцвейг, Адольф Гарнак, Фридрих Гогартен, Фердинанд Эбнер. После Второй мировой войны идеи диалогической философии разрабатывали Габриэль Марсель, Эммануэль Левинас и другие.