Белорусский национальный технический университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной, воспитательной, аналитической и информационной работе
_______________ Г.Ф. Ловшенко
«_____» _____________ 2013 г.
Регистрационный № ______________
ПРОГРАММА
производственной (организационно-технической) практики
для специальности 1-44 01 02 «Организация дорожного движения»
СОСТАВИТЕЛЬ:
А.Д. Лукьянчук, доцент кафедры «Организация автомобильных перевозок дорожного движения», кандидат технических наук, доцент
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой «Организация автомобильных перевозок и дорожного движения» (протокол № 9 от 09.01.2013)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом автотракторного факультета Белорусского национального технического университета (протокол № 6 от 21.01.2013)
Заведующий кафедрой В.А. Грабауров
Председатель Совета А.Г. Баханович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организационно-техническая практика является составной частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих навыков.
Основной целью организационно-технической практики является получение организационных и практических инженерно-технических навыков в области организации и безопасности дорожного движения, а также приобретение опыта организации работы в трудовом коллективе.
Организационно-техническая практика проводится в два этапа: в автотранспортных предприятиях (организациях), в структуре которых имеется служба безопасности движения, и в подразделениях Государственной автомобильной инспекции. При этом базы практики зависят от выбранной студентом специализации. При специализациях «Безопасность дорожного движения» и «Экспертиза в дорожном движении» организационно-техническая практика проходит в подразделениях ГАИ; при специализации «Управление дорожным движением» - в автомобильной транспортной организации.
В период прохождения практик студенты изучают все направления деятельности службы безопасности движения автотранспортных предприятий, а также подразделений и служб Государственной автомобильной инспекции.
Во время прохождения практики студенты работают совместно с руководителями от предприятия (организации) из числа штатных инженерно- технических работников.
Продолжительность организационно-технической практики 3 недели, как правило, с 29 июня по 19 июля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Перед началом практики студент должен пройти вводный инструктаж по технике безопасности и противопожарной технике на кафедре, затем получить доступ на предприятие (организацию) и пройти на месте инструктаж по технике безопасности.
В период прохождения практики студент обязан соблюдать установленные правила внутреннего распорядка и режим работы предприятия. Неявка или опоздание студента на практику без уважительных причин, подтвержденных документально, рассматриваются как нарушение трудовой дисциплины и невыполнение программы практики.
Находясь на производственной практике, студент подчиняется руководителю от университета, руководителю от предприятия и непосредственным начальникам по выполняемой работе.
Студент во время практики обязан:
■ строго выполнять требования по технике безопасности, охране труда и другие инструкции;
■ в полном объеме выполнить программу практики;
■ строго выполнять указания, распоряжения и приказы по предприятию.
Студенты специализации «Безопасность дорожного движения» в подразделениях Государственной автомобильной инспекции должны изучить следующие вопросы:
■ изучение структурных связей между подразделениями ГАИ;
■ ознакомление с работой дорожно-патрульной службы;
■ изучение методов и технических средств, применяемых при расследовании на месте дорожно-транспортных происшествий;
■ ознакомление с оформлением документов по учету дорожно- транспортных происшествий;
■ ознакомление с методами анализа ДТП и профилактической работы по снижению аварийности на автомобильном транспорте;
■ изучение организации контроля технического состояния и учета автомобилей технической службой ГАИ;
■ изучение организации проведения экзаменов при аттестации водителей в экзаменационно-регистрационном отделении ГАИ;
■ ознакомление с организацией контроля со стороны Г АИ за обучением и повышением квалификации водителей в автоучебных учреждениях.
По дорожно-патрульной службе Г АИ
■ методы контроля скоростного режима движения транспортных потоков на дорогах и улицах, применяемое оборудование;
■ организация и проведение специальных мероприятий (перевозка детей, сопровождение колонн, сопровождение транспортных средств при перевозке специальных грузов и т.д.);
■ основные методы организации контроля за дорожным движением на стационарных постах ГАИ, применяемая аппаратура;
■ практика организации надзора за дисциплиной движения водителей и пешеходов;
■ формы документов, применяемых для оформления нарушений Правил дорожного движения и порядок их заполнения;
■ работа ДПС по выявлению недостатков в организации дорожного движения;
■ работа дежурной части ГАИ.
По отделению технического надзора ГАИ
■ методы контроля узлов и агрегатов транспортных средств, непосредственно влияющих на безопасность движения;
■ аппаратура и оборудование, применяемые для контроля за техническим состоянием автомобилей;
■ структура, формы и методы работы диагностической станции ГАИ, аппаратура и оборудование;
■ техническая документация, порядок заполнения.
По регистрационно-экзаменационному отделению ГАИ
■ порядок постановки транспортных средств на учет и применяемая документация;
■ методика проведения теоретических экзаменов и применяемая аппаратура;
■ методика проведения практических экзаменов по вождению автомобиля и применяемые технические средства;
■ применяемая документация;
■ порядок выдачи и изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами;
■ организация контроля за подготовкой водительских кадров;
■ работа квалификационных комиссий.
По службе агитации и пропаганды ГАИ
■ организация и проведение мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения в дошкольных учреждениях, школах, вузах, среди населения;
■ подготовка и проведение смотров, рейдов, конкурсов, викторин по безопасности дорожного движения;
■ организация детских игровых площадок, автогородков, автодромов и т.д.;
■ организация передач по безопасности движения по радио и телевидению.
По информационно-аналитическому подразделению ГАИ
■ учет дорожно-транспортных происшествий, передача информации и применяемая документация;
■ организация работы на телетайпных аппаратах;
■ подготовка годовых аналитических отчетов;
■ разработка предложений по снижению аварийности.
Студенты специализации «Управление дорожным движением» в автотранспортных предприятиях должны изучить следующие вопросы:
■ организационная структура службы БД в АТП;
■ должностные инструкции инженеров службы БД, их права и обязанности;
■ организация инструктажа водителей перед выездом в рейс и по возвращению в АТП;
■ организация контроля водителей и автомобилей на маршрутах;
■ организация и проведение воспитательной работы по безопасности движения;
■ организация занятий с водителями по изучению Правил дорожного движения и совершенствование навыков вождения;
■ обобщение и распространение опыта работы водителей-передовиков;
■ оборудование кабинетов и уголков по БД;
■ организация работы специализированного медицинского пункта;
■ работа общественных организаций АТП по повышению транспортной дисциплины;
■ организация расследования, учета и анализа ДТП с участием водителей АТП.
По зонам технического обслуживания и текущего ремонта
■ суточная программа технического обслуживания - ежедневного обслуживания (ЕО), технического обслуживания №1 (ТО-1), технического обслуживания №2 (ТО-2), режим работы зон технического обслуживания и текущего ремонта (ТР);
■ содержание технических воздействий на автомобиль и последовательность выполнения операций при ТО и ТР;
■ организация работы участков по обслуживанию и регулированию систем питания и зажигания двигателей;
■ методы контроля технического состояния автомобилей перед и после ТО и ТР, влияние принятых методов контроля на безопасность эксплуатации автомобилей;
■ организация производства и управления работой зон ТО и ТР;
■ оборудование рабочих мест по видам работ на постах ТО, применяемая оснастка и инструмент;
■ основные эксплуатационные материалы, используемые при ТО и ТР, их назначение и свойства;
■ квалификация и количество рабочих, занятых в зонах ТО и ТР, система оплаты труда и методы материального стимулирования;
■ мероприятия по технике безопасности и противопожарной технике при проведении ТО и ТР;
■ роль инженерно-технических работников и их должностные инструкции при руководстве работой в зонах ТО и ТР.
По зоне диагностики
■ место диагностики автомобиля в технологическом процессе ТО и ТР;
■ методы диагностики, виды и объемы работ;
■ связь диагностических операций с ТО и ТР;
■ технологические приемы выполнения операций диагностики;
■ взаимосвязь постов диагностики с другими производственными подразделениями АТП;
■ методы контроля токсичности отработавших газов двигателя;
■ трудоемкость диагностики автомобиля, количество и квалификация операторов, работающих в зоне диагностики;
■ устройство оборудования для проведения диагностических работ в зоне диагностики;
■ влияние диагностики автомобиля на сокращение работ по ТО и ТР, на повышение безопасности движения, уменьшение загрязнения окружающей среды, снижение расхода топлива;
■ методы контроля светотехнических характеристик приборов освещения и сигнализации и их регулировка.
Изучение работы производственно-технического отдела,
отдела технического контроля и др.
■ контроль состояния автомобиля после возвращения с линии;
■ организация подготовки автомобилей к выезду на линию;
■ планирование технического обслуживания автомобилей;
■ техническая документация по ведению учета ТО и ТР, учет и регистрация ходимости шин;
■ проведение проверки качества ТО и ТР автомобилей;
■ организация производства;
■ формы повышения квалификации рабочих-ремонтников.
Студенты специализации «Экспертиза в дорожном движении» в подразделениях Государственной автомобильной инспекции должны изучить следующие вопросы:
■ организационная структура ГАИ, состав, цели, задачи и функции подразделений (и в целом);
■ должностные инструкции инспекторов ДПС ГАИ, сотрудников других подразделений (отделов), их права и обязанности;
■ функции ГАИ МВД Республики Беларусь; задачи, решаемые Научно- исследовательским центром безопасности движения ГАИ. Фонд безопасности движения: назначение, компетенция и деятельность субъекта хозяйствования, роль и место в обеспечении безопасности движения;
■ контроль за безопасностью движения: методы, формы и принципы;
■ организация управления дорожным движением;
■ организация и проведение воспитательной работы по обеспечению безопасности движения;
■ организация занятий с детьми и водителями по изучению Правил дорожного движения, совершенствованию навыков вождения (ЮИД);
■ организация расследования (дознания), учета и анализа ДТП;
По дорожно-патрульной службе ГАИ
■ методы контроля скоростного режима движения транспортных потоков на дорогах и улицах, применяемое оборудование
■ основные методы организации контроля за дорожным движением на стационарных постах ГАИ, применяемая аппаратура;
■ формы документов, применяемых для оформления нарушений Правил дорожного движения, и порядок их заполнения;
■ работа ДПС по выявлению недостатков в организации дорожного движения;
■ работа дежурной части ГАИ.
По отделению технического надзора Г АИ
■ методы контроля узлов и агрегатов транспортных средств, непосредственно влияющих на безопасность движения;
■ аппаратура и оборудование, применяемые для контроля за техническим состоянием автомобилей;
■ структура, формы и методы работы диагностической станции ГАИ, аппаратура и оборудование;
■ техническая документация, порядок заполнения.
По регистрационно-экзаменационному отделению
■ порядок постановки транспортных средств на учет и применяемая документация;
■ порядок выдачи и изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами;
■ работа квалификационных комиссий.
По отделу дознания и экспертно-криминалистического центра при ГАИ;
■ организация и проведение предварительного расследования в отделе;
■ подготовка и проведение смотров транспортных средств, места происшествия, а также следственных экспериментов;
■ порядок и назначение судебных экспертиз (медицинских, автотехнических, психиатрических и т.п.);
■ организация и сбор показаний (объяснений);
■ вынесение решения по делу (вина, уголовное наказание, дела частного обвинения и т.д.);
■ производство исследований: порядок регистрации и поступления постановлений и отношений, ответственность за сроки исполнения экспертных заключений; производство заключений специалистов;
■ участие в следственных действиях и подписка о разъяснении прав, обязанности и ответственности.
По информационно-аналитическому подразделению ГАИ
■ учет дорожно-транспортных происшествий, передача информации и применяемая документация;
■ виды анализов аварийности: специфика и направленность;
■ разработка предложений по снижению аварийности.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Порядок организации, проведения и подведения итогов практики студентов определяется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 № 1049.
Во время прохождения практики студент под контролем непосредственного руководителя практики от организации выполняет программу практики и отражает ход ее выполнения в дневнике прохождения практики. В дневник заносятся также сведения о выполняемых студентом работах по заданиям руководителя практики от предприятия.
Перед направлением на практику руководители практики от университета выдают студентам индивидуальные задания. Эти задания требуют более подробного изучения материалов и их изложения в отчете. В качестве индивидуального задания руководителем практики от университета может быть предложена детальная проработка одного из вопросов перечня, который должен быть изучен студентом соответствующей специализации.
Получение необходимых материалов и сведений в ходе выполнения практики осуществляется различными способами: изучение наглядных информационных материалов, отражающих работу отдела и его звеньев, информационных выпусков, отчетов и других технических документов; посещение лекций, семинаров, конференций, проводимых организацией (предприятием).
Все материалы и сведения, полученные согласно данной программе, должны быть соответственно обработаны, систематизированы и изложены в техническом отчете о практике. Объем отчета 30-40 страниц.
Отчет о практике должен быть выполнен с применением ЭВМ и оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно - исследовательской работе. Общие требования и правила оформления».
Структура отчета зависит от специализации, по которой обучается студент.
Для специализации «Безопасность дорожного движения» при прохождении практики в подразделениях Государственной автомобильной инспекции отчет должен состоять из следующих разделов:
■ Введение;
■ Организация службы БД в АТП;
■ Порядок приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений в ГАИ;
■ Порядок регистрации транспортных средств;
■ Порядок прохождения государственного технического осмотра транспортных средств;
■ Дорожно-патрульная служба ГАИ;
■ Индивидуальное задание;
■ Заключение;
■ Литература.
Для специализации «Управление дорожным движением» при прохождении практики в автотранспортных предприятиях отчет должен состоять из следующих разделов:
■ Введение;
■ Производственная и организационная характеристика АТП;
■ Организация и технология технического обслуживания, диагностики и текущего ремонта автомобилей в АТП;
■ Индивидуальное задание;
■ Заключение;
■ Литература.
Для специализации «Экспертиза в дорожном движении» при прохождении практики в подразделениях Государственной автомобильной инспекции отчет должен состоять из следующих разделов:
■ Введение;
■ Функции и специфика ГАИ;
■ Правовое обеспечение производства экспертиз;
■ Организация и производство экспертиз (по видам);
■ Автотехническая служба МВД;
■ Индивидуальное задание;
■ Заключение;
■ Литература.
В целях учета прохождения практики каждым студентом ведется дневник установленной формы, правильность записей в котором подтверждается руководителем практики от предприятия. Отзыв, который дает руководитель практики от предприятия, должен отражать отношение студента к выполнению программы практики, производственной и общественной деятельности.
Отчет и дневник за 2-3 дня до окончания практики студент предъявляет руководителю от университета на проверку. Отчет и дневник должны быть подписаны руководителем практики от предприятия и утверждены руководителем предприятия (организации), подпись которого заверяется печатью или штампом. Отчет и дневник, не отвечающие предъявляемым требованиям, возвращаются студенту на доработку.
Руководитель от университета принимает зачет по практике, как правило, в течение недели после окончания практики.
Дифференцированная оценка выставляется на основании содержания отчета, отзыва руководителя практики от предприятия и ответов на вопросы, заданных в процессе защиты.
Студенты, не выполнившие программу практики или не предоставившие отчет и дневник, а также получившие отрицательный отзыв о прохождении практики от руководителя практики от предприятия (организации) или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляются на повторное прохождение практики в свободное от учебы время.