Тема: Территория, население в МП.
Понятие и виды территории
Гос. граница
Междунар. ответственность
4. Международно-правовые вопросы населения
1 вопрос
Существует след. категории территории:
1. Гос-ная террит.;
2. Терит. с междунар. режимом.;
3. Террит. со смешанным режимом.
Государственная территория - это территория, находящаяся в пределах госграниц, каждого отдельного гос-ва, которая осуществляет свою верховную власть и свой суверенитет.
В состав государственной территории входит: сухопутная, водная, воздушная и недра.
Государственная территория должная использоваться в соотв. с нормами и принципами муждунар. права чтобы не нарушать и не причинять вред др. государствам.
Территория с международным режимом это пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо гос-ва (Антарктида, Луна), эта территория открыта для исследования всеми гос-вами в соотв. с нормами и принципами МП и все гос-ва обязаны делиться информацией, полученной входе исследований.
К территориям со смешенным правовым режимам относятся:
1. Прилежащая экономическая зона (Это часть морского пространства, прилегающая к террит. моря, в котором прибрежное государство может осуществлять конроль в определённых законом установленных областях. В этой зоне контроль необходим для предотвращения нарушений таможенных, санитарных иммиграционных законов и наказания нарушителей этих правил.)
2. Континентальных Шельф (Это морское дно и его недра);
3.Исключительная экономическая зона;
4.Международные проливы и каналы.
Особенностью данного правового режима явл. то, что эти районы не находятся под суверенитетом гос-в, но каждое прибрежное гос-во имеет право на разведку и разработку природных ресурсов.
Вопрос
Гос. граница - это линия, обозначающая на картах, схемах местности и т.д. пределы гос территории на суше, воде, воздухе и недрах, т.е. пространственный предел действия гос суверенитета гос-ва.
В зависимо три от места прохождения различают:
1. Сухопутная граница (отделяет сухопутную территорию одного гос-ва от аналогичной территории др. гос-ва в зависимости от договора и с учетом рельефа местности);
2. Водная граница (может проходить по реке, морю, водохранилищу);
3. Воздушная граница (110 км. Вверх).
Гос. граница может устанавливаться путём:
1. делимитации (это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии госграницы с обозначением её на картах, схемах, планах и т.д.);
2. демаркация (это проведение линии госграницы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками);
3. редемаркация (это проверка ранее демаркированных знаков с восстановлением и ремонтом).
Гос границы неприкосновенны и нерушимы, в этих целях может устанавливаться пограничный режим, который предусматривает:
1. порядок охраны и пересечения гос. границы;
2. порядок размещения и деятельности КПП и таможенных учреждений;
3. ведение сельскохозяйственной, производственной, промышленной деятельности в районе гос. границы;
4. специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне;
5. порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов.
Охрана и оборона гос. границы осущ. на основе внутреннего зак-ва, также для обеспечения на гос. границе надлежащего порядка может устанавливаться (или не устанавливаться):
1. пограничная полоса (местность небольшой ширины, на которой установлены различные инженерные сооружения (камеры слежения и т.д.);
2. пограничная зона (это местность шириной до 5 км до гос границы).
В случае нарушения режима и правил в пунктах пропуска через гос. границу лица несут установленную законом ответственность в зависимости от тяжести нарушений и причиненного ущерба.
Вопрос
Международно-правовая ответственность - это юр. обязанность субъекта правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного др. субъекту МП в результате совершенного правонарушения.
Субъектами международно-правовой ответственности явл. субъекты междунар. публичного права в лице своим органов.
Международная ответственность подразделяется на 2 вида:
1. политич. ответственность, выражается в форме:
а. сатисфакций (это удовлетворение нематериальных требований, для возмещения вреда, заверение пострадавшей стороны в недопущении повторения правонарушения, принесение извенений, выражение сожаления);
б. репрессалии (это ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом и они должны быть соразмерны тем действиям, которыми они вызваны);
в. реторсии (это ответные акции в связи с недружественными действиями.
2. материальная ответственность (это обязанность возместить материальный ущерб и выражается в форме):
а. реституции (это восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения);
б. репарации (это денежная или иная компенсация убытков потерпевшей стороне);
Ответственность наступает при наличии определённых оснований:
1. юридических (это совокупность юр. обязательных международно-правовых актов на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение);
2. фактическое основание (это то, за что наступает ответственность (действие или бездействие, противоправное поведение, причинение вреда и т.д.)
Ответственность может наступать за простые правонарушения и международные преступления в зависимости от степени тяжести.
Вопрос
Под населением в МП понимается совокупность индивидов, проживающих в данный момент на террит. того или иного гос-ва.
Население состоит из граждан данного гос-ва, иностр. граждан и лиц без гражданства.
МП закрепляет ряд норм, относящихся к населению: нормы, касающиеся гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима иностранцев.
Тема: Средства мирного разрешения споров.
1. Понятие средств мирного разрешения споров;
2. Система средств мирного разрешения споров;
3. Международный суд и международный арбитраж.
1 вопрос
Существует ряд НПА, регулирующих разрешение споров мирными средствами:
1. Декларация «О мирном разрешении споров» (1982г.);
2. Межамериканский договор «О мирном разрешении споров»;
3. Европейская конвенция «О мирном разрешении споров» (1957г.);
4. Конвенция «По примирению и арбитражу (1992г.);
5. Уставы региональных организаций, содержащие положения о мирном разрешении споров.
Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно- правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соотв. С принципами МП без применения принуждения в какой-либо форме.
Система данных средств также закреплена в уставе ООН.
К мирным средствам относятся:
1. Переговоры;
2. Обследования;
3. Посредничество;
4. Примирение;
5. Арбитраж;
6. Судебное разбирательство;
7. Обращение к региональным органам и соглашениям;
8. Добрые услуги;
9. Разрешение споров органами ООН;
10. Разрешение споров, предусмотренные специальными соглашениями.
Устав ООН различает споры юридического характера и все остальные. К юридическим спорам относятся:
- толкование договоров;
- любой вопрос МП;
- наличие факта, представляющего нарушение международного обязательства;
- характер и размер возмещения ущерба причитающегося за нарушение международного обязательства.
2 вопрос
Система средств мирного разрешения споров:
ü Переговоры (явл. наиболее распространённым средством мирного разрешения споров, без переговоров вообще невозможно мирное улаживание международных конфликтов);
ü Консультации (явл. разновидностью переговоров. Различают факультативные консультации, к которым стороны прибегают в каждом конкретном случае по взаимному согласию и обязательные консультации, проведение которых обусловлено заранее в соглашении на случай возникновения разногласий между участниками);
ü Посредничество (добрые услуги) это мирные средства разрешения споров с помощью третьей стороны, сторона, оказывающая добрые услуги не должна участвовать в переговорах и влиять на их ход. Посредничество предполагает более активное участие третьей стороны, его целью является не только налаживание контактов между спорящими сторонами, но и достижение между ними примирения. Посредник должен соблюдать определённые обязанности: воздержаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой, уважать суверенные права. Честь и достоинство спорящих сторон. Добрые услуги и посредничество могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Их могут оказывать государства, международные организации, должностные лица, видные общественные деятели.
ü Международные следственные и согласительные комиссии это органы, создаваемые спорящими сторонами. Задачей следственных комиссий явл. точное установление фактов, связанных со спором. Они предпринимают усилия. для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.
3 вопрос
Международный арбитраж – это разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящий сторон.
Существует два вида арбитражных органов:
ü Ат хок (он утверждается … такое соглашение называется компромиссом или третейской записью, в нём стороны определяют предмет спора, подлежащий рассмотрению, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Также третейская запись должна содержать взаимное обязательство сторон относительно принятия и исполнения третейского решения.);
ü Постоянный (это постоянный арбитражный орган, который стороны могут предать по взаимному между ними соглашению возникший между ними спор. Существует два вида юристикции постоянных арбитражей:
· Добровольная, при которой требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган;
· Обязательная, при которой достаточно требования одной из сторон в споре.
Исполнение арбитражного решения явл. обязательным.
Третейский суд может состоять из одного лица ил группы граждан (граждане третьих государств или граждан спорящих государств или третьих госуарств).
В 1901 году была создана постоянная палата третейского суда, она состоит из:
Международное бюро, которое выполняет функции канцелярии;
Административный совет;
Список лиц. Из числа которых спорящие гос-ва могут выбрать арбитров (около 300 чел).
Спорящие гос-ва, пожелавшие обратиться в третейский суд составляют компромисс или третейскую запись. Третейское разбирательство состоит из двух частей: письменного следствия и премий, решения выносятся большинством голосов и должны быть мотивированы.
Международный суд ООН – это один из главных органов ООН. В задачи которого входит осуществление международного правосудия. Состав и компетенция международного суда определена уставом ООН и статутом международного суда. В международный суд ООН могут обратиться только гос-ва.