УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ




 

Управление предприятием - это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения необходимых конечных результатов. Как вид профессиональной деятельности управление базируется на обоснованном применении управленческих технологий, представляющих собой искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие на объект[1].

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

- трудовые ресурсы (трудоемкие),

- средства производства (фондоемкие),

- материалы (материалоемкие)

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

Главная задача предприятия является в удовлетворении потребности рынка в продукции или услугах с целью получения прибыли.

Каждое предприятие или фирма является юридическим лицом, имеет систему учета и отчетности, баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием и товарный знак (марку).

Особенность предприятия состоит в том, что оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию (товары, услуги, информацию) и отходы, передавая опять во внешнюю среду. Так же особенностью предприятия является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную.

Горизонтальная форма - это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса.

С помощью вертикального разделения труда осуществляется дифференциация и координирование уровней управления.

Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики - функции управления.

Функции управления - общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование - процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.

Организация - это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.

Мотивация - причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.

Контроль – установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и компаниями в ходе длительной истории развития человеческой деятельности[2].

Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Управление предприятием отображает совокупность взаимосвязанных процессов планирования, организации, мотивации и контроль, которые обеспечивают формирование и достижение целей предприятия. Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении влияния на процессы посредством принятия решений.

В практике хозяйствования каждое предприятие осуществляет множество конкретных видов деятельности, которые можно объединить в отдельные направления такие как:

- изучение рынка товаров

- инновационная деятельность

- производственная деятельность

- коммерческая деятельность

- послепродажный сервис

- экономическая деятельность

- социальная деятельность

Изучение рынка товаров необходим для:

– исследования рынка

– уровня конкурентоспособности и цен на продукцию

– различных требований покупателя товаров

– метод формирования спроса и каналов товарооборота

– внешней и внутренней среды предприятия

Инновационная деятельность охватывает научно-технические разработки, технологическую и конструкторскую подготовку производства, формирование инвестиционной политики на ближайший период, определение объема необходимых инвестиций и т.д.

Производственная деятельность состоит из:

– обоснование объема изготовления продукции определенной номенклатуры и ассортимента соответственно требования рынка

– формирование маркетинговых программ для отдельных рынков и каждого вида продукции, их оптимизацию относительно производственных возможностей предприятия

– сбалансирование производственной мощности и программы выпуска продукции на текущий и каждый последующий год

– обеспечение производства необходимыми материально-техническими ресурсами

– разработку и соблюдение выпуска продукции

От масштаба и качества коммерческой деятельности предприятия зависит финансовая результативность производства, которую характеризует величина получаемой прибыли. Условием достижения является:

-реклама и организация сбыта своей продукции

-развитие системы товарных бирж

-стимулирование покупателей

Послепродажный сервис охватывает пусконаладочные работы в сфере эксплуатации купленных на рынке товаров, их гарантийное техническое обслуживание на протяжении определенного периода, обеспечение необходимыми запчастями и проведение ремонта во время нормативного срока службы.

Экономическая деятельность включает: стратегическое и текущее планирование, учет и отчетность, ценообразование, систему оплаты труда, ресурсное обеспечение производства, внешнеэкономическую и финансовую деятельность.

Социальная деятельность влияет на эффективность всех перечисленных видов деятельности, результативность которых непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и компетентности всех категорий работников, от действенности применяемого мотивационного механизма, от постоянно поддерживаемых на необходимом уровне условий труда и трудовых отношении.

Практическая реализация функций управления осуществляется с помощью системы методов управления. Основой использования методов управления являются законы, закономерности и принципы общественного производства, научно-технический уровень развития фирмы, социальные, правовые и психологические отношения между людьми[3].

Методы управления - это способы воздействия на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, которые необходимы для достижения цели предприятия (организации). Методы управления делятся на:

- экономические,

- социально-психологические

- организационные

Экономические методы управления — это такие методы, которые реализуют материальные интересы человека, связанные с его участием в производственных процессах, путем использования товарно-денежных отношений. Эти методы включают:

-материальную ответственность

-ценообразование

- государственное регулирование

-стимулирование

- налогообложение

Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека. Уровень современного производства, рост общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников являются причиной существенных изменений в системе ценностных ориентации и в структуре мотивации трудовой деятельности людей. Традиционные формы материального поощрения постепенно теряют свое приоритетное стимулирующее влияние. Все большую значимость приобретают такие факторы, как содержательность и творческий характер труда, возможности проявления инициативы, общественное признание, моральное поощрение и т. п. Поэтому понимание закономерностей социальной психологии и индивидуальной психики работника является необходимым условием эффективного управления производством или любым другим видом деятельности. Практическая реализация социально-психологических методов управления осуществляется с помощью различных способов социального ориентирования и регулирования, групповой динамики, решения конфликтных ситуаций и т. п.

Организационные методы управления - это комплекс способов и приемов влияния на работников, основанных на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Организационные методы управления базируются на мотивах принудительного характера. Их существование и практическое применение обусловлены заинтересованностью людей в совместной организации труда.

Основные принципы хозяйственного управления - это основные правила, требования, идеи и управления.

Рассмотрим основные принципы управления:

1.Принцип целевой совместимости и сосредоточения

2.Неприрывности и надежности функционирования системы управления

3.Планомерности, пропорциональности и динамизма управления

4.Демократичность в распределении прав, обязанностей и ответственности

5.Научность и обоснованность принципиальных решений

6.Эффективность управления

7.Совместимости личных, коллективных и государственных интересов

1.Принцип целевой совместимости и сосредоточения заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.

2.Принцип непрерывности и надежности означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производства.

3.Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма выражается в том, что система управления должна быть направлена на решение не только текущих, но и стратегических задач развития предприятия.

4.Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного труда. Различные управленческие функции распределяются так, что каждый делал свое дело, за выполнение которого он отвечает.

5.Принцип научности и обоснованности исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть научно обоснованы и выверены практикой. Важнейшим условием функционирования механизма управления является достаточная информация и технологическая вооруженность труда управленческого персонала.

6.Принцип эффективности управления вызван наличием многовариантных путей достижения одной и той же поставленной цели, то есть из множества альтернативных вариантов необходимо выбрать наиболее эффективный.

7.Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов определяется общественным характером производства.

Организационная структура управления субъектом хозяйствования- это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов4.

Известны следующие организационные структуры управления предприятиями, которые определяются и конкретизируются масштабом и составом объектов управления:

-линейная

-линейно-штабная

-функциональная

-матричная (по продукту или по проекту)

-смешанная

Линейное управление наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев. Применяется для малых предприятий, с простейшей технологией производства.

Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль.

Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд работ: учет, работа с кадрами, контроль качества и т.д.

Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов штабов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет ответственность за обоснованность решений, поступающих исполнителям, а специалисты отвечают только перед руководителем.

Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель, часть своих полномочий передает своим заместителям или руководителям функциональных отделов.

Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.

Смешанная форма управления представляет собой сочетание вышеперечисленных форм, то есть в нижнем звене действует линейная форма, в среднем линейно-штабная, а на уровне предприятия функциональная и частично-матричная форма управления. Усовершенствование управления предприятием должно осуществляться по определенным направлениям:

-усовершенствование структуры управления производством

-улучшить управление производственными ресурсами

-усовершенствование управления научно-техническим прогрессом и качеством продукции

-улучшение системы планирования

Предприятия могут быть малые, средние и крупные, в зависимости от следующих факторов: количество работников, годового оборота, размера капитала, количество рабочих мест, затрат на оплату труда, использования исходных материалов5.

 

 


¹ Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов. Под ред. И.В. Гелета, Е.С. Калинская, А.А. Кофанов. Москва 2007.

 

² Экономика предприятий: Учебник для вузов. Под ред. О.И. Волков, В.К. Скляренко. Москва 2007.

 

³ Экономика промышленного предприятия: Учебник для вузов. Под ред. Н.Л. Зайцев. Москва 2007.

 

4 Экономика фирмы: Учебник для вузов. Под ред. проф. Н.П. Иващенко. Москва 2010.

 

5 Экономика предприятия: Учебник для вузов. Под ред. В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. Москва 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: