Подготовка рукописи квалификационной (дипломной) работы




Советы и рекомендации по написанию дипломной работы.

Во Введении дается краткое обоснование выбора темы квалифика­ционной (дипломной) работы, обосновывается актуальность пробле­мы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования проекта. Кроме того, должна быть чет­ко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практи­ческие исследования по данной проблеме; сформулировано и обоснова­но отношение студента-выпускника к их научным позициям.

Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последую­щих глав квалификационной (дипломной) работы.

* * *

Актуальность

Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной (дипломной) рабо­те студента-выпускника.

Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изучен­ных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Справочно. Актуальность может быть определена как _ — — значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора имен­но данной темы, охарактеризовать особенности современного состоя­ния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать не­достаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходи­мость изучения проблемы в новых современных социально-экономи­ческих, политических, законодательных и иных условиях и т.д.

Выбор темы квалификационной (дипломной) работы и обоснование ее актуальности ( значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач квалификационной (дипломной) работы. Умение сфор­мулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите квалификационной (дип­ломной) работы.

Объект и предмет исследования

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах дея­тельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование. Определение же предмета исследова­ния — это прежде всего в какой-то мере уточнение "места и времени" действия. Исследователь как бы заявляет — да, я знаю, что существу­ют другие свойства и другие отношения, другие связи и другие отно­шения, но мои "интересы — здесь", и я избрал именно эту сферу (этот предмет) и здесь будет проходить все действие.

Другими словами, предмет исследования — это определенный эле­мент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) ис­следования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект — это область деятельности, то предмет — это изуча­емый процесс в рамках объекта исследования.

 

_____________________________________________________________________________________

 

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирова­ние) результата, определение оптимальных путей решения задач в усло­виях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником.

Задачи исследования

Задачи исследования квалификационной (дипломной) работы оп­ределяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Методы исследования

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.

Научная новизна

Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследова­ния может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и ме­тодику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впер­вые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сло­жившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Важнейшее значение в определении научной новизны исследова­ния при подготовке квалификационной (дипломной) работы имеет также прогнозирование результата (цели исследования).

Так, например, в квалификационной (дипломной) работе на тему "Системный анализ состояния и развития системы образования в Мос­кве " объект, предмет исследования, цель и задачи могут быть сфор­мированы следующим образом:

Объектом исследования являются учреждения государственного и негосударственного школьного образования.

Предмет исследования — менеджмент государственного и негосу­дарственного школьного образования.

Целью исследования является анализ развития государственного и негосударственного образования в городе Москве и разработка пред­ложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании ре­шались следующие задачи:

1. Показать, что управление образованием является предметом со­циального менеджмента.

2. Рассмотреть законодательные основы управления образованием.

3. Выработать классификацию образовательных учреждений Москвы.

4. Выявить проблемы в развитии образования.

5. На материалах Западного окружного Управления Московского комитета образования выполнить анализ развития государственного и негосударственного образования.

В приложении 5 приводятся другие примеры возможного обоснова­ния актуальности проблемы исследования, формулировок объекта, предмета и цели исследования в квалификационных (дипломных) работах.

Подготовка рукописи квалификационной (дипломной) работы

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логичес­кие переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

После оформления Введения написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкрет­ным и прежде всего опираться на результаты производственной прак­тики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной (диплом­ной) работе спорных (противоречивых) решений необходимо приво­дить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критичес­ки рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, явля­ется сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инст­руктивных материалах и работах различных авторов. Только после это­го следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или согла­шаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения квалификационной (дипломной) работы дол­жны быть студентом-выпускником иллюстрированы цифровыми дан­ными из справочников, монографий и других литературных источни­ков, при необходимости оформленными в справочные или аналитичес­кие таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые ис­ходные данные выносятся в приложение к квалификационной (дип­ломной) работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналити­ческая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует вклю­чить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некото­рые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нуж­но в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирую­щем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характери­зующие то или иное явление или его отдельные стороны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: