Целями учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Социальная педагогика» является закрепление и углубление в ходе практической деятельности теоретических знаний, полученных студентами в учебном процессе; приобретение практических навыков и компетенций, необходимых в работе социального педагога; приобретение опыта самостоятельной практической деятельности в качестве социального педагога.
2 Задачи учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
Задачи учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков:
– содействовать формированию знаний, умений студента в сфере его будущей профессиональной деятельности;
– обеспечить приобщение студента к профессии социального педагога;
– дать студентам возможно целостное представление о системе социально-педагогической работы;
– совершенствовать умения будущего социального педагога, его профессионально значимые качества;
– ознакомить студентов с основными направлениями деятельности учреждений и организаций этой системы;
– оказывать методическую и практическую помощь в предварительном выборе направления профессионального развития, специализации и будущего места работы;
– содействовать адаптации студентов к условиям будущей профессиональной деятельности.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, и планируемые результаты
В результате прохождения учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков у обучающего, должны быть сформированы следующие компетенции:
Структурный элемент компетенции | Уровень освоения компетенций | ||
Пороговый уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
ОПК-2 – готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях | |||
Знать: теоретические основы организации и осуществления психолого-педагогических исследований | Фиксирует проблемные несоответствия в своей деятельности по проведению психолого-педагогических исследований и намечает пути преодоления | Анализирует причины недостатков своей деятельности, опираясь на основные требования к организации и проведению психолого-педагогических исследований | Использует наиболее эффективные средства для осуществления результативной деятельности по проведению психолого-педагогических исследований |
Уметь: осуществлять психолого-педагогическое исследование | Умеет выбирать качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований | Умеет осуществлять процедуру психолого-педагогического исследования | Оценивает результативность проведенного психолого-педагогического исследования |
Владеть: навыками организации и проведения психолого-педагогических исследований | Применяет на практике выбранные качественные и количественные методы психолого-педагогического исследования | Соотносит достоинства и недостатки выбранных методов с полученными результатами | Управляет процессом применения результатов исследования в психолого-педагогической деятельности |
ПК-16 – способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся | |||
Знать: теорию социальной педагогики, особенности кризисных периодов развития детей и подростков, личностного развития детей и подростков, методы профессиональной ориентации учащихся, технологии социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями | Фиксирует проблемные несоответствия в своей деятельности с точки зрения учета проявления трудностей, проблем, конфликтов у детей и подростков в процессе обучения | Анализирует достоинства и недостатки методов преодоления кризисных периодов в развитии детей и подростков, их личностного развития, профессиональной ориентации, технологий социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями | Использует наиболее эффективные методы преодоления кризисных периодов в развитии детей и подростков, их личностного развития, профессиональной ориентации, технологии социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями |
Уметь: организовывать профессиональную деятельность, выявляя интересы, трудности, проблемы и отклонения в поведении обучающихся; уметь разрешать конфликтные ситуации | Умеет выбирать необходимые технологии личностного развития детей и подростков и преодоления кризисных периодов их развития | Умеет осуществлять анализ своей работы с учетом проявления трудностей, проблем и отклонений в поведении обучающихся | Оценивает результативность своей работы с точки зрения проявления интересов обучающихся, трудностей и проблем в обучении детей и подростков, социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями |
Владеть: навыками планирования и осуществления профессиональной деятельности с учетом интересов, трудностей, проблем и отклонений в поведении детей и подростков; навыками разрешения конфликтных ситуаций, применения технологий социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями | Применяет на практике имеющиеся методы выявления и разрешения трудностей, проблем, конфликтных ситуаций детей и подростков | Соотносит достоинства и недостатки используемых методов и технологий с точки зрения проявления интересов, проблем, трудностей, конфликтов и отклонений в поведении у обучающихся | Управляет процессом использования методов и технологий с точки зрения проявления интересов, проблем, трудностей, конфликтов и отклонений в поведении у обучающихся |
ПСК-3 – осуществлять просвещение родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений | |||
Знать основы семейного консультирования, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений, методы формирования родительских навыков | Фиксирует проблемные несоответствия в своей деятельности с точки зрения организации просвещения родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений | Анализирует достоинства и недостатки методов диагностики и коррекции внутрисемейных отношений, формирования родительских навыков | Использует наиболее эффективные методы просвещения родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений |
Уметь организовывать семейное консультирование по вопросам детско-родительских и супружеских отношений, проводить диагностику и коррекцию внутрисемейных отношений | Умеет выбирать необходимые методы диагностики и коррекции внутрисемейных отношений, формирования родительских навыков | Умеет осуществлять анализ проведения семейного консультирования, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений | Оценивает результативность процесса консультирования по вопросам детско-родительских и супружеских отношений, проведения диагностики и коррекции внутрисемейных отношений |
Владеть навыками планирования и осуществления семейного консультирования, организации просвещения родителей по вопросам детско-родительских отношений и супружеских отношений, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений | Применяет на практике методы организации просвещения родителей по вопросам детско-родительских отношений и супружеских отношений, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений | Соотносит достоинства и недостатки используемых методов с точки зрения необходимых требований к организации и проведению семейного консультирования и диагностики и коррекции внутрисемейных отношений | Управляет процессомпросвепщения родителей по вопросам детско-родительских и супружеских отношений, диагностики и коррекции внутрисемейных отношений |
4 Структура и содержание учебной – практики по получению первичных профессиональных умений и навыков
Кол-во недель: 4
№ п/п | Разделы (этапы) и содержание практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов |
1. | Подготовительный этап | |
Познакомиться с программой практики, графиком ее проведения, с групповыми руководителями. | 1. Решение организационных вопросов проведения практики. 2. Знакомство студентов с программой практики и формами отчетности. 3. Получение заданий и инструкций по их выполнению. | |
2. | Рабочий этап | |
1. Составить план работы. | Совместно с руководителем практики МГТУ и/или руководителем практики в учреждении наметить порядок и сроки выполнения заданий. | |
2. Познакомиться с учреждением. | Из беседы с представителями администрации выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, составе специалистов в подразделениях учреждения, их обязанностях, проблемах учреждения. | |
3. Познакомиться с квалификационными требованиями, предъявляемыми социальному педагогу. | В беседе с представителями администрации и специалистами, а также в процессе изучения нормативно-правовой базы деятельности социального педагога определить: – его должностные обязанности в данном учреждении; – правовые основы организации оплаты труда специалиста. – сферу применения труда социального педагога. | |
4. Изучить особенности деятельности социального педагога в учреждении или организации. | Из беседы с представителями администрации и социальным педагогом учреждения выявить специфику взаимодействия с клиентами и коллегами в решении различных проблем. | |
5. Посетить несколько занятий с детьми в учреждении или консультаций, приёмов клиентов. | Наблюдать взаимодействие специалиста и клиента, педагога и ребенка, выявить характер взаимодействия и стиль общения социального педагога. | |
6. Помогать социальному педагогу в его повседневной работе. | Выполнять конкретные поручения социального педагога. | |
7. Провести сравнительный анализ деятельности социального педагога в различных подразделениях учреждения. | На основе выполненных заданий выявить отличительные черты в деятельности учреждения и социального педагога | |
3. | Итоговый этап | |
1. Обобщить результаты, полученные в ходе практики. | Обобщить полученные сведения о работе учреждения. Оформить и представить все отчетные материалы для контроля руководителю практики от МГТУ. | |
2. Подготовить творческое выступление на итоговую конференцию по практике. | Принять участие на итоговой конференции (доклад, выступление и др.) |