Пояснительная записка
Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативноправовой базы, на которую опирался автор-составитель при написании дополнительной общеобразовательной программы.
Пример: Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Танец линий» разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»; муниципальных правовых актов; Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования» (МБОУ ДО ЦТРиГО); Лицензии МБОУ ДО ЦТРиГО на образовательную деятельность; Образовательной программы МБОУ ДО ЦТРиГО.
Далее рекомендуется начать с краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности обучающихся.
Пример: В современной психологии и педагогике существует теория «угасания творческой деятельности» ребенка в первые годы обучения в школе, если с ним не занимались. Ребенок осваивает мир через тело, координируя действия с пространством и временем. Когда этого не происходит, образуются пробелы не в физическом воспитании, а в психическом, личностном и социальном становлении человека. Телесная подготовка – это не просто манеры и владение своим телом. Это ощущение самого себя.
Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций, каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром. Театр Пластики – это универсальный синтетический вид театрального искусства, требующий особой, специфической подготовки актеров, тем более что актеры – это разновозрастные обучающиеся без специального отбора. Инструмент актера – это его тело, душа, его нервы. Поэтому воспитание и подготовка актера театра – длительный и многогранный процесс, учитывающий физиологические, психологические и возрастные особенности обучающихся. Интерес обучающихся, родителей, зрительской аудитории к театральному творчеству в наше время возрастает с каждым днем, поскольку эстетическое воспитание имеет большое значение в общей системе развития человека. В программе художественной направленности «Танец линий» использован и структурирован личный опыт за несколько лет работы в качестве режиссера Театра Пластики и педагога уроков театра. Это новый синтезированный курс, в истоках которого лежат бесценные творческие работы К. Станиславского, В. Мейерхольда, М. Чехова, достижения мировой театральной культуры. В тоже время программа составлена с учетом тенденции театрального искусства нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики. Уже несколько лет программа «Танец линий» успешно реализуется в студии «Театр Пластики».
2.1. Направленность программы Требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ (см. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;)
Пример: Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Юный энтомолог» отнесена к программам естественнонаучной направленности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д.
Новизна и актуальность
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
новое решение проблем дополнительного образования;
новые методики преподавания;
новые педагогические технологии в проведении занятий;
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
Пример: 1. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания. 2. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем обучающимся в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:
на анализе социальных проблем;
на материалах научных исследований;
на анализе педагогического опыта;
на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
на современных требованиях модернизации системы образования;
на потенциале образовательной организации;
на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
Пример: 1. Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества. 2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества. 3. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной
к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Задача – это то, что требует выполнения, разрешения. Задачи программы – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Желательно при написании дополнительной общеобразовательной программы особое внимание уделить воспитательным задачам. Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:
обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы.
Возраст обучающихся
В этом подразделе желательно поместить следующую информацию: для какой категории обучающихся предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность обучающихся и т.д.; какому возрасту обучающихся адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, занимающихся по программе; наполняемость групп (количество обучающихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом образовательной организации, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования); предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов); условия приема обучающихся (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора обучающихся в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определенной области и т.д.
Сроки реализации
В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:
временные границы, на сколько лет рассчитана программа, ее продолжительность;
этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;
количество часов на каждый год.
Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.
Пример: 1. Программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения –72 часа; 2 год обучения – 108 часов; 3 год обучения – 144 часа; 4 год обучения – 216 часов.
Формы и режим занятий
Пример: 1. На 1-м году обучения занятия проводятся четыре часа в неделю (два раза по два часа), на 2-м году обучения – шесть часов в неделю (три раза по два часа). 2. Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 2-го года обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы
Пример:
Обучающиеся студии «Флорадизайн» в результате изучения основ художественного изображения и фитодизайна будут знать:
правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;
смысловую связь элементов; будут уметь:
пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;
умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделения главного; использовать различные по характеру линии для передачи наибольшей выразительности образа;
применять цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и спокойствия;
владеть средствами выразительности;
передавать пространственное положение объектов;
составлять композиции на заданную тему из природных и художественных материалов; изготавливать цветы и растения из ткани, максимально приближенные к натуральным по форме и окраске; у них будут развиты:
образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
воображение, творческая активность, фантазия, метафоричность;
свободное владение понятийным аппаратом (симметрия, гармония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация);
умение анализировать, давать оценку;
самостоятельность в создании новых оригинальных образов; будут обладать следующими качествами:
самостоятельно мышление, умение отстаивать своё мнение;
ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;
владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;
потребность в самообразовании, дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа.
Педагогу нужно проверить, отражает ли планируемый результат выполнение поставленных ранее задач.
Мониторинг результатов освоения программы В данном подразделе следует указать методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержания программы. Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
мониторинг.