Программа практики включает выполнение общей части и индивидуального заданий по направлениям и видам профессиональной деятельности студентами на предприятии, включая практическое выполнение должностных обязанностей на конкретных рабочих местах.
В ходе производственной практики перед студентом стоят следующие задачи:
- закрепить и расширить теоретические и практические знания в области управления предприятием;
- изучить основные законодательные и нормативные документы и материалы, регулирующие деятельность по управлению предприятием;
- ознакомиться с организацией и постановкой экономической, организационной и управленческой работы на предприятии и приобрести необходимые навыки этой работы;
- приобрести навыки по сбору, обработке и анализу экономической и другой информации;
- приобрести навыки применения и использования в деятельности предприятия нормативных и методических документов с учетом его специфики.
Общая часть производственной практики имеет следующее содержание:
1. Характеристика размера предприятия: объем выпуска, численность работающих; характеристика выпускаемой продукции, ее номенклатура и ассортимент; тип производства на предприятии и уровень специализации; производственная структура предприятия и структура управления; форма собственности предприятия и его организационно-правовой статус.
2. Характеристика продукции (товаров, работ, услуг) предприятия, номенклатура с указанием кодов по общероссийским классификаторам, наличие сертификата. Основные технико-экономические характеристики основных видов продукции и их конкурентоспособность; трудоемкость изготовления, отпускные цены.
3. Порядок составления плана производства и реализации продукции (заказы или договоры на поставку продукции по объемам, срокам поставок ассортименту и качеству), связь с маркетинговыми ассоциациями и разработками.
4. Планирование себестоимости продукции.
Разделы плана по себестоимости продукции и порядок его разработки. Методика разработки сметы затрат на производство. Методика калькулирования себестоимости продукции и порядок включения в калькуляцию косвенных расходов. Составить самостоятельно плановую калькуляцию на одно-два изделия.
Индивидуальное задание по видам профессиональной деятельности специалиста включает полную характеристику одного из следующих видов профессиональной деятельности менеджера на конкретном предприятии.
Перечень индивидуальных заданий:
1. Организационно-управленческая деятельность :
Организация производства: анализ и оценка перспективы изготовления различных изделий, узлов деталей; анализ структуры производственного и технологического процессов (основного, вспомогательного и обслуживающего); оценка возможного реформирования, реструктуризации производственной структуры предприятия; определение, анализ и оценка типа организации производства по технологическим переделам, а также вида специализации по технологическим переделам и соответствие с типом организации производства; рассматривается инфраструктура предприятия, возможности развития технологических переделов; составляется аналитическая справка о состоянии и возможных вариантах развития организации производства на предприятии.
Оперативно-производственное планирование: оценка состава и структуры оперативно-производственных планов предприятия; структура календарно-плановых нормативов; анализ практики расчетов размеров партии; практика применения методов календарного планирования и управления производством.
2. Планово-экономическая деятельность.
Экономическое планирование: содержание и порядок разработки стратегического, среднесрочного и годового планов, предприятия; расчеты, обосновывающие показатели планов и использования ресурсов предприятия; организация внутрипроизводственных экономических отношений.
Коммерческая (снабженческо-сбытовая) деятельность: порядок разработки плана материально-технического обеспечения производства и плана сбыта продукции предприятия; коммерческие сделки (виды, методы проведения, технология осуществления, основные требования к договору купли-продажи); расчеты нормативов запасов оборотных материальных средств и их соблюдение; документация в коммерческой деятельности; страхование коммерческого и хозяйственного риска.
Маркетинговая деятельность: характеристика функций и содержание деятельности маркетинговой службы предприятия; разработка маркетинговых программ предприятия. Содержание маркетингового анализа на предприятии.