IV. Подведение итогов урока




I. Активизация познавательной деятельности учащихся

Прочитайте выразительно текст М.Пришвина, раскрывающий его понимание смысла русской пословицы. Назовите эту пословицу. Укажите основные признаки, по которым вы определили, что это текст.

Приложение 1. Слайд 2

Золото молчания

(1)Вернуться к молчанию в том смысле, что говорить для себя, а молчать от внимания к другому. (2)Просить молчания, значит, просить внимания к человеку. (3)Разговор выявляет свое первенство, а внимание рождает друзей(4). Вот почему разговор – серебро, а молчание – золото.

Образец ответа: Это текст, потому что все его части композиционно и тематически связаны между собой. Здесь грамматическая связь между частями – цепная, так как здесь наблюдается повтор ключевого слова (молчанию – молчания – молчать); для усиления главной мысли используется антоним (молчания – разговор). Сказуемые в 1 и 2 предложениях выражены одинаковыми формами глаголов в неопределенной форме несовершенного вида.

Слово учителя: Итак, чтобы получился текст, нужно помнить, что предложения в тексте должны быть связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, и согласуются между собой. На данном уроке мы рассмотрим различные средства связи предложений в тексте, которые вам помогут создавать собственный текст без грамматических и речевых ошибок. (Cлайд 3)

II. Обобщение изученного по теме «Средства связи предложений в тексте»

Слово учителя

– На уроке мы обобщим знания по теме «Средства связи предложений в тексте», закрепим умения по выполнению заданий А-8 и В-7 ЕГЭ и отработаем навыки по созданию собственного текста. (Cлайд 4)
– Итак, прежде чем приступить к практике, мы должны внимательно и тщательно изучить и систематизировать теоретические знания. (Слайд № 5)В русском языке различают следующие средства связи предложений в тексте: лексическая, морфологическая, синтаксическая.

2. Работа с таблицами

Для того чтобы лучше закрепить материал, учитель просит всех учащихся рассчитаться по порядку от 1 до 3-х (1,2,3). Учащиеся получают таблицы с теоретическим материалом для изучения с учётом цифры. (Приложение 2)

Работа с таблицами разбивается на 3 этапа:

1-й этап – 15 минут каждый ученик работает со своей таблицей: №1 – лексические средства; №2 – морфологические средства; №3 – синтаксические средства.
2-й этап – ученики объединяются вместе под одинаковыми номерами (обсуждают материал и выбирают того, кто будет объяснять свой материал другим учащимся – 10 минут)
3-й этап – учащийся, выбранный от каждой группы, опираясь на слайды презентации, подготовленной учителем, рассказывает об особенностях средств связи предложений в тексте, изученные и записанные им в тетрадь в виде таблицы.

Остальные учащиеся дополняют свои таблицы недостающим материалом.

III. Практические занятия

Учитель подводит итог выступлений учащихся и объясняет им, как работать с заданиями ЕГЭ (А-8 и В-7), чтобы избежать ошибок (слайды 23-26). Алгоритм анализа текста распечатан для каждого учащегося.

– Ребята! Мы хорошо потрудились. Теперь мы имеем точное представление, как могут быть связаны предложения в тексте.
Разберем задания А-8 и В-7 ЕГЭ, но cначала познакомимся с алгоритмом анализа текста (слайды 23-26).

Разбор примеров из ЕГЭ.

1. Рассмотрим предложенный отрывок текста (В-7):

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались Учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя.(15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. 16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем.

Задание. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ: Среди предложений 13-20 только два начинаются союзом: 16(но)-17(чтобы).

  • Противительный союз НО в 16 предложении противопоставляет его содержание предыдущим предложениям.
  • Подчинительный союз ЧТОБЫ служит для связи двух простых предложений в составе 17-го сложноподчиненного предложения.

Следовательно, правильный ответ – 16.

2. Рассмотрим предложенный отрывок текста (В-7):

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

Задание. Среди предложений 13-20 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ.

1. Пары предложений 15-16; 16-17; 17-18 между собой грамматически не связаны.
2. Остается только пара 18-19. Здесь лексическая связь: личное местоимение "она" из предложения (19) соотнесено с словосочетанием из предложения (18): "девочка лет девяти" (или просто "девочка").
Записываем в бланк ответа число "19”.

3. Рассмотрим предложенный отрывок текста (А-8).

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) прежде всего
2) однако
3) кроме того
4) иными словами

(5)Все числа в компьюторе представляются с помощью нулей и единиц (т.е. двоичная система). (6) …компьюторы обычно работают в двоичной системе счисления.

Обрати внимание! Предложение в тексте может не только вводить новую информацию, которой не было в предыдущем предложении, но и противопоставлять ее уже известной информации, дополнять уже известное, либо повторять его.

Внимательно прочитайте эти предложения. Посмотрим как соотносятся предложения (5) и (6). Мы видим, что речь в них, по сути, идет об одном и том же. Следовательно, для связи этих предложений подходит вводное сочетание слов иными словами, означающее «то же самое сказанное по-другому».

IV. Подведение итогов урока

Учащиеся выполняют тесты, распечатаны для каждого учащегося (Приложение 3, Приложение 4), которые сразу же проверяются.
Учитель анализирует ошибки.

В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся составить краткий текст, основную мысль которого выражала бы одна из пословиц приведенных (по выбору). Пословицы распечатаны для каждого учащегося.

Пословицы:

  • Мирская молва что морская волна.
  • Бодливой корове бог рог не дает.
  • У злой Натальи все люди канальи.
  • Сытый волк смирнее завистливого человека.
  • От копеечной свечи Москва загорелась.
  • Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: