III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ




Табл. 1.

Показатели по среднемесячнойзаработной плате персонала, занятого исследованиямии разработками в секторе высшего образования8

                 
Среднемесячная руб., до 1998 г.-тыс.зр/пл.руб. 280.1 1400.3 3476.9 5088.8 8348.7 12233.1 16812.7 21191.5
В процентах к заработной плате:В экономике в целом (=100%) 59.3 63.0 79.7 75.5 78.5 90.0 97.2 113.7
В обрабатывающих производствах (=100%) 61.1 59.2 78.3 74.3 81.9 95.0 104.8 127.8
В строительстве (=100%) 47.7 53.0 72.3 69.7 76.8 85.3 90.5 116.9

Для развития научно-исследовательского и педагогического потенциала вузов особое значение имеет подготовка научных кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. От качества научно- педагогических кадров образовательных учреждений во многом зависит не только результативность функционирования системы высшего образования, но и эффективность национальной инновационной системы в целом. В 2009 г. численность лиц, получивших ученую степень, достигла 27,6 тыс. чел. Доля лиц, защитивших диссертации, существенно дифференцируется по различным отраслям науки.

Табл. 2.

Структура подготовки аспирантови докторантов по отраслям науки (%)9

Структура подготовки аспирантов по областям науки: 2009 Структура подготовки докторантов по областям науки: 2009
Численность аспирантов Выпуск с защитой диссертации Численность докторантов Выпуск с защитой диссертации
А 12,1 7,3 13,5 5,4 17,8 19,6 17,7 13,0
В 41,5 15,7 39,1 13,8 29,6 22,9 32,0 13,0
Г 2,9 5,9 4,8 7,9 2,9 1,8 1,5 4,3
Д 5,8 14,4 10,9 29,7 4,8 22,6 4,9 56,5
С 24,6 22,5 19,0 9,8 27,8 9,2 29,9 -
Е 13,2 34,1 12,7 33,4 17,1 23,9 14,1 13,0

Вузы НИИ Вузы НИИ Вузы НИИ Вузы НИИ

А- Гуманитарные науки Д – Медицинские науки

В – Общественные науки С – Технические науки

Г – Сельскохозяйственные науки Е – Естественные науки

Проведенный анализ российской образовательной практики свидетельствует, что далеко не у каждого российского вуза имеется реальная возможность встать на инновационный путь развития, так как для этого ему необходимо обладать инновационным потенциалом, то есть способностью генерировать новшества и готовностью к поиску, созданию, реализации и распространению нового (новых форм). Эффективность разработки и реализации инновационных стратегий высшей школы зависит также от реализуемой научно-технической и образовательной политики, государственной поддержки, а также от научно-исследовательского и образовательного потенциала самих образовательных учреждений.

В настоящее время все больше вузов строят свое развитие на основе ясной и осязаемой инновационной стратегии, трансформируя собственную систему управления. Такие университеты характеризует грамотная маркетинговая политика, современная организационная структура, соответствующая учебным, научно – исследовательским процессам, система оценки удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, развитая глобальная стратегическая партнерская сеть.

Представляется необходимым, например:

- взять курс на адаптацию с западной образовательной системой.

1. Для этого установить партнёрские отношения с конкретными ведущими университетами мира, в этих же целях представляется уместным создание и развитие специальной зоны (с научными, производственными и инфраструктурными площадками), свободной для образования, рассчитанной на размещение большого числа отделений иностранных высших учебных заведений, а также тысяч студентов этих вузов.

2. Унификация учебных планов, которые будут разработаны таким образом, чтобы точно соответствовать, например, американской модели, что позволит претендовать на аккредитацию Американского агентства.

3. Государственное регулирование привилегий: налоговые льготы, государственные кредиты для студентов и гранты;

- практиковать привлечение для работы в должностях ректоров и проректоров высших учебных заведений высококвалифицированных профессионалов-нерезидентов, занимавших (занимающих) аналогичные должности в иностранных университетах;

- обеспечить «естественный отбор» университетов как основной движущий фактор развития высшей школы, критериями отбора должны стать: его академическая репутация, спрос на его выпускников, мера вовлечения в межвузовские контакты и мера интегрирования в мировое научное пространство;

- необходимо взять курс на количественный и качественный прирост выпускников высших школ (экономика познаний нуждается в большом количестве выпускников высшей школы);

- дистанционное обучение должно являться перспективным инструментом для получения высшего образования.

Новый подход к организации учебного процесса предусматривает не только изучение итоговых показателей, на основании которых ведется корректировка, но и мониторинг действующих процессов, регулирующее воздействие на основании постоянной оценки уровня достижения поставленных стратегических и оперативных целей.

Результатом намеченных преобразований может стать создание в нашей стране, уникального Глобального инновационного университета познаний, который, может улучшить, усилить позицию на мировом уровне российского образовательного, научно-исследовательского потенциала системы высшего образования. В означенном Университете студенты разных стран смогут получать универсальные познания и развивать их здесь же, где получали знания; приглашённые в Университет ученые, преподаватели (действующие преподаватели ведущих университетов мира) для работы на контрактной основе смогут передавать свои профессиональные, фактически экспертные, познания всем желающим.

На формирование инновационной стратегии образовательных учреждений в значительной степени влияют имидж, престиж вузов, реализуемые в настоящее время ею образовательные программы, а также степень ответственности руководителей за их качество.

Выделяются следующие факторы внешней и внутренней среды, обусловливающие успех современного Глобального инновационного университета познаний:

- лидерство руководителей, обладающих способностью стратегического мышления, основанное на их опыте, глубоких социально-экономических познаниях, харизматическом влиянии;

- развитие и совмещение высших образовательных научно – исследовательских площадок и бизнес – инкубаторов;

- постоянный поиск новых направлений исследований и решений на основе существующих возможностей;

- разработка и реализация новых образовательных программ для студентов из разных стран;

- подбор и подготовка персонала, в том числе профессорско – преподавательского состава, способного обновить, перестроить образовательные программы под нужды экономического спроса на рынке;

- активное систематическое сотрудничество с внешними организациями;

- наличие эффективных государственных программ реформирования высшего образования, цель которых - создание институциональных условий для инновационного развития высшей школы.

Таким образом, перед современной Россией стоит амбициозная задача, - создать инновационную экономику, производящую уникальные знания, новые разработки и технологии. И в каком бы аспекте не рассматривалась эта задача – фундаментальная наука, техника, технологии – особую роль здесь играет система высшего образования, инновационный потенциал которой должен стать важнейшим фактором модернизации экономики и построения новой модели – экономики, основанной на знаниях. Только при условии формирования эффективной модели многостороннего социального партнерства и взаимодействия государства, науки, образования и производства возможно преодоление разрыва между содержанием высшего образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала, с одной стороны, - и задачами формирования экономики знаний, с другой.

III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИ ВЫВОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

1. Изучение эволюции понятия «экономика знаний», - от абстрактной инициативы, направленной на использование интеллектуального труда нации, до сбалансированной системы социально-экономических отношений, в рамках которой высокая эффективность и экономический рост достигаются за счет активного внедрения результатов научных исследований и инноваций, - позволяет сформировать теоретико-методологическую основу комплексного анализа процессов формировании инновационной экономики в современной России.

С целью упорядочения национального терминологического и понятийного аппаратов предлагается использовать термин «экономика познания», который является поглощающим по отношению к другим терминам - альтернативным вариантам перевода английского понятия «knowledge economy».

2. В переходные эпохи, для которых характерны глубокие системные перемены, роль науки актуализируется, ведь именно знания определяют качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи и создавать человеческий материал, способный осуществить переход к новому этапу социально-экономического развития. В условиях формирования рыночных отношений особое значение имеет механизм коммерциализации знаний, воплощения их в инновационные продукты и услуги.

3. В условиях формирования экономики знаний система высшего образования может рассматриваться как национальный актив, который предназначен для инноваций и управляется инновациями. Высшее образование является основным экономическим элементом, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стимулированию предпринимательского управления и использованию возможностей технического прогресса. В настоящее время из-за отсутствия устойчивой связи в инновационной цепи между наукой и интеллектуальным человеческим капиталом, экономика страны несет огромные материальные потери.

4. В зависимости от характера и степени ориентации на развитие научно – исследовательской деятельности выделяются 4 основные модели вузов, успешно функционирующих в странах с развитой рыночной экономикой: «производственный университет», «академический капитализм», «проектно - ориентированный университет», «предпринимательский университет». Именно коммерческий потенциал рассматривается современными западными университетами в качестве основополагающей движущей силы научных исследований.

5. Устойчивое инновационное развитие высшей школы следует рассматривать как последовательные качественные изменения всей системы высшего образования. Преодоление негативных тенденций в сфере высшего образования невозможно не только без увеличения финансирования, но и без формирования эффективных механизмов отбора наиболее успешных вузов, которые бы имели под собой рыночную, а не административную основу. Эффективность инновационной деятельности учреждений высшей школы в современной России зависит прежде всего от реализуемой научно-технической и образовательной политики, государственной поддержки, а также от научно-исследовательского и образовательного потенциала самих образовательных учреждений.

Создание нового Глобального инновационного университета познаний в России будет способствовать сокращению разрыва между содержанием высшего образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, с одной стороны, - и задачами формирования экономики знаний и, удовлетворения внутренних социально-экономических потребностей страны, обеспечения высокого уровня конкурентоспособности России на мировом рынке труда, с другой стороны.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи в научных журналах, содержащихся в перечне ВАК РФ по экономике:

1. Глобальный «позитивный вызов», брошенный России (Россия и «новая экономика»: время определений//Человеческий капитал. – 2012. № 1. – 0,7 п.л.

2. Глобальный «позитивный вызов», брошенный России (Россия и «экономика познаний»: проблемы и ожидания//Человеческий капитал. – 2012. - № 2. – 0,6 п.л.

3. Глобальный образовательный вызов, брошенный России (Россия и «экономика познаний»: роль высшей школы – инновации через образование) // Бизнес в законе. – 2012 № 2 – 0,7 п.л.

Статьи в журналах, научно-тематических сборниках и других научныхизданиях

1. Экономический кризис в России: проблемы и пути преодоления //Повышение эффективности управления социально-экономическими системами. – М.: АПКиППРО.,2009. – 0,25 п.л.

2. Промышленные предприятия и окружающая среда// Повышение эффективности управления социально-экономическими системами.- М.: АПКиППРО., 2010. – 0,4 п.л.

3. Влияние экономической деятельности предприятия на экологию региона// Значение инноваций в процессе модернизации экономики на современном этапе развития.- М.: Изд.- ГОУ ВПО РГСУ, 2010. – 0, 3 п.л.

4. Стратегия инновационного социального развития персонала в организации // Повышение эффективности управления социально-экономическими системами. Вып.3. - М.: АПКиППРО,2010.- 0,3 п.л.

5. «Экономика знаний» - неизбежный качественный этап в эволюции экономики// Гуманитарные науки в XXI в.. – М.: Издательство «Спутник +», 2011. – 0,3 п.л.

6. Проблемы «сборообложения» за загрязнение окружающей природной среды (экологические платежи)//Вопросы социально-экономического развития современной России. Выпуск VII. – М.:АПКиППРО, 2011. – 0,6 п.л.

7. Функции управления знаниями в современной экономике//Повышение эффективности управления социально-экономическими системами. Вып. 5. – М.:АПКиППРО,2011.- 0,3 п.л.

1 Россия 2020. Главные задачи развития страны. Выступления председателя правительства В.В.Путина 8 февраля 2008г. Выступление Д.А. Медведева в Красноярске 15 февраля 2008г. М.; Издательство «Европа», 2008

2 Абрамов А.Н. Генезис и эволюция понятия «экономика знания» («общество знания»).Организационные структуры экономики знаний. Сборник научных трудов. Инион РАН, 2010. с.17

3 Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Социология образования. № 8. Функции знаний в современной экономике (часть первая).2009.

4 Индикаторы науки: 2011. Стат. Сборник. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – с.74

5 Marginson S. The enterprise university comes to Australia // Annual conference of the Australian Association for Research in Education. 1999. 29 November – 2 December, Melbourne. Australia.

6 Slaughter S.A., Leslie L.L. Academic Capitalism: Policies and the Entrepreneurial University. – Johns Hopkins University Pres, 1999. – 296 p.

7 Грудзинский А.О. Проектно – ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. – Н. Новгород: Изд - во ННГУ, 2004.- С.145

8 Индикаторы науки: 2011 стат. Сб. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – с.228

9* Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. – с.58-59

 




 

наверх

 

 
 
 
 

https://dissers.ru/1ekonomika/povishenie-kachestva-produkcii-obrazovatelnoy-organizacii-na-osnove-mehanizma-akademicheskoy-mobilnosti-specialnost-08-00-05.php

КЛИОТ Юлия Михайловна

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА
ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА АКАДЕМИЧЕСКОЙ
МОБИЛЬНОСТИ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

стандартизация и управление качеством продукции

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Тамбов 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «ТГТУ»).

Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент Быковская Елена Викторовна
Официальные оппоненты: Савин Константин Николаевич, доктор экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ТГТУ», профессор кафедры «Экономический анализ и качество» Харламова Таисия Николаевна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Первый Тамбовский филиал, заведующий кафедрой «Экономика и финансы»
Ведущая организация федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления»

Защита диссертации состоится 29 мая 2012 г. в 14 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.260.04 при ФГБОУ ВПО «ТГТУ» по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д.106, Большой актовый зал.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «ТГТУ» по адресу: 392032, г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 112, корп. «Б».

Автореферат разослан 28 апреля 2012 г.

Ученый секретарь

объединенного диссертационного совета

ДМ 212.260.04 Н.В. Злобина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь