Психологическая помощь семье, имеющим детей, дошкольного возраста




Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны, многие нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по мере взросления ребенок теряет их, а с другой - именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, многочисленные исследования психологов-практиков свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается подчас невозможным». Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина очертили проблемы, с которыми родители обращаются к психологу:

1. Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребенка именно в силу незрелости его нервной системы поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:1)боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх;2) пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи, поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к так называемой вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, тем не менее использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо.

2. Вспыльчивость. Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость - это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

3. Пассивность. Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением Тем не менее это далеко не всегда так. Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция. Нередко тихое поведение ребенка - реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр. Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним.

4. Гиперактивность. Основные признаки гипердинамического синдрома - отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка - его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. Для данной группы детей характерна импульсивность поведения, двигательная и речевая расторможенность, которые сочетаются с нарушениями целенаправленной деятельности, с несформированностью ряда социальных навыков. Такие дети все время торопятся, суетятся, приступают к заданию, не выслушав инструкции, а затем неоднократно переспрашивают, делают многочисленные ошибки и не успевают за педагогом. Ни в каком другом случае нарушение поведения не вызывает так много нареканий со стороны родителей и воспитателей, как в этом. Гиперактивного ребенка постоянно укоряют, стыдят, одергивают и наказывают. В результате ребенок ожесточается, у него развивается негативная реакция на окружающих, он становится «неуправляемым». Гиперактивность часто сопровождается агрессивным и деструктивным поведением. Пик проявлений гипердинамического синдрома - 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

5. Отставание в психическом развитии. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано следующими причинами:

- педагогической запущенностью;

- задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной нервной системы;

- общим недоразвитием мозговых структур, ведущим к различным формам умственной отсталости.

Практический психолог, работающий с дошкольниками, должен уметь дифференцировать указанные типы отставания детей в психическом развитии, поскольку в его компетенцию входит коррекция только педагогической запущенности и легких форм задержки психического развития. Более сложные случаи требуют комплексной медицинской, дефектологической и психотерапевтической помощи.

6. Детская тревожность обусловлена проблемами эмоционально-личностного развития ребенка. Особую значимость приобретают знания причин и следствий проявлений детской тревожности. Имеющиеся на сегодня данные говорят о том, что роль наследственности в возникновении детской тревоги не велика. Гораздо существеннее тот фон отношений, который окружает ребенка еще в первые месяцы его жизни. Огромную роль в становлении эмоционального мира ребенка играют впечатления первого года жизни. Основная причина возникновения детской тревожности - отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное отвержение близкими людьми. Не открытое пренебрежение интересами ребенка, а неустойчивая, неуверенная в себе любовь порождает в нем внутренний конфликт.

Детские страхи – самое распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, смотреть «страшные мультфильмы», боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без взрослых, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Если в поведении ребенка возникли и укрепились страхи, это означает, что в его общении с родителями, в стиле воспитания допущены какие-то ошибки, что-то важное ускользнуло от внимания воспитателей. Детские страхи, если к ним относится правильно, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительной время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, наличии у него самих страхов, конфликтных отношений в семье. По мнению Захарова А.И., страх – это аффективное (эмоционально-заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.

Очень распространены внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «не подходи - упадешь», «не гладь - укусит» и т.д. Страх закрепляется и распространяется на сходные ситуации. К числу внушенных можно отнести и такие страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат ее[28].

7. У детей дошкольного возраста наиболее часто встречаются трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Практический психолог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен учитывать, что у них уже должна быть сформирована выраженная потребность общения со сверстниками. Однако довольно часто встречаются дети, которые либо избегают других детей, либо вступают с ними в конфликты. Поэтому практическому психологу совершенно необходимо уметь выявлять степень активности детей в общении со сверстниками и уровень конфликтности. Он должен учитывать, что дошкольники, имеющие дефекты в общении со сверстниками, часто компенсируют их болезненной привязанностью к кому-либо из взрослых, родственников, что, в свою очередь, снижает уровень самостоятельности в общении со сверстниками.

8. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития готовности детей к обучению в школе.

Психологическая готовность к началу систематического обучения в школе - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном возрасте. Уровень стартовой готовности к обучению в школе в равной степени зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка, и, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования.

Поступление в школу не готового к систематическому обучению ребенка имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития. При своевременном определении уровня готовности ребенка к школе можно помочь устранить причины подобных проявлений и выбрать для ребенка наиболее подходящую программу дошкольного и начального обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: