Равнодушие и отзывчивость




Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» — многоплановое произведение. Множество проблем – социальных, философских, нравственных — пытается поднять в нём автор. Одна из них – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны «власть имущих». Это результат несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице. Поэтому и можно было Свидригайлову обвинить в краже Дуняшу, Лужину думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы ему благодарна. Равнодушие к судьбе другого порождается безнаказанностью, которая творилось в годы, описываемые автором. Понять другого, посочувствовать ему, всем сердцем отозваться на чужую боль, горе может человек, сам испытавший подобное. Раскольников, не задумываясь, отдаёт последние деньги Мармеладовым, в семье которых такое горе; Разумихин помогает в трудную минуту своему другу- Раскольникову, сначала предлагая ему работу, хотя сам был в трудном материальном положении, затем находясь у постели больного друга; Дуняша ради любимого брата готова на всё, даже на брак с нелюбимым; всё готова сделать для любимого Роди его мама. Соня Мармеладова оказалась рядом в страшный период жизни героя, пошла за ним, когда его отправили на каторгу, поддерживала. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого», — написал автор. Всё это — примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду. Отдавая, человек больше получает. Ф.М.Достоевский показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком.
Л.Н.Толстой. «Война и мир»
Настоящей «энциклопедией» можно назвать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор. Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям — к близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет Л.Толстой на страницах романа. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают — живут каждый своей жизнью. Но всех их объединила одна трагедия — война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек. Чистая, прямая, добрая, жизнерадостная Наташа Ростова и в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества. Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль. Война с ещё большей силой раскрыла в Наташе лучшие черты ей характера. А видим ли мы среди тех, кому нужна помощь, таких героев, как Элен, Василий и Анатоль Курагин? Где они в минуты испытаний для России? Элен вообще уехала за границу, там дождавшись окончания войны. продолжая блистать в свете. Анатоль, получивший серьёзное ранение, вызывает только жалость. Эти герои думают лишь о себе. Страх за свою жизнь движет их поступками. А как низко и бессердечно поступил император Франции Наполеон, когда бросил свою армию на произвол судьбы, спешно покидая Россию, которую он так хотел завоевать. Офицер, оставляющий солдат, — что может быть отвратительнее и позорнее! Равнодушие, эгоизм, безразличие, бесчувственность — вот что свойственно этому правителю, который, в конечном итоге, потерял всё .(«…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…»). Россия была спасена от Наполеона всем народом, проявившим единство, мужество, героизм, основа которых — неравнодушие, отзывчивость, любовь к людям и своей стране.
А.П.Чехов. «Вишнёвый сад»
Всегда ли волнует судьба другого человека? Способны ли люди понять, помочь, проявить сочувствие? Ответы на эти вопросы, как и многие другие, пытается найти А.П.Чехов в пьесе «Вишнёвый сад». Но они, к сожалению, неутешительные. Не способен проявить душевную теплоту, отзывчивость к бывшим хозяевам имения Лопахин, который, не дождавшись их отъезда, начинает вырубать вишнёвый сад, так милый сердцу Раневской и Гаева. Да и сама Раневская, думающая лишь о себе, о своих чувствах, фактически вторично бросает на произвол судьбы своих дочерей Варю и Анну, уезжая за границу к возлюбленному. А как трагична судьба слуги Фирса, который полвека честно прослужил своим хозяевам, но оказался забытым ими, запертым в заколоченном доме. Равнодушие никогда не приводит к счастью. Поэтому читатели не могут себе представить, что удачно сложится судьба этих героев. Призрачна любовь Раневской, неясен путь Гаева, материальные цели, жажда денег, положения в обществе, свойственные Лопахину, уже начали опустошать его душу («За всё могу заплатить!»). Удивительно, что равнодушие к судьбе Фирса проявило и молодое поколение: ни Аня, Ни Трофимов, ни Варя не вспомнили о нём. Вишнёвый сад, цветущий, весь белый, красивый, – это символ не только прекрасного будущего, которое ждёт людей, которое мечтают построить Аня и Петя Трофимов, но и аллегорическое изображение того, что и души людей должны быть чисты, непорочны, красивы. Равнодушие, безразличие, эгоизм никогда не помогут стать счастливыми. Только отзывчивость, гуманность, взаимопонимание и поддержка – залог того, что жизнь человека будет прекрасна, интересна, наполнена радостными моментами.
В.Г.Короленко. «Дети подземелья»
Два мира — мир богатых и бедных — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания. Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце », когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» - девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки. Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.
А.М.Горький. «На дне»
«От сумы не зарекайся»,- гласит народная пословица. Разными путями пришли в ночлежку Костылёвых герои пьесы А.М.Горького «На дне», но их объединила общая судьба- необходимость жить здесь, терпя унижения, боясь за своё будущее. Много проблем поднимает автор в пьесе как социальных, так и нравственных. Актуально звучит его произведение сегодня, хотя совсем другой стала наша страна, прошло более 100 лет со дня написания произведения. Одна из проблем — это отношение к людям, оказавшимся на дне жизни. Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга. Он смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом. Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость — вот что свойственно этим людям. Совсем иным показан Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни («..мяли много, потому мягок…). Он пытается каждому сказать доброе слово, успокоить, просто пожалеть, когда вокруг никто этого не делает. («…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…») Да, он многое обещает ночлежникам, обнадёживает их, заведомо зная, что этого не будет никогда. Так Насте он внушает, что у неё была настоящая любовь, раз она верит в это; Актёру говорит о бесплатной лечебнице, где его могут вылечить от алкоголизма; Анну утешает, говоря, что скоро настанет покой, все её страдания закончатся. Что же лучше: ложь во спасение или горькая правда? Конечно, мы скажем, что правда всегда лучше, какой бы она ни была. Но и пожалеть, посочувствовать человека тоже нужно, просто сказать ему добре слово. (…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..») Равнодушие окружающих убивает людей, делает их тяжёлую жизнь невыносимой. Отзывчивость проявляется во всём — и в делах, и в словах сочувствия. Помочь другому, быть вместе в трудную минуту — это так необходимо не только нуждающемуся, но и самому человеку, так как это потребность доброй души, открытого сердца. Осуждать или нет Луку за его ложь — решает каждый читатель, но его доброта хоть на немного согрела людей, так нуждающихся в ней.
Вывод. Человека ценят по его делам и поступкам, по его отношению к окружающим людям. Каких бы высот в жизни ни добился человек, если он будет безразличен, равнодушен к людям, стране, ко всему, что происходит вокруг, если будет думать только о себе, его отвергнет общество, а значит, он не станет поистине счастливым. Нужно стремиться дарить людям тепло своей души, отзываться на чужую боль, страдания. Тогда и мир станет добрее, и жизнь – полноценнее и насыщеннее, прекраснее. Именно эти мысли хотели донести до читателей писатели, пробуждая в сердцах желание быть человечнее, милосерднее, отзывчивее.

 

 

Автор, название произведения. Основные темы
Д.И.Фонвизин «Недоросль» Воспитание человека и гражданина,формирование его личностироль знаний, образования   нравственные качества человека.
А.С.Грибоедов «Горе от ума» Цель и смысл жизнироль денег чинопочитание низкопоклонство нравственные качества личности смысл жизни преклонение перед иностранным тема ума
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Смысл жизни тема лишнего человека тема любви, способности человека к настоящему чувству тема счастья и долга тема воспитания и образования тема труда
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Тема маленького человека,бесправное его положение в обществеотношение детей к родителям власть «сильных мира сего» смысл жизни нравственный выбор
Н.В.Гоголь «Мёртвые души» Нравственные ценности «омертвление души», духовная смерть человека роль денег чинопочитание и низкопоклонство смысл жизни иллюзорная и истинная мечта человека тема настоящего и будущего России тема родины
Н.В.Гоголь «Шинель» Тема маленького человека роль положения человека при оценке его как личности нравственность и безнравственность
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Взаимоотношения поколений тема любви семейные ценности человек и природа роль искусства в жизни человека тема дружбы смысл жизни
Л.Н. Толстой «Война и мир» Патриотизм и героизм в годы войны,истинный и ложный героизм человек и природа тема любви семейные ценности проблема поиска смысла жизни истинная красота человека
Гончаров «Обломов» Тема любв и тема труда тема поиска смысла жизни творчество истинное искусство дружба роль книги в жизни человека семейные ценности нравственные ценности
А.П. Чехов «Вишнёвый сад» Тема будущего Россиитема долга,ответственности за судьбу России нравственные ценности смысл жизни истинная любовь тема счастья
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско» Смысл жизни роль денег,богатства взаимоотношения в семье тема любви
Шолохов» Тихий Дон» Смысл жизнитема любви выбор жизненного пути семейные ценности нравственные ценности
Шолохов «Судьба человека» Героизм и патриотизм в годы войны предательство на войне тема выбора нравственные ценности тема детства тема любви, семейных ценностей
Булгаков «Мастер и Маргарита» Тема любви истинные нравственные ценности смысл жизни власть денег тема творчества
Булгаков «Собачье сердце» Тема труда,ответственности учёного за свои изобретения и открытиясмысл жизни выбор пути
В.Распутин «Прощание с Матёрой» Нравственные ценностиотношение к прошлому тема памяти человек и природа
Ч.Айтматов «Плаха» Человек и природанравственные ценности роль религии
В.Астафьев «Царь-рыба» Человек и природасмысл жизни нравственные ценности
Б.Васильев «А зори здесь тихие» Героизм и патриотизм в годы войныженщина на войне тема любви
В. Быков «Сотников» Героизм и патриотизм в годы войнынравственный выбор героизм и предательство нравственные ценности
К.Симонов «Живые и мёртвые» Массовый героизм в годы войныинтернационализм,тема единения людей разных национальностей перед лицом врага нравственные ценности

 

В данных произведениях есть буквально все темы, которые могут встретиться на экзамене. Чем хорош этот список? В него включены только программные произведения. Поэтому основную часть вы всё же уже прочитали, знаете содержание. Это облегчит вам подготовку. Конечно, это только рекомендации. Каждый сам выбирает те произведения, которые приведёт в качестве аргументов. Но часто бывает нужен толчок, конкретный план действий при подготовке к ЕГЭ. Я вам его и предлагаю.

Есть несколько произведений, которые хорошо использовать в качестве аргументов по какой-то определённой теме. Данных тем нет в предложенном списке или они освещены несколько иначе. Назову эти произведения. Вспомните их перед экзаменом.

Автор, название произведения. Тема.
В.Г.Короленко «Без языка» Язык — как часть культуры народа, как его связь с Родиной.
А.М.Горький «Детство» Роль книги в формировании личности человека.
В.Распутин «Уроки французского Роль учителя в жизни ребёнка.
А.М.Горький «Мать» Взаимопонимание поколений.
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» Дети на войне.
М.Булгаков «Роковые яйца» Ответственность учёного за его открытия и изобретения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: