Проведение экспериментально - психологического исследования.




Исследования уровня и особенностей психического развития ученика

 

Психологическое исследование ученика может помочь разрешить самые различные педагогические проблемы: выявить причины сложностей в усвоении школьной программы, причины неадекватного поведения и т.д. Только на основе психологического изучения ученика можно создать благоприятные условия для его личностного роста.

Практиканту рекомендуется выбирать ученика, в отношении которого возникла (или может возникнуть) определённая психологическая проблема.

 

ЭТАПЫРАБОТЫСТУДЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Постановка цели исследования.

Студент должен сформулировать цель будущего исследования. Такой целью может быть выявление причин:

· низкой успеваемости, нежелания учиться (или высокой успеваемости в учебной деятельности);

· особенностей поведения ученика (девиантного поведения, сложных конфликтных взаимоотношений с классным коллективом, учителями или родителями: популярности и авторитета среди одноклассников, благоприятных отношений со взрослыми);

· проблем, переживаемых самим ребёнком (тревожность, неуверенность в себе и т.д.).

Возможны и другие цели исследования.

 

Сбор и изучение данных об ученике.

Сбор возможно более полной информации об ученике осуществляется в ходебесед с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, одноклассниками, с самим учеником. Необходимо вести наблюдение за учеником на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Проанализировать продукты его учебной деятельности: тетради, оценки в журнале и т.д. При этом следует отличать факты из жизни ученика от готовых мнений и выводов учителей, родителей. Оценки окружающимиповедения и интеллектуальных возможностей ученика, его жалобы и высказывания должны быть обязательно отмечены, но как мнение того или иного конкретного лица, либо как самооценка.

В ходе продуманных бесед необходимо получить данные об особенностях социальной среды, семейного воспитания, условий и истории развития ученика. Сбор данных должен быть подробным и тщательно систематизирован. Все полученные данные об ученике необходимо соотносить с возрастными закономерностями психического развития.

 

Практикантам предлагается следующая СХЕМА:

Развитие интеллектуальной сферы:

· Уровень развития мышления (развитие процессов обобщения и абстрагирования, умения сравнивать, анализировать, способности к самостоятельным умозаключениям);

· Уровень развития речи (словарный запас, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль и т.д.);

· Особенности памяти (развитие опосредованной памяти, владение приёмами преднамеренного запоминания, преобладающий вид памяти, прочность запоминания, лёгкость воспроизведения и т.д.);

· Особенности внимания (степень развития произвольного внимания, объёма, устойчивости и переключения внимания);

· Развитие специальных способностей;

· Умение организовывать свою интеллектуальную деятельность.

 

Формирование личности:

· Направленность личности (ведущие мотивы, их сформированность и устойчивость, глубина и устойчивость интересов, идеалы и ценностные ориентации);

· Особенности эмоциональной сферы (адекватность эмоционального реагирования, склонность к аффектам либо эмоциональная стабильность, фон настроения и т.д.);

· Особенности характера и темперамента;

· Формирование самосознания (склонность к рефлексии и самоанализу, степень самостоятельности, чувство ответственности, особенности самооценки и уровень притязаний).

Проведение экспериментально - психологического исследования.

На основе анализа всех полученных данных выдвигается гипотеза экспериментального исследования, отвечающая поставленной цели. Для экспериментального изучения выбирается одно или несколько направлений из приведённой схемы.

В соответствии с целью и гипотезой формулируются задачи экспериментального исследования и подбираются конкретные методики. Практикант может использовать методики из практикума по общей (возрастной) психологии или самостоятельно подобрать методики из рекомендуемых литературных источников. Гипотезу, задачи и методики необходимо согласовать с руководителем практики от кафедры психологии.

Полученные результаты обязательно соотносятся с фактами реальной жизни ученика, с имеющейся информацией об истории его развития, особенностях его воспитания, возрастными нормами и т.д.

Выводы исследования должны строиться на основе всего комплекса полученных данных и отвечать поставленной цели. На основе выводов составляются психолого-педагогические рекомендации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: