Бланк
Фамилия__________________________Имя________________Возраст___________ Дата __________
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами | 13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое | 25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя | 37. У меня неплохая стереоаппаратура |
2. Часто напеваю себе потихоньку | 14. Люблю читать во время еды | 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке | 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой |
3. Не признаю моду, которая неудобна | 15. Люблю поговорить по телефону | 27. Придаю значение манере одеваться у других | 39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры |
4. Люблю ходить в сауну | 16. У меня есть склонность к полноте | 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться | 40. Не выношу беспорядок |
5. В автомашине цвет для меня имеет значение | 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому | 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука | 41. Не люблю синтетических тканей |
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение | 18. После плохого дня мой организм в напряжении | 30. Мне нелегко найти удобную обувь | 42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения |
7. Меня развлекает подражание диалектам | 19. Охотно и много фотографирую | 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы | 43. Часто хожу на концерты |
8. Внешнему виду придаю серьезное значение | 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые | 32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы | 44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности |
9. Мне нравится принимать массаж | 21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь | 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику | 45. Охотно посещаю галереи и выставки |
10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми | 22. Вечером люблю принять горячую ванну | 34. Люблю слушать, когда говорят | 46. Серьезная дискуссия — это интересно |
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением | 23. Стараюсь записывать свои личные дела | 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать | 47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами |
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо | 24. Часто разговариваю с собой | 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть | 48. В шуме не могу сосредоточиться |
|
Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов (табл. 1).
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.
Таблица 1
Визуальный | Аудиальный | Кинестетический |
1,5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31,32, 39,40,42,45 | 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 | 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 |
ТИП А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.
|
ТИП В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
ТИП С (слышать). «Не понимаю, что мне говоришь», «это известие для меня...», «не выношу таких громких мелодий» - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.
2. Тема «Внимание»;
Корректурная проба.
Экспериментатор раздает испытуемом бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны цифры. Вы должны просматривать эти цифры строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать определенные две цифры. Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании -работать без ошибок, внимательно, ни одной цифры не пропустить и, ни одной лишней не вычеркнуть. Все понятно?».
Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемым сигнал начинать. «Необходимо вычеркивать цифры 2 и 4».
После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких цифр в данной строчке.
|
Обработка результатов теста.
Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных незачеркнутых знаков или зачеркнутых неправильно).
- время выполнения задания(учитывается количество пропущенных и не правильных ответов);
- коэффициент утомляемости – это отношение продуктивности работы во второй половине пробы к первой (по количеству просмотренных строк и допущенных ошибок);
- особенность распределения ошибок в поле задания. Проба делится пополам и анализируется количество ошибок в правой и левой половине пробы. Это говорит и асимметрии внимания.
Среднее время выполнения задания для здоровых людей 7-8 минут, у больных доходит до 20 минут. Количество ошибок у здоровых испытуемых в норме до 15 у больных бывает 50 и более.
Санкт-Петербургский Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова
Фамилия__________________Имя________________Возраст__________Дата________
Санкт-Петербургский Медицинский Университет имени академика И.П.Павлова
Ключ
0334982226377917966034177274623025163998 9
6188379635517809506188051941659295736410 3
5058157501947031026625345492069117805907 6
7383131850554396282066318614377001694132 6
6083772273492947609609664106941659301236 8
9195064240668828523178097046021759557086 7
0547743880456127130274193840079518609724 9
6154450649365146732108651702251627783593 8
8273508751013394790661084576797213574741 6
0169610837329976968733105149358966370168 2
8064597072881558581178049311198548659688 4
6901753206532911868944737145963000597343 6
9023543959692404301805609296112629541785 9
3572213808690425521567462855468800757458 9
0871796470033195596637258516963158823566 3
8735706799835227093102597728248337941233 8
6310020374923098566166513508676992148789 5
6900053639748101475287992617339407356140 6
2134407618027371580840351975251684670832 8
9393428617756337082695679738012569382870 5
2970350579437108167395616077351982737283 4
6463533312706819687576304285618722653727 7
6672181150498521774247351383477088127674 9
5499508884286319038027951288757545092375 7
1153086574990888428631922795128875760698 6
3701786293291316835948431675156506923701 5
2203577940819259933617503817295543758528 7
7002339483052381697066929465305088861292 7
4166898040832196605253386772530259845985 7
4729266547033809574272233580518609709565 8
4421357269713363607997108987612083697526 6
7130283178634785970115629342797367850971 5
4331691800350002549399913188565850157357 3
5406335582366219368847724879681039765914 7
3018523419272337602894108310455507661385 7
2970350479432717802931991190757620821266 8
2831786590919125443865790336817725199212 7
2571416754517638566109810268306298999205 6
4112597757763248788456790504530760272473 9
1113553251470748175029148372785049327613 8
Итого 369 цифр
3. Тема «Память»;
Слов
ИНСТРУКЦИЯ:
1 этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же ЗАПИШИТЕ столько слов, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Инструкция понятна?»
Испытуемые записывают слова на листок, после чего закрывают их тетрадкой, либо складывают листок таким образом, чтобы написанные слова были не видны.
2 этап: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их – и те, которые вы уже записывали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».
затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже БЕЗ КАКИХ- ЛИБО ИНСТРУКЦИЙ.
3 этап: «Еще раз»
Слова для предъявления:
1 Дом
2 Звук
3 Мел
4 Шкаф
5 Конь
6 Сор
7 Вещь
8 Спорт
9 Тень
10 Лен
Через 30 минут, попросить вспомнить слова.
Интерпретация:
Методика исследует механическую непосредственную память.
· - Здоровые испытуемые во время первого воспроизведения называют 5-7 слов, к третьему повторению воспроизводят 10 слов и при последующих повторениях удерживается на 10 словах.
· - если испытуемый ко второму разу воспроизвел 8 – 9 слов, а далее после каждой пробы все меньше и меньше слов, то возможно ослабление активного внимания, выраженная утомляемость.
· - Если после воспроизведения как в норме к 3-4 разу 9-10 слов, испытуемый не удерживает данное количество слов, то это признак эмоционально – волевой недостаточности, нарушения сохранения информации.
· - долговременная память. Количество слов, воспроизведенных через 30 минут. Норма 7-9 слов.
· - диапазон количества слов: 10-8 слов –норма,
§ 7-6 слов – незначительное снижение,
§ 5-4 слов – умеренное снижение,
§ 3 и менее – выраженное снижение.
4. Тема «Мышление»;