Законы памяти, открытые в рамках классической психологии сознания. Закон забывания.




Используется материал, который был свободен от старых ассоциаций, и поэтому ничто не могло помешать контролировать процесс образования и разрушения новых ассоциаций. Это были 2300 бессмысленных слогов, построенных по схеме согласная — гласная — согласная (ВУХ, КАЗ, БИЖ и т.д.).

Закон забывания:

1) Забывание не линейное.

2) Сначала идет интенсивная утрата информации.

3) Затем – прогрессирующее замедление.

5) Плато забывания.

Наибольшую известность приобрел изобретенный им метод сбережения (экономии). Он заключается в том, что испытуемый сначала повторяет материал до тех пор, пока не сможет воспроизвести его безошибочно. Спустя некоторое время проводится проверка.

Некий минимум информации остается в памяти на долгoe время, если не навсегда. Эксплицитно эти воспоминания не проявляются (ведь Г. Эббингауз не мог без подсказки воспроизвести материал даже через 20 мин после заучивания), но при тестах имплицитной памяти удается обнаружить «следы» присутствия запечатленного опыта. Конечно, испытуемый обычно не способен снова воспроизвести весь материал. Тогда он снова начинает повторять его до полного заучивания. После этого подсчитывается количество повторов, которое потребовалось для полного заучивания в первом и во втором случаях. Разность этих чисел (количество повторов при первом заучивании — количество повторов при втором заучивании) и составляет «экономию».

С использованием метода экономии была создана знаменитая «кривая забывания», показывающая зависимость забывания материала от времени. Г. Эббингауз подготовил семь блоков материала для заучивания. Сначала он заучил первый блок, подсчитав, какое количество повторений ему для этого понадобилось. Подождав 20 мин, он попробовал снова воспроизвести заученный материал, и так как ему это не удалось, начал снова повторять его. Если принять количество повторов для первого полного запоминания за 100 %, то при доучивании спустя 20 мин после первого безошибочного воспроизведения ему понадобилось еще 42 % повторений. А процент сбережения составил 58 %. Затем он заучил второй блок материала. В этом случае попытка повторения последовала через час. Опять был вычислен процент необходимых для доучивания повторений. Процент сбережения составил 44%. После заучивания 4го блока, по истечении 24 часов процент сбережения составил 34%. После заучивания 7го блока, попытка повторения последовала через 31 сутки. Процент сбережения составил 21%.

При работе с осмысленным материалом кривая забывания приобретает гораздо более пологую форму. Г. Эббингауз заучивал наизусть Дж. Байрона и выяснил, что спустя сутки после первого заучивания процент сбережения составлял 50 % (вместо 34 % для бессмысленных слогов). Когда он подверг процедуре доучивания стихотворный материал, впервые запечатленный 22 года назад, эффект сбережения все еще наблюдался.

Законы памяти, открытые в рамках классической психологии сознания. Проблема эффективности распределениея повторений - закон Йоста. Позиционный (краевой) эффект.

Закон накопления и распределения информации (закон Йоста) – при фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

Испытуемые получали 12 слогов, которые могли повторить 24 раза (фиксированное общее количество повторений). Причем они могли делать или по восемь повторов за три дня, или по четыре повтора за шесть дней, или по два повтора за 12 дней. Последняя стратегия давала максимальный эффект.

В доказательство было проведено еще одно исследование Бэддели и Лонгманом, в результате которого должны были появиться рекомендации по обучению почтовых служащих машинописи. Нужно было выбрать лучшую стратегию распределения во времени процесса обучения. В результате получилось, что группа, занимающаяся 4 часа в день, достигла результата за 4 недели, потратив при этом 80 часов. А группа, занимающаяся по 1 часу в день, достигла результата через 11 недель, но при этом фактического времени было потрачено всего 55 часов. Также были и две промежуточные группы испытуемых (одни имели одно двухчасовое занятие, а другие 2 занятия по часу в день), потратившие чистых 70 часов занятий и 7 недель общего обучения.

На основании других экспериментов Йост устанавливает следующее правило: в случае двух ассоциированных рядов различного возраста, но равной силы (т.е. если они при соответствующем исследовании дают равное число угадываний) новое повторение приносит большую пользу ряду более старому.

Позиционный (краевой) эффект – при заучивании расположенных в ряд элементов хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда, а лучше всего запоминается начало.

Была построена кривая. Ось Х – число поправок,ось У – порядковое число элемента в ряду. На кривой видно, что лучше всего воспроизводится первое слово. Хуже всего – 7-8 слова (ближе к концу, но не в конце)

Позиционный эффект объяснялся по-разному. Например, эффект связывался с действием двух разнонаправленных процессов торможения. С одной стороны это прогрессивное внутреннее торможение, оказывающее интерферирующее (выталкивающее из памяти) действие на последующие элементы (уже находящиеся в памяти элементы не пускают туда новые). С другой – регрессивное внутреннее торможение – последующие элементы оказывают интерферирующее воздействие на предшествующие. Деструктивное действие этих механизмов достигает максимума как раз в середине ряда.

19.Иконическая память. Эксперимент Дж.Сперлинга.

1898 г. Б.Эрдманн и Р.Додж показали, что при чтении глаз получает информацию только во время коротких пауз между быстрыми саккадическими скачками. Кроме того, поток поступающей информации прерывается морганием (а человек в среднем моргает около 30 раз в минуту!). Благодаря сенсорному регистру мы видим мир постоянным.

Сенсорный регистр - это сверхкратковременное прекатегориальное хранилище информации очень большого объема. В сенсорном регистре информация сохраняется от 250­-500 мс (зрительная) до 2 с (слуховая). Основная задача блока сенсорного регистра заключается в том, чтобы предоставить следующему блоку возможность классифицировать поступающую информацию и отправить ее на дальнейшую переработку. Код сенсорного регистра изоморфен нашим органам чувств, т. е. зрительная информация кодируется в виде образов, звуковая ­ в виде звуков, кинестетическая ­ в виде тактильных ощущений.

У.Найссер: Иконическая память - Сенсорный регистр в зрительной модальности

Эхоическая память - Сенсорный регистр в слуховой модальности.

Существование иконического сенсорного регистра было открыто американским психологом Дж. Сперлингом.

Гипотеза: Человек способен в течение короткого времени сохранять значительно больший объем информации, чем может произвольно воспроизвести в дальнейшем.

Теоретические построения связаны:

1). с опытами Д. Хебба, который предполагал, что физиологический механизм формирования следа памяти включает в себя фазу активации на протяжении примерно 0,5 с, необходимую для запуска структурных изменений в нервных клетках (синапс Хеба).

2). Модель переработки информации Д.Бродбента: поступающая информация проходит 2 блока: S и P. Блок S представляет собой буферное запоминающее устройство, в котором информация перерабатывается параллельно по сенсорным признакам. Объем этого блока крайне велик, однако после его прохождения значительная часть информации утрачивается. Это происходит из-за ограниченной емкости блока Р, способного лишь на последовательную обработку небольшого числа объектов по перцептивным признакам.

Для проверки своей гипотезы Сперлинг для начала проверил сколько слов запоминаются при традиционном подходе полного считывания.

Эксперимент: 5 испытуемых. Экспериментатор проецировал на слабоосвещенный экран матрицы, состоящие из 12 символов. Экспозиция была короткой и продолжалась 50 мс. Затем перед глазами испытуемых вновь появлялось нейтральное поле. Испыту­емые сначала знакомились с установкой, а затем самостоятельно нажи­мали кнопку предъявления раздражителя. В первой серии эксперимента от испытуемых требовался полный отчет о воспринятых объектах. Они получали «ответные таблицы», которые должны были заполнить теми символами, которые могли припомнить. Правильным ответом считалось совпадение наименования символа и его места в таблице. Результаты: в среднем испытуемые запоминали 4,3 слова (от 3,8 до 5,2). В дальнейших сериях выяснилось, что результат не меняется даже при мены времени экспозиции, и способов предъявлении символов (в одну, две или 3 строки).

Объяснения результатов: гипотетически выделенная подсистема памяти характеризовалась крайне коротким временем хранения информации, поэтому, возможно, испытуемые просто не успевали «считать» необходимые для правильного ответа символы.

Метод частичного отчета:

Идея: если человек способен актуализировать случайно выбранный фрагмент информации, то, следовательно, он располагает всей информацией.

Эксперимент: Испытуемым сообщалось, что вскоре после предъявления матрицы, говорили, что если:

1) прозвучит высокий тон (2500 гц) – необходимо воспроизвести верхнюю строчку

2) средний тон (650 гц) – необходимо воспроизвести среднюю строчку

3) низкий тон (250 гц) – необходимо воспроизвести нижнюю строчку.

Тона чередовались и испытуемые не могли предугадать, какую строчку необходимо называть следующей. Количество пра­вильно воспроизведенных при частичном отчете символов множилось

на число равновероятных частичных отчетов (в 10 пробах постоянно 3 правильных ответа: 3*3=9).

Результаты: ис­пытуемые воспроизводили от 8,1 до 11 символов при среднем показателе 9,1 (76 % из 12 возможных).

Время, за которое теряется «излишки информации»: В последующих сериях варьировалась длина интервала между предъявлением стимулов и подачей звукового сигнала от 0 до 1 с. После задержки 1 с. Точность воспроизведения сравнялась с полным отчетом, то есть время сохранения информации в иконическом регистре не превышает 1 с.

Феномен эйдетики - возможности удерживать зрительный образ в течение длительного времени (в течение нескольких минут). Этот феномен может быть понят как избыточное функционирование сенсорного регистра.

Скорость передачи из сенсорного регистра в другие блоки. Сперлинг:

Он предъявлял испытуемым ряды, состоящие из семи букв. За очень короткой (0,005 с) экспозицией следовала яркая вспышка, смысл которой заключался в том, чтобы прервать существование инерционных образов на сетчатке. Таким образом, искусственно контролировалось время присутствия информации в сенсорном регистре. Интервал между экспозицией и вспышкой изменялся с «шагом» В 0,01 с. Затем испытуемого спрашивали, какие буквы он увидел. Оказалось, что прибавление 0,01 с дает выигрыш в один символ. Таким образом, скорость сканирования в зрительном сенсорном регистре равна одному символу в 0,01 с, т. е. 100 символов в секунду! После 5 символ такая быстрая пераработка замедляется, или даже прекращается. Объяснение: пока блок Р не заполнен информация прямо-таки пролетает, когда блок Р заполнен, информация не перерабатывается, пока он не будет освобожден.

 

20. Эхоическая память. Эксперимент Н.Морея. Эффект модальности..

Эхоическая память необходима:

распознавание речи.

локализация источника звука в пространстве.

Н. Морей:

Разработал установку для бинауральноrо предъявления звуковых стимулов, которая представляет собой специально сконструированные наушники, одновременно подающие на каждое ухо два сообщения (поэтому этих испытуемых часто называют «четырехухими людьми»). Один способ состоит в том, чтобы установить четыре громкоговорителя и поместить испытуемого посереди­не между ними. Другой способ — использовать наушники, разделив каждый наушник так, чтобы к нему было подклю­чено два источника звука.

Эксперимент: В одном варианте опыта он старался припомнить все буквы; это был вариант с полным отчетом.

В другом варианте тре­бовался частичный отчет и у каждого испытуемого был пульт с 4 лампочками. Испытуемым предъявлялись одновременно 4 сообщения. Каждое сообщение состояло из четырех и­золированных букв. От испытуемого требовалось дать частичный отчет о прослушанном сообщении в зависимости от того, какая лампочка загоралась на пульте спустя некоторое время после предъявления стимулов. Результаты: сопоставимы с Сперлингом. Однако временной интервал, в течение которого информация оставалась доступной в полном объеме, значительно увеличился. Количество правильно воспроизведенных букв при частичном отчете приближалось к показателю полного отчета не через 1 с, что характерно для зрительной модальности, а через 2 с.

Эффекты модальности: из-за того что информация дольше хранится в эхоичесоком регистре, чем в иконическом, краевой эффект в слуховой модальности сильнее выражен. Различие касается концевого участка кривой. При слуховом предъявлении процент припоминания для слов, стоящих в конце списка, выше, чем при зрительном, тогда как в начальном участке кривой такого различия нет. Ины­ми словами, несколько последних элементов списка запоми­наются лучше, когда испытуемый слышит их, чем когда он их видит.

 

...





Читайте также:
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.