Материалы психолого-педагогического сопровождения воспитанников.




Требования к ведению документации учителя – дефектолога дошкольного образовательного учреждения.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога дошкольного образования одной из главных проблем является проблема компетентности педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности интеллектуального развития различной степени тяжести и этиологии. Основным показателем профессиональной компетенции педагога является наличие квалификационной категории, которая присваивается в случае экспертной оценки педагогической деятельности в процессе аттестации. Одним из приоритетных доказательств успешности педагога и соответствия заявленному статусу остается ведение необходимой документации.

Работая учителем – дефектологом в дошкольном образовательном учреждении, и опираясь на свой практический опыт и опыт коллег – наставников, всю документацию можно разделить на три блока:

Портфолио педагога.

В данный блок входят документы, которые расскажут о педагоге, как о личности (сведения о педагоге);

уровне его образования (документ о получении профессионального образования);

личных достижениях (участие или разработка проектной деятельности, участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в научно-практической, учебно-методической работе учреждения, района, города и т.д.);

документы о распространении собственного педагогического опыта (статьи, доклады, конспекты занятий, материал консультативного и рекомендательного характера, представленный на разных уровнях системы образования);

документы о повышении квалификации, самообразовании (удостоверения, сертификаты, свидетельства, дипломы и т.д.);

а также документы об отношении окружающего профессионального и родительского сообщества к данному педагогу (благодарности, грамоты, дипломы и т.д.).

Создание портфолио поможет педагогу объективно оценить собственную профессиональную компетентность, увидеть проблемы или трудности в своей деятельности и своевременно начать их решение и устранение.

Материалы психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Материалы сопровождения – это все документы или их копии, касающиеся непосредственно воспитанника. В этот блок входят:

a) копия заключения ПМПК;

b) краткий анамнез, записанный со слов родителей или законных представителей;

c) заключение педагога – психолога;

d) заключение учителя – логопеда;

e) данные педагогического мониторинга по годам обучения и посещения дошкольного образовательного учреждения (протоколы обследования, заключения по результатам обследования специалистами учреждения, сводные диаграммы, графики, таблицы и т.д)

f) психолого – педагогические характеристики, составленные по запросу или по итогам обучения.

Документы материалов сопровождения должны быть представлены в виде индивидуальных карт развития и папки сводных данных, полученных в ходе педагогического мониторинга.

3. Планирование образовательной деятельности.

Образовательная деятельность учителя – дефектолога ежегодно начинается с определения учебного плана и циклограммы занятий, которые составляются с учетом выявленного уровня развития воспитанников и зоной их ближайшего развития. На основании циклограммы и в соответствии с учебным планом, который определяется основной образовательной программой, педагог планирует свою профессиональную деятельность. У каждого учителя – дефектолога должно быть три вида планирования:

a) перспективный план, включает понедельное лексическое тематическое планирование по образовательным областям с определением программного содержания на каждый день. Например, в виде таблицы:

Неделя / дата Лексическая тема Познание: Соц. развитие и ознакомление с окружающим Коммуникация Развитие речи/ Театрал. деятельность. Познание: Формирование мышления/ ФЭМП Социализация: Обучение игре   Познание: Конструи-рование Примечания
1 неделя Ребенок и детский сад. Тема «Мой детский сад» Задачи формирование представлений о помещениях группы, детского сада… Тема «Играем с кубиками» (Рассматрива-ние картины) Задачи учить рассматривать картину, выделять на картине главное… Тема «Кубики» Задачи Учить выделять предмет из множества/ закреплять умение группировать предметы по заданному признаку… Тема «Кукла Катя идет в детский сад» Задачи формировать умение действовать с куклой, учить сопровождать свои действия речью… Тема «Строим дом» Задачи формировать умение детей действовать с элементами конструктора… Итоговое развлечение «День рождение группы»

 

 

Дата Тема НОД Планирование деятельности (методики и технологии) Дидактический материал Планируемый результат
Понедельник 21.09 озн. с окр.: «Мой детский сад» социально-личностное ориентирование + игровые технологии 1.Беседа с опорой на картинки: Кто работает в д/с? Какие помещения есть в группе, в детском саду? Что делают дети в д/с? 2.Ф/м «Детский сад» 3. Дид. игра «Найди пару?» 4. Итог хоровод «Малыши» Иллюстрации, фотографии по теме «Детский сад». Тексты стихотворений, ф/м, пальчиковой игры. Дети будут более уверенно передвигаться в помещениях группы, вспомнят функциональное назначение помещение, смогут оказать друг другу помощь (старш. подгр. младшим)

b) календарный план, составляется на каждый день и включает в себя тему занятия, краткий план деятельности педагога, необходимый дидактический материал и планируемый результат. Например, в виде таблицы:

 

c) индивидуальный план работы с детьми, составляется на год или полугодие, здесь определяются конкретные образовательные и коррекционно-развивающие задачи для конкретного воспитанника. Кроме того, индивидуальный план может содержать ежемесячное представление пособий и средств с помощью которых учитель – дефектолог планирует решать поставленные задачи. При необходимости индивидуальный план работы с воспитанником может быть заменен адаптированной образовательной программой развития с этим воспитанником, которая поможет выстроить перспективу развития, отследить динамику и определить дальнейший образовательный маршрут.

Правильное планирование обеспечит необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей, в различных ситуациях. Необходимо отметить, что как бы не была хорошо спланирована деятельность учителя – дефектолога, она не может проходить индивидуально, эффективность деятельности учителя – дефектолога во многом зависит от единства целей всего педагогического коллектива, а значит необходимо документально отразить процесс взаимодействия специалистов образовательного учреждения. Это может быть единый журнал взаимодействия, это могут быть разрозненные тетради, таблицы и т.д., на усмотрение самого педагога и договоренность специалистов в учреждении. Заполнение документа может быть ограничено каким-либо периодом или заполняться по необходимости для работы с подгруппой детей или индивидуально с воспитанником.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: