РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
Направление подготовки | 080400 Управление персоналом | ||||||
(указывается индекс и наименование направления/специальности) | |||||||
Квалификация (степень) выпускника | магистр | ||||||
(бакалавр/ магистр/ специалист) | |||||||
Профиль подготовки бакалавра | управление персоналом, в организации | ||||||
(указывается индекс и наименование профиля) | |||||||
Форма обучения | очная | ||||||
(очная, очно-заочная и др.) | |||||||
Факультет | Р Международного промышленного менеджмента и коммуникации | ||||||
(указывается индекс и полное наименование факультета Университета, заказавшего программу) | |||||||
Выпускающие кафедры | Р2 глобалистики и геополитики | ||||||
(указывается индекс и полное наименование выпускающей кафедры) | |||||||
Кафедра-разработчик рабочей программы | Р2 глобалистики и геополитики | ||||||
(указывается индекс и полное наименование кафедры, составившей и реализующей программу)
КУРС | Семестр | ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ (ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ) | ЧАСЫ(по наличию видов занятий) | Вид итогового контроля по дисциплине (экзамен, зачёт, дифф. зачет) | ||||||||||||
ОБЩАЯ ТРУДОЁМКОСТЬ | АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | ||||||||||||||
ВСЕГО/ всего в интерактивной форме | ЛЕКЦИИ | ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ | АУДИТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ | Другие виды занятий | ВСЕГО | КУРСОВОЙ ПРОЕКТ | КУРСОВАЯ РАБОТА | Расчётно - граф. работа | РЕФЕРАТ | Другие виды самост. работы | ||||||
ПРАКТИЧЕСКИЕ Занятия | СЕМИНАРЫ | |||||||||||||||
2* | 72* | 36/7 | 36* | зачет | ||||||||||||
3* | 108* | 36/7 | 72* | экзамен | ||||||||||||
ИТОГО | 180/14 | 108* |
* Объем и распределение общего количества часов по дисциплине, часов самостоятельной работы студентов могут корректироваться в соответствии с ФГОС ВПО и рабочим учебным планом профиля конкретного направления подготовки бакалавров.
Начальник отдела основных образовательных программ
__________/_____________
«____» ___________2011 г.
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2011 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
/оборотная сторона титульного листа/
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) ВПО и с учетом рекомендаций прооп впо по направлению подготовки
080400 Управление персоналом.
Программу составили:
кафедра Р 2 глобалистики и геополитики
Шевченко Наталья Николаевна д.ф.н., проф.
Эксперт:
Программа рассмотрена
на заседании кафедры-разработчика
рабочей программы Р 2 глобалистики и геополитики..
«___» _______ 201___ г. Заведующий кафедрой ___________________/ Кефели И.Ф., д.ф.н., проф. /
(подпись) (Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Программа рассмотрена
на заседании выпускающей кафедры программы Р2 «глобалистики и геополитики».
«___» _______ 20 __г. Заведующий кафедрой Стешин А.И. д.экон.н., проф. /__________________/
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Программа рассмотрена
на заседании выпускающей кафедры программы Р4 «Экономика, организация и управление производством».
(индекс и наименование кафедры-разработчика рабочей программы)
«___» _______ 20 __г. Заведующий кафедрой Курашева Н.А. к.экон.н., доц. /__________________/
(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание) (подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по укрупненной группе направлений и специальностей подготовки (УМК по УГНиСП) 0800000 Экономика и управление протокол № 5.
(полное наименование направления), (№ протокола)
«09» июня 2011г. Председатель УМК по УГНиСП __________________ / Стешин А.И., д.э.н., проф. /
(подпись)(Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
Учебная дисциплина обеспечена основной литературой
«___» ______201 _____ г. Директор библиотеки БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова
___________________/ /
(подпись ) (Ф.И.О., уч.степень, уч.звание)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
Разделы рабочей программы
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 5
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 1
4. ФОРМЫКОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 14
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Аннотация рабочей программы
Приложение 2. Технологии и формы преподавания
Приложение 3. Технологии и формы обучения
Приложение 4. Перечень тем заданий (по видам СРС)
Приложение 5. Оценочные средства и методики их применения
Приложение 6. Справка о наличии в библиотеке БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова учебной литературы
Приложение 7. Лист изменений, вносимых в рабочую программу
ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Цели научно-исследовательской практики
Основной целью научно-исследовательской практики является подготовка системно и широко мыслящего интеллектуала, владеющего основами теории науки и творческой деятельности; имеющего практические навыки сбора, обработки и анализа данных, результатов научных экспериментов; способного к самостоятельной генерации идей; обладающего склонностями и способностями к научным сообщениям и прогнозам, в сочетании с фундаментальной профессионализацией по избранной специальности. Целями научно-исследовательской практики являются:
формирование навыков творческого профессионального мышления путем овладения научными методами познания и исследования;
обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов;
создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве — полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями.
Задачи научно-исследовательской практики
Поскольку формами мышления, используемыми в процессе обучения, приобретения новых знаний и проведении научных исследований, являются понятия, суждения, умозаключения, а операциями — анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и обобщение, то достижение целей практики, указанных в п. 1, осуществляется путем решения следующих задач:
ознакомление с заданиями на научно-исследовательскую практику, выдаваемыми изначально руководителем практики, как правило, в общей форме;
поиск и изучение информации из всевозможных источников (литература, периодика, конференции, Интернет и экспедиционные материалы) о предметной области, о существующих методах, подходах и классификациях;
всесторонний анализ собранной информации с целью дальнейшей работы с материалом;
овладение методами анализа, сравнения, классификации, систематизации и обобщения;
установление тесных связей интересов студента с научно-образовательным направлением кафедры, укрепление его творческих контактов с преподавателем в бинарном процессе обучения.
В период научно-исследовательской практики студенты должны по возможности участвовать в решении текущих производственных задач организации — базы практики.
Место практики в структуре магистерской программы
Научно-исследовательская практика базируется на освоении всего спектра знаний по дисциплинам «Современные методы социологических исследований», «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом», «Теория организации и организационного проектировании», «Современные проблемы управления персоналом», «Инновационные технологии разработки, обоснования и принятия кадровых решений», «Кадровый консалтинг и аудит», поскольку в данных курсах последовательно и целостно рассматривается система профессиональных знаний, которые затем обучающийся по направлению «Управление персоналом» углубляет, проходя обучение по более узко специализированным дисциплинам (например, «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности», «Технологии управления развитием персонала», «Управление организационной культурой» и др.).
Перед тем как приступить к научно-исследовательской практике, студент программы магистерской подготовки должен иметь общее представление о теории, методологии и практических аспектах следующих вопросов экономики и социологии труда:
Труд как основа жизнедеятельности людей. Классификации видов труда и трудовой деятельности.
Характер и содержание труда, его характеристики и оценки.
Трудовые ресурсы и их воспроизводство.
Трудовой потенциал и его оценка.
Система социально-трудовых отношений и ее структурные составляющие.
Факторы и показатели оценки социально-трудовых отношений.
Регулирование социально-трудовых отношений.
Занятость, ее формы, виды, уровень. Политика в области занятости.
Безработица, ее истоки, сущность, оценка уровня.
Рынок труда: сущность и факторы, его определяющие.
Государственное регулирование рынка труда.
Международная организация труда (МОТ) в разработке и реализации активной политики в области занятости.
Социальная структура и социальная организация на предприятии.
Доходы населения и уровень жизни.
Планирование трудовых показателей на предприятии.
Цель и содержание социологических исследований в области труда.
Система управления трудом на предприятии.
Основные источники информации о сфере труда.
Социологическое исследование как инструмент измерения социальных отношений в коллективе.
Программа социологического исследования.
Типология социологических исследований.
Выборочный метод в социологических исследованиях.
Формы проведения научно-исследовательской практики.
Практика предусматривает изучение студентами методологии исследовательской работы (теоретическая часть), закрепление знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования (практическая часть), предусматривающих:
вариантное проектирование (сопоставление различных вариантов с целью нахождения оптимального решения);
теоретическое / методологическое исследование;
экспериментальное исследование;
составление и отладку программ, реализующих модели различных объектов, выполнение расчетов на ПК и т.д.;
аналитический (реферативный) обзор с включением самостоятельных переводов научной литературы;
оценку патентоспособности разработки.
Для этого предусматривается:
работа с библиотечными фондами и каталогами, включающая подбор литературы в соответствии с темой научного исследования по ключевым словам, году издания, типу изданий (научные, научно-популярные, справочные и пр.);
работа с архивами и музейными хранилищами, включающая выбор из множества документов и артефактов тех, которые представляют научно- исследовательский интерес по проблемам управления человеческими ресурсами, систематизация этого материала с использованием логиколингвистического, структурно-логического и классификационного принципов;
работа с электронными библиотеками и ресурсами глобальной информационной системы Интернет;
участие в научно-исследовательской работе кафедры по госбюджетным фундаментальным и прикладным НИР, по грантам и др. Научно-исследовательским проектам с целью сбора и описания соответствующего материала;
самостоятельная информационно-аналитическая работа с источниками информации и научно-исследовательская работа по реализации технологии научного исследования, сбору фактического материала, подготовке и проведению экспериментов, оформлению и оценке результатов научных исследований.
Место и время проведения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика обучающихся проводится в организации, где работает практикант, или в организации по его выбору. Если практикант в период обучения не работает, то кафедра организует прохождение практики в рамках кафедральной научно- исследовательской работы.
Научно-исследовательская практика проходит в 4 семестре обучения, продолжительность — 6 зачетных единиц (216 часов).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-исследовательской практики
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:
развитие умения нестандартно мыслить (находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях; находить непротиворечивые решения противоречивых ситуаций) и применять знания на практике;
выработка умения реализации технологии научного исследования, умения готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований;
выработка навыков библиографической работы, самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации;
воспитание чувства ответственности за научную полноценность исследования, его достоверность, содержательность и практическую полезность;
умение определять проблему;
навыки формулировки задач и гипотезы исследования;
умение формировать план исследования;
навыки ведения библиографической работы с привлечением современных информационных технологий;
знания о методах проведения научных исследований;
умение модифировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
навыки обработки полученных результатов, их анализа и осмысления с учетом имеющихся литературных данных;
умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Структура и содержание научно-исследовательской практики
Общая трудоемкость практики составляет 216 часов.
Индивидуальное задание определяется научным руководителем практики с учетом интересов обучающихся. Задание должно содержать четкую формулировку намечаемых целей и ожидаемых результатов. Из целей должна следовать постановка конкретной задачи, предлагаемой для решения обучающемуся, а также должно быть указано место этой задачи в общем комплексе научно-исследовательских и учебно-методических задач.
Индивидуальное задание по практике должно включать следующие основные разделы:
формулировку направления исследования;
цели и задачи проведения исследования;
общий обзор существующих путей и методов решения подобных проблем, существующие в теории и практике управления человеческими ресурсами;
рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.
Задание по научно-исследовательской практике может быть представлено перечнем тематических разделов, раскрывающих основное содержание направлений работы студентов. Каждый раздел определяет область профессиональных знаний, полученных студентом к началу практики, по которым необходимо приобретение устойчивых знаний и навыков.
Допускаются отклонения в содержании задания как в теоретическую, так и в практическую сторону. Поэтому при формулировании индивидуального задания на научно-исследовательскую практику обучающимся необходимо определиться с собственными предпочтениями и перспективами.
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
Электронный каталог книг и продолжающихся изданий
В библиотеке БГТУ «ВОЕНМЕХ» ведется электронный каталог книг и продолжающихся изданий.
ББаза данных по экономическим наукам
«Emerald Management Extra 111» (ЕМХ111) — база данных по экономическим наукам, включает 111 полнотекстовых журналов издательства Emerald по менеджменту и смежным дисциплинам. Снабжена тематическим указателем по журналам, который содержит рубрики: менеджмент, маркетинг, бизнес, информатика, экономика, техника, библиотечное дело, образование, материаловедение, бухгалтерский учет и аудит, медицина, экология, здравоохранение, документоведение, логистика, компьютерные коммуникации, дизайн, трудовые отношения.
Содержит электронные версии книг по бизнесу, менеджменту, экономике Emerald eBooks Series Collection «Business, Management and Economics» (Бизнес, менеджмент и экономика)/ «Social Sciences» (Общественные науки).
Адрес для работы: www.emeraldinsight.com/ft
ЭЭлектронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки
Российская государственная библиотека (РГБ) является уникальным хранилищем подлинников диссертаций, защищенных в стране с 1944 года по всем областям знаний. В фонде Отдела диссертаций (г. Химки) хранятся более 900 ООО диссертаций. Ежегодно в фонд РГБ поступает около 30 ООО диссертаций (20 ООО кандидатских и 10 000 докторских). В 2003 году стала создаваться Электронная библиотека диссертаций РГБ, в настоящее время база данных содержит около 320 000 полных текстов диссертаций и авторефератов.
Для предоставления доступа к Электронной библиотеке диссертаций РГБ в библиотеке БГТУ функционирует Виртуальный читальный зал.
Пароль и логин можно получить у дежурного администратора.
ЭЭлектронные документы на CD-дисках
Находятся в отделе «Электронная библиотека» ПА, Библиотека, к. 25. Энциклопедии. Словари: Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, Большая Русская биографическая энциклопедия, Большая юридическая энциклопедия, Географическая энциклопедия, Философская энциклопедия.
Экономика. Бизнес
TeachPro Экономика предприятия. Учебник
Анализ финансовой отчетности. Учебник (2009)
Бакалавр: Макроэкономика. Учебник (2009)
Бакалавр: Микроэкономика. Учебник (2009)
Банки и денежно-кредитная система. Финансовая система РФ Ценные бумаги и фондовый рынок. Учеб.-метод, комплекс. «Вузовская серия»
Бизнес-планирование. Учебный курс (2009)
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Учебник (2009)
Бухгалтерский учет. Основы бухгалтерского учета. Финансовый учет.
Управленческий учет. «Вузовская серия»
Бухгалтерский учет. «Вузовская серия»
Введение в эконометрику. Учебник (2009)
Государственная гражданская служба. Учебник (2009)
Делопроизводство. Сборник нормативных документов (2007)
Жилищно-коммунальное хозяйство. Развитие, управление, экономика. Учебник (2009)
Инвестиции. Учебник (2009)
Инновационный менеджмент. «Вузовская серия»
Инновационный менеджмент. Учебное пособие для вузов
Искусство бизнеса. Практикум
Искусство продаж.
Кадры. Образцы должностных инструкций (2007).
Как начать свое дело. «Библиотека предпринимателя»
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник (2009)
Корпоративные финансы. Серия «Финансовый менеджмент»
Культура делового общения. Конспект лекций
Культура делового общения
Маркетинг. «Вузовская серия»
Маркетинг. Основы теории и практики. Учебный курс (2009)
Международные валютно-финансовые отношения. Учебник (2009)
Международные стандарты финансовой отчетности. Учебник (2009)
Менеджмент гостиничных услуг. Учебное пособие для вузов
Менеджмент: бизнес-курс
Менеджмент организации. Учебник (2009)
Менеджмент ресторанных услуг. Учебное пособие для вузов
Мировая экономика и международный бизнес. Учебный курс (2009)
Муниципальное управление. Учебник (2009)
Налоги и налогообложение. Учебник (2009)
Налоги и налогообложение. Учебно-методический комплекс
Наука и искусство управления персоналом
Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. Учебник
Организации: структуры, процессы, результаты. Серия «Менеджмент»
Организация деятельности центрального банка. Учебник (2009)
Основы аудита. Учебник (2009)
Основы бизнеса: концепции, менеджмент, маркетинг, финансы. Интерактивный учебный курс
Основы менеджмента. Учебник (2009)
Основы организации бизнеса. Учебник (2009)
Основы принятия инвестиционных решений.
Основы рекламы. Учебник (2009)
Оценка стоимости земельных участков. Учебник (2009)
Оценочный менеджмент. Бизнес-пособие. Серия «Менеджмент»
Практикум эффективного управления. Выпуск 1. «Принятие управленческих решений и контроль в организации»
Практические советы по эффективному управлению
Региональная экономика. Учебник (2009)
Сборник договоров с комментариями для бухгалтера
Склад: организация, управление, логистика. Учебное пособие
Статистика. Учебник (2009)
Статистика. Учебник (Салин В.Н. и др.) (2009)
Статистика финансов. Электронный учебник
Стратегический менеджмент. Учебник (2009)
Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. Серия «Менеджмент»
Стратегия и планирование. Руководство менеджера. Серия «Менеджмент»
Страхование. Учебник (2009)
Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Учебник (2009)
Теория организации. Учебник (2009)
Управление персоналом: теория и практика. Учебник (2009)
Управление рисками. Учебник (2009)
Управленческий учет. Учебник (2009)
Финансовое планирование организации: Электронное пособие
Финансы. Учебник (2009)
Финансы организаций (предприятий). Учебный курс (2009)
Финансовый анализ. Учебный курс (2009)
Финансовый менеджмент. Учебник (2009)
Ценообразование. Электронный учебник
Школа руководителя: Договоры: условия, риски, логистика
Эконометрика. «Вузовская серия»
Экономика. Учебник (2009)
Экономика организаций (предприятий). Учебник (2009)
Экономическая история зарубежных стран. Учебное пособие
Экономическая теория. Учебник (2009)
Экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник (2009)
Этика бизнеса. Учебный курс для колледжей и университетов
Информатика
Азбука Internet. Интерактивный курс обучения
Азбука Windows ХР. Интерактивный курс обучения
Информационные технологии. Учебник (2009)
Информационные технологии в управлении. «Вузовская серия»
Человек и здоровье. Спорт
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (2007)
Философия. Политология. Социология
История политических учений. Учебник (2009)
История философии. Электронная библиотека
Классики социологии
Основы политологии. Учебное пособие
Политология. Учебник (2009)
Психология. Учебник (2009)
Психология личности. Серия «Учебники и учебные пособия для вузов»
Психология. Лекции для студентов •/ Социальная психология. Учебник (2009)
Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов
Философия. Учебник (2009)
Философия от античности до современности
Юриспруденция
Гражданское право. Лекции для студентов
Гражданский кодекс РФ (ч. IV) Интеллектуальная деятельность и средства индивидуализации
История государства и права России. Учебник для вузов
Налоговое право России. Учебное пособие
Новое в жилищном законодательстве. «Ваш адвокат»
Правоведение. Учебник (2009)
Правоведение: Лекции для студентов
Семейное право России. Учебник для вузов
Трудовое законодательство РФ. Практические комментарии
Трудовой договор. Учебник (2009)
Финансовое право. Учебник
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Методические рекомендации по выбору темы исследования и формированию индивидуального задания на прохождение научно- исследовательской практики
За время научно-исследовательской практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по углубленному изучению отдельных направлений научно-исследовательской работы, решению конкретных задач по подбору и анализу научной литературы или сбору и обработке фактического материала в интересах базы исследований в сфере управления человеческими ресурсами организаций, а также подготовить исходный материал для аналитической части курсовых работ и/или выпускной квалификационной работы.
Темы научно-исследовательской работы и, соответственно, индивидуального задания должны выбираться и формулироваться таким образом, чтобы:
тема работы была актуальной, то есть исследования и разработки могли иметь научное и практическое значение;
работа имела внутреннюю целостность, то есть не состояла из многих слабо связанных друг с другом частей;
работа над темой требовала обоснования принятых решений;
предлагаемые в задании исследования и разработки были выполнимы за время практики;
выполнение задания в полном объеме позволяло получить весомые, обоснованные и защищаемые результаты.
Индивидуальные задания обучающихся оформляются в виде календарного плана графика. Календарный план-график характеризует примерное распределение времени студентов на выполнение отдельных разделов задания практики.
Методические рекомендации по выполнению заданий практики
В период прохождения научно-исследовательской практики обучающийся должен собрать материал, сделать необходимые выписки из документов и каталогов, ознакомиться с разнообразной информацией по теме исследования.
Конкретная методика выполнения индивидуальных заданий определяется руководителем практики. Однако для успешного выполнения индивидуального задания по научно-исследовательской практике обучающиеся должны использовать все возможности осуществления сбора, систематизации, обработки и анализа информации, статистических данных и иллюстративного материала по теме исследования. Речь идет не только о помощи научного руководителя или руководителя практики, но и самостоятельной работе в библиотеке, информационных фондах и архивах. Особое значение имеет получение компетентных консультаций специалистов организации — базы практики, которые могут содействовать в уточнении и корректировке направления и методов работы, представляющих практический интерес.
Выполнение индивидуального задания научно-исследовательской практики предусматривает закрепление теоретических знаний, методологий, принципов и правил профессионального подхода в работе с разнообразным научным материалом. Поэтому для анализа существующих проблем студентам-практикантам рекомендуется постоянное изучение литературы, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт управления человеческими ресурсами.
Овладев приемами самостоятельного получения информации, обучающийся должен организовать самоконтроль знаний — логически, последовательно, стройно раскрыть вопросы индивидуального задания, четко придерживаясь его структуры. Существенную помощь в этом вопросе оказывает подготовка научно-практических публикаций, рецензирование и допуск к печати которых осуществляет научный руководитель практики от кафедры.
На заключительном этапе научно-исследовательской практики обучающимся необходимо обобщить собранный материал и грамотно изложить его в письменной форме, включив в содержание отчета по практике. При этом необходимо следить, чтобы освещение вопросов шло по заранее продуманной схеме с привлечением теоретических положений и практических выводов.
Методические рекомендации по подготовке отчета по практике
Отчет по практике является основным документом, отражающим, выполненную обучающимся работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Материалы отчета обучающийся может и должен использовать в своей дальнейшей научно-исследовательской работе и подготовке магистерской диссертации.
Отчет по практике обучающийся готовит самостоятельно, заканчивает и представляет его для проверки руководителям практики от предприятия не позднее чем за 3—4 дня до ее окончания.
Отчет по практике в нижеприведенной последовательности должен содержать:
титульный лист;
задание на научно-исследовательскую практику;
содержание (оглавление);
введение;
основную часть отчета;
заключение;
список использованных источников;
приложения
Объем отчета должен составлять 15—20 страниц (без приложений) машинописного текста. Количество приложений не ограничивается и в указанный объем не включается.
Во введении должны быть отражены:
обоснование актуальности выбранной проблемы;
степень научной проработанности проблемы;
предмет, объект, база исследования;
цель и задачи исследования;
информационная основа исследования;
научная новизна результатов исследования;
практическая значимость результатов исследования, апробация результатов исследования, их практическое применение, освещение хода и результатов исследования на научных и научно-практических мероприятиях, в тезисах и на семинарах, возможности использования в учебном процессе и для повышения эффективности управления персоналом на предприятиях базы исследования;
объем и структура исследования, количество табличного и графического материала;
список публикаций по теме исследования;
В основной части отчета содержится:
формулировка сущности проблемы и четкое определение (обоснование) понятийного аппарата, используемого в исследовании;
сравнительный анализ точек зрения авторов на сформулированную в исследовании проблему и существующих в науке путей ее решения;
анализ специальной литературы по проблеме, изучение и обобщение опыта решения проблемы на практике;
исторический обзор (эволюция рассматриваемой проблемы во времени);
генеральный замысел решения проблемы, теоретическое и методологическое обоснование метода (способа) решения рассматриваемой проблемы;
обоснование программы и метода проведения исследования.
обобщение практики предприятий, выбранных в качестве базы исследования, по вопросам, связанным с рассматриваемой проблемой;
разработка методического инструментария проведения исследования, необходимого для глубокого изучения сути рассматриваемой проблемы;
расчленение изучаемой проблемы на отдельные составляющие;
обоснование и оформление методик решения отдельных составляющих проблемы;
соединение (синтез) методических подходов решения отдельных составляющих проблемы в единый механизм решения всей проблемы и разработка на этой основе методики и/или методических рекомендаций по решению рассматриваемой проблемы;
Заключение состоит из краткого изложения:
сути проблемы, решенной в диссертации;
главного смысла проведенного диссертационного исследования;
важнейших научных результатов диссертации;
результатов исследования, проведенного в конкретных организациях;
перспектив, которые открывают науке и практике итоги данного диссертационного исследования;
направлений дальнейших исследований в данной области.
Отчет выполняется на листах формата А4 с использованием одной стороны листа, шрифт Times New Roman, размер шрифта № 14, интервал 1,5. Параметры страницы: левое поле — 2,0 см, правое поле — 2,0 см, верхнее поле — 2,0 см, нижнее поле — 2,0 см; отступы в начале абзаца — 1,25 см.
В тексте не должно применяться сокращение слов, за исключением общепринятых. Если в тексте приводятся цитаты или цифровые данные, заимствованные из литературы, то обязательно дается ссылка на источник (внизу соответствующей страницы) или в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках), соответствующий источнику из списка литературы.
Приводимый в текстовой части графический материал (схемы, графики, таблицы и т.д.) должен иметь наименование (заголовок таблицы) и быть пронумерован. Рисунками считаются: схемы, диаграммы, формы документов и т.п. Все таблицы и рисунки должны иметь сквозную нумерацию и свое название. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. Таблицы и рисунки могут быть выполнены в цвете (для наглядности).
На включаемый в отчет графический материал и перечень использованной литературы должны быть обязательно ссылки в тексте.
В начале перечня использованной литературы дается заголовок «Библиография». По каждому литературному источнику указывается: его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и выходные данные.
Все страницы отчета должны быть пронумерованы. Нумерация начинается с титульного листа.
К отчету также прилагается календарный план-график исследования, утвержденный в соответствующем порядке, и письменный отзыв руководителя от базы практики о работе практиканта. В отзыве рекомендуется кратко и лаконично отразить следующие вопросы:
степень достижения цели практики и выполнение поставленных перед практикантом задач;
общая оценка умения практиканта выполнять поставленные задачи;
степень самостоятельности выполненной работы и способность практиканта к профессиональной деятельности;
соответствие деятельности практиканта общим требованиям, предъявляемым к специалистам по управлению человеческими ресурсами, степень сформированное™ профессиональных навыков и умений, вывод о положительной оценке.
Руководитель практики
от организации:
должность руководителя практики
подпись ФИО
5.3.9.4Рекомендации по оценке результативности научно- исследовательской работы
Отчет по научно-исследовательской практике, заверенный руководителем практики от организации, должен быть представлен руководителю от кафедры не более чем через две недели после окончания практики.
В процессе защиты выявляется:
качественный уровень прохождения практики;
инициативность обучающихся, проявленная в период прохождения практики, высказанные предложения по улучшению работы учреждения. Основными формами поощрения обучающихся по результатам самостоятельной научно-исследовательской работы, проведенной в рамках практики, являются:
учет результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний по дисциплинам;
представление лучших работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;
рекомендация для участия в межвузовских выставках, конфере