Пунктуация в союзном сложном предложении




Правило Пример Схема
1. Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми. Садилось солнце, и кончился.   Солнце, когда пришел я, садилось.   [ ], и [ ].   [ , (когда…), ].
2. При однородных придаточных запятые ставятся также, как при однородных членах предложения.     При однородном подчинении во 2-м придаточном (и далее) подчинительный союз может быть опущен. Он не слышал, как повернулся ключ в замке или каклязгнул засов. Он злитсяи когдао нем забывают, и когдаслишком хорошо его помнят.   Он тоскливо уставился за окно, где насмешливо сверкало солнце, таял снег игалдели воробьи.     [ ], (как…) или (как…).     [ ] и (когда…), и (когда…).     [ ] , (где…), (…) и (…).  
2. Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы, с тех пор как и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации 1 раз: или до всего сочетания,     или перед что, чтобы, как.     Не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, причинный так как.     Он не явился на занятия, потому что заболел (важен сам факт неявки).   Он не явился на занятия потому, что заболел (важна причина ее).   Он казался дельным, тогда как был глуп. Он не явился, так как болел.     [ ], (потому что…).   [ …потому], (что…).     [ ], (так как…).
4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения (или союз и союзное слово), то, по общему правилу, между ними ставится запятая.   В тех же случаях запятой нет, если дальше идет вторая часть двойного союза (то, так, так и, тем, но, однако). Ученику сказали, что, если он еще раз прогуляет, вызовут родителей. Январь выдался студеный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели.   Ему заявили, что если он еще раз прогуляет, то вызовут родителей. Январь был студеный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели. Заметьте, что чем больше об этом думаешь, тем меньше это нравится. [ ], (что, (если…), …).     [ ], и, (хотя…), [ ].     [ ], (что (если…), то…).     [ ], и (хотя), но [ ].     [ ], (что (чем…), тем…).  

 

 

В союзном сложном предложении запятая не ставится:

Правило Пример
  1. Перед союзом и, да (=и), или, либо соединяющими:
а) – два вопросительных предложения, - два назывных предложения, - два безличных предложения с синонимами в сказуемом;   б) два предложения, имеющих - общий второстепенный член предложения, - общее вводное слово, словосочетание,   - общий сравнительный оборот,   - общее придаточное предложение   (но: запятая есть, если союзы повторяются);   в) придаточный оборот и придаточное определительное (но не рекомендуется: нелитературно).   г) два однородных придаточных; главное и первое из однородных придаточных при повторяющемся союзе.  
  Который сейчас час и сколько еще осталось до отхода поезда? Прогулка в лесу и отдых в копне. Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки.     Каждый день снег идет либо дождь льет (общее обстоятельство). Может быть, он устал или у него болит спина. А глаза у него наивны и губы пухлы, как у ребенка. Звезды ужу начинали бледнеть и небо серело, когда они вернулись. По полю и люди шли, и псы бежали. Возможно, и он болен, и ты больна.   Человек, постоянно делающий выбор и которому наконец пришлось выбирать между жизнью и смертью.   Я не слышал, как ты открыл дверь и как вы вошли. Я слышу либо что она плачет, либо что он поет.
2. а) перед 1-й частью двойного союза   а также если:   б) перед подчинительным союзом стоит не:     в) придаточное (неполное или неразвернутое) состоит из одного союзного слова:     г) сказуемое – глагол есть + часть, похожая на придаточное, но не являющаяся им:     д) это фразеологизм: как надо, сколько угодно, во что бы то не стало, как ни в чем не бывало и т.п.   Знаю, что если сейчас не выйдет, то не выйдет никогда. Слышал, что как аукнется, так и откликнется? Я слушаю не что она говорит, а как она это говорит.     Он обиделся, но не сказал почему (=почему он обиделся). Не знаю как и для чего, но я это сделал.   Теперь меня есть кому заменить. Тебе будет о чем вспомнить! Нам было зачем встречаться…   Делай что надо и старайся сделать все как положено! Он кричал что было мочи и бежал неизвестно куда. Они запели кто во что горазд.  

 

 

Другие знаки препинания, кроме запятой, в союзном сложном предложении.

 

Правило Пример
  1. Точка с запятой может разделять:
а) большие по объему простые предложения в сложносочиненном (часто со знаками препинания внутри), менее тесно связанные по смыслу; б) однородные придаточные (чаще распространенные, с запятыми внутри) при подчеркнуто перечислительной интонации. (Внимание: между главным и придаточным точка с запятой не ставится!)
  Татьяна, по совету няни Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Но стало страшно вдруг Татьяне… (П.)     Я знаю, что он долго был болен; что его покинули все так называемые друзья; что, наконец, умер он в нищете.
  1. Тире ставится:
а) в сложносочиненном предложении - при резком противопоставлении, - при подчеркивании быстроты, неожиданности, нежелательности и т.п. следования одного за другим (ср. с причинно-следственной зависимостью при бессоюзной связи); б) в сложноподчиненном предложении при интонационном подчеркивании, - если придаточное определительное, изъяснительное, условное с ли стоит перед главным,   - если однородные придаточные стоят перед главным предложением.
    Я так ждал – а ты не пришла.   Взошло солнце – и снег тут же растаял. Он знак подаст – и все хохочут (П.). Узнает она –и нам всем несдобровать…     Кто весел – тот смеется. Как они живут – кто знает… Слышу ли голос ее – трепещу.   Что я надеялся напрасно, что ты не любишь – понял я.
3. Двоеточие ставится перед подчинительным союзом, если в предыдущей части сложного предложения содержится предупреждение о последующим разъяснении (можно вставить а именно). Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем…
4. Вопросительный знак не ставится в конце сложных предложений, включающих придаточное с косвенным вопросом (но ставится, если главное предложение – вопросительное).     Все как будто ждали, не будет ли он еще петь.   (Ср.: Они и до сих пор ждут, не будет ли он еще петь?)

 

 

...





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.