Стадии развития внимания как Высшей психической функции. Исследования Л.С.Выготского.




Внимание – направленность и сосредоточенность деятельности.

История внимания ребёнка есть история развития организованности его поведения. Первоначально внимание осуществляется посредством первоначальных нервных механизмов. Это период натурального примитивного внимания.

История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения.

a) Период натурального (примитивного) развития внимания

Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по физиологическому принципу доминанты (организующим моментом в работе нервной системы является наличие одного главенствующего очага возбуждения). У новорожденного 2 доминанты – пищевая и связанная с переменой положения. Возникает связь между ними: пищевая реакция, когда ребенку придается обычное для кормления положение. В основе развития лежит чисто органический процесс роста, созревания и развития нервных аппаратов и функций ребенка. Этот процесс не останавливается в течение всей жизни человека, происходит лишь замедление темпа (отсюда относительное равновесие и устойчивость, которые мы видим у взрослого).

Эксперимент с чашками:

Ребенок должен выбрать из 2 стоящих перед ним чашек ту, в которой орех. Другая чашка пустая. Обе чашки закрыты крышками из белого картона, сверх которых прикреплены прямоугольники серого и черного цвета (признак, не бросающийся в глаза детям.).

Хотят проследить, как происходит направление внимания.

Внимание ребенка сразу направленно на цель (орех). Он говорит, что выбирает чашку, в которой есть орех.

В 3 года ребенок реагирует на место (выбирает все время правую). Когда это разрушается – начинает выбирать наугад. В 5 лет ребенок часто берет из той чашки, на которой только что проиграл.

Если выигрывает – с жадностью хватает орех. Когда часто проигрывает – не хочет отдавать орех, плачет, отказывается играть дальше.

Методика двойной стимуляции:

1. чашечки с полосками (обращение внимания на них требует произвольности)

2. указательный палец Выготского. Вводится стимул- средство: знак.

Самое важное в эксперименте – момент указания на бумажки, обращение внимания ребенка на стимул, с которым он должен связать реакцию (выделение нужного признака). Жест – условие возникновения произвольного внимания, это образование связи. Естественные корни произвольного внимания – в функции указания.

После этого ребенок начинает выигрывать.

 

b) Культурное развитие внимания.

Изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.

Культурное развитие внимания начинается в раннем возрасте при первом социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми. Окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием. Затем ребенок и сам овладевает своим вниманием по тому же типу. Внимание направляется на объект при помощи какого-то дополнительного средства или стимула.

 

Переживание усилия при произвольном внимании

Оно проистекает из той добавочной деятельности, которую Выготский назвал овладением вниманием. Усилие появляется, потому что механизм работает не автоматически. Есть добавочные процесс, есть борьба, попытка направить процессы внимания по другой линии (сопротивление со стороны произвольного внимания).

 

Функциональная методика двойной стимуляции для исследования опосредованных процессов внимания (Леонтьев)

З группы испытуемых: дошкольники, школьники, взрослые.

a) Без использования стимулов – средств

b) С использованием стимулов – средств (цветные карточки)

Игра в вопросы и ответы. При ответе нельзя называть 2 запрещенных цвета (белый и черный) и нельзя называть 2 раза один и тот же цвет. Задача требует постоянного напряженного внимания.

Различие в деятельности опосредованного и неопосредованного внимания возрастает, начиная от дошкольного возраста, достигает максимума в школьном, а затем снова обнаруживает тенденцию к выравниванию.

Продуктивность лучше с использованием карточек.

Главное требование: внимание произвольное и постоянно поддерживается.

Средства должны помогать удерживать внимание.

Объекты- вопросы

Средства –цветные карточки (либо откладывают те, которые нельзя говорить, либо удерживают перед собой, чтобы контролировать деятельность).

Параллелограмм развития внимания. У взрослых интериоризированные средства.

 

Объяснение:

Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Дети часто просто играют карточками безотносительно к задаче, руководствуются в ответе внушающим влиянием карточки. Наиболее догадливые откладывают в сторону 2 запрещенные карточки (белый и черный) и пользуются теми, что остались перед ними.

Школьники – на стадии их использования. Выводят раз названный цвет из ряда карточек, откладывают его. К запрещенным карточкам постепенно прибавляются использованные, уже названные цвета. Часто наблюдается подчинение средству (руководство только цветом, подсказываемым карточкой, а не ситуацией в целом), что ведет к обессмысливанию ответов.

Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства. Они отмечают в уме запрещенные и уже названные цвета, но не передвигают карточек.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: