Республики Марий Эл
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы №2
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" Учредитель - Министерство образования и науки РМЭ»
Тема, над которой работает школа:
"Создание условий для социальной адаптации и реабилитации учащихся через здоровьесберегающее и практическое направления учебно-воспитательного процесса".
ГБОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 1 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью (легкая умственная отсталость)
В республике созданы эффективные механизмы поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите: сохранена сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, действует учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, функционируют центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Сеть специального (коррекционного) образования Республики
Марий Эл включает в себя Государственные бюджетные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-V, VIII вида, в том числе:
1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I, II и V вида (для детей с нарушениями слуха и тяжелыми нарушениями речи);
1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида (для детей с нарушениями зрения);
4 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интерната для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (для детей с нарушением интеллекта);
1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида;
2 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида;
Все специальные (коррекционные) образовательные учреждения
в Республике Марий Эл имеют широкополосный доступ к сети Интернет, специализированные технические средства, компьютерную технику и лицензионное программное обеспечение. В целом, при учете всего компьютерного парка специальных (коррекционных) образовательных учреждений обеспеченность компьютерной техникой составляет 1 компьютер на 7 учащихся.
Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозри-тельной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры. С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.
В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (с умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).
Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта — до 5.
Специальная школа II вида, где учатся слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь), имеет два отделения:
первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
второе — для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.
Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи ведутся на специальных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.
Специальные школы III и IV видов предназначены для образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид) детей. Вследствие незначительного числа таких школ при необходимости может быть организовано совместное (в одном учреждении) их обучение, а также детей с косоглазием и амблиопией.
В специальную школу III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
Специальная школа IV вида предназначена для слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитываются состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения вблизи), форма и течение патологического процесса. В эту школу могут быть приняты дети и с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях зрения, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии, а также дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4).
В специальной школе Vвида учатся дети с тяжелыми нарушениями речи.
Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — двигательными нарушениями, имеющими разные причины и разную степень выраженности, детским церебральным параличом (ДЦП), врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, их парезами и парапарезами.
Специальная школа VII вида предназначена для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, — детей с ЗПР.
Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым и имеет качественно иное содержание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема знаний по общеобразовательным предметам.