Гигиенические требования к детским книгам, учебникам и учебным пособиям, принадлежностям




Чтение влияет на величину общей умственной и статичес­кой нагрузки детей и подростков и нуждается в регламента­ции по длительности, режиму и организации условий его про­ведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям, ис­пользование пюпитра, поставленного под углом 45° к горизон­тали для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 лк от люминесцентных ламп.

Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения.

Минимальной работа глазных мышц бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. При таком положении предмета глазные оси стоят параллельно, глазное яблоко находится в состоянии равновесия, а весь гла­зодвигательный аппарат — в состоянии покоя. Если предметприближается к глазу, глазные оси должны пересечь друг дру­га под острым углом. Это достигается путем конвергенции — вращения глазных яблок внутрь.Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше ста­новится угол между осями и, следовательно, усиливается ра­бота мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета.При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрач­кового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.

Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в светоощущающем аппарате глаза (сетчат­ка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптические центры в головном мозге). Светоощущающий ап­парат глаза под влиянием световых раздражителей через ко­роткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при ча­сто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирова­ния очень близких субъектов либо при рассматривании мел­ких деталей. В случаях длительной работы в подобных условиях аккомодационная мышца от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряже­ния, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассматривания предметов вблизи), или приходит в состо­яние паралича.

Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8-9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24см; в возрасте 11-12 лет — 29см; лишь в более стар­шем возрасте расстояние от книги при чтении становится боль­ше и достигает 30-35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным осо­бенностям школьников.

Чтение является сложным пси­хофизиологическим процессом, включающим как технику чте­ния, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких пси­хических функций, как быстрота зрительного различения, зри­тельное внимание и зрительная память.

Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, прерывающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно восприни­мают, обрабатывают и передают в зрительные центры голов­ного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксаци­онном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль стро­ки, возможны и возвратные движения с повторной фиксаци­ей элементов текста (рефиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позволяют характеризовать про­цесс чтения. С возрастом, по мере развития навыка чтения, совершенствуется организация движений глаз и происходит ускорение чтения.

Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет:

• увеличения числа фиксаций без существенного измене­ния их длительности, т.е. путем увеличения объема узна­вания в период каждой фиксации;

• уменьшения продолжительности фиксаций при опреде­ленном их числе, т.е. путем ускорения узнавания при со­хранении прежнего объема;

• одновременного изменения числа фиксаций и их продол­жительности.

В 1-м классе чтение строк происходит с большим количе­ством фиксаций и движений глаз от одной фиксации к дру­гой, со значительным разнообразием их длительности и сме­щением в область длительных фиксаций по сравнению с дру­гими возрастами, 60 % строк прочитывается без рефиксаций, но очень медленно.

Во 2-м классе наблюдается больше всего коротких фикса­ций, причем их число на строку уменьшается; большинство строк прочитывается либо без рефиксаций, либо с одной рефиксацией. Скорость чтения в этом возрасте в 2 раза больше, чем у первоклассников.

В 3-м классе чтение сопровождается большим числом фик­саций, причем отмечается значительное разнообразие их ко­личества по строкам. При чтении почти всех строк отмечаются возвратные движения глаз на уже прочитанный текст. Таким образом, у третьеклассников имеются неустойчивость глазо­двигательных функций, нерациональность движений глаз и трудность чтения.

В 5-м классе процесс чтения ускоряется за счет меньшего количества фиксаций и рефиксаций, но вновь расширяется диапазон фиксаций по длительности и увеличивается их сред­няя продолжительность.

В 7-м классе учащаются рефиксации, увеличиваются фик­сации в строке, хотя длительность их уменьшается.

У девятиклассников организация движений глаз еще не до­стигает совершенства, характерного для взрослых, у которых чтение осуществляется почти при полном отсутствии рефиксаций, регулярно, с высокой организованностью движений глаз.

Особенности движения глаз при чтении определяются воз­растными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению. С возрастом повышаются требования к скорости чтения. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигнуть 40-50 слов в минуту, на 2-м — 60-70, к 3-му — до 80-90 слов в минуту и составить 1/31/2 скорости такового взрослых.

Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомле­нием. Это создается доброкачественным внешним оформлени­ем учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисун­ком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печа­ти, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особен­но важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

Санитарные правила устанавливают требования к мас­се, шрифтовому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяе­мым для изготовления учебников, учебных пособий, практи­кумов.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его не­удобным в использовании, увеличивают массу ежедневно пе­реносимого школьного груза.

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—4-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х клас­сов; 600 г для 10—11-х классов.Допускается увеличение массы изда­ния не более чем на 10 %.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, ис­пользование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (лег­ко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемическом отношении.

Учебные издания могут быть изготовлены в мягкой облож­ке или в жестком переплете. Не допускается применять спосо­бы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению ус­ловий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.Для изготовления учебников должна применяться бумага, предназначенная только для печати книжных изданий с показателем белиз­ны 74—88 %. Не допускается применение газетной бумаги.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от усло­вий видимости и удобочитаемости. Видимость текста опреде­ляется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость — характером печат­ных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, увеличе­ние интерлиньяжа — пробел между нижними выносными эле­ментами знаков верхней строки и верхними выносными эле­ментами знаков нижней строки, измеряемый в пунктах, раз­мер полей).

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсив­но черного цвета и равномерной. В типографской практике для определения размера шрифта пользуются понятием «кегль», который представляетсобой высоту площадки ли­теры, выраженной в типог­рафских пунктах.Гигиенические требова­ния к шрифтовому оформ­лению учебников зависят от класса, для которого пред­назначено издание, и учеб­ных дисциплин (гуманитар­ные, атематические, есте­ственные и специальные — для начального профессио­нального образования).

Не допускается двухколонный набор основного текста, кро­ме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при расстоянии между колонками не менее 1,8 см.Для изданий 5—11-х классов оптимальными являются шриф­ты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания, а также шрифты с наклонными осями округлых букв.

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплек­тов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3-4-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.

В последние годы значительный объем информации посту­пает к детям посредством видеодисплейных терминалов, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования.

Яркость нормируется для облегчения приспособления к са­мосветящимся объектам. Нормируется внешняя освещенность экрана (от 100 до 250 лк). Исследования показали, что при более высоких уровнях осве­щенности экрана быстрее и значительнее снижаются показа­тели видимости.

До сих пор спорным остается вопрос о том, что лучше для зрения: темный экран и светлые символы (негативное изобра­жение) или наоборот (позитивное изображение). Специалис­ты приводят много доводов за и против по каждому варианту. Гигиенисты считают, однако, что если работа с ЭВМ пред­полагает одновременно и работу с бумажным носителем (тет­радь, книга), то лучше и на экране монитора иметь темные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось все время перестраиваться. При выборе цветовой гаммы предпоч­тение следует отдавать зелено-голубой части спектра.

Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контраст между фоном и символами на экране. Если он мал, это затрудняет различение символов, однако и слишком большая контрастность тоже вредна. Поэтому контраст должен быть в пределах от 3:1 до 1,5:1. При более низких уровнях контрастности регистрируется больше жалоб на усталость глаз и общую усталость.

 

Тестовые задания для самоконтроля:

1. При гигиенической оценке тканей для изготовления детской одежды изучается:

а) гигроскопичность;

б) воздухопроницаемость;

в) электризуемость;

г) миграция химических соединений;

д) токсичность.

 

2. Для детского белья следует выбирать материалы, характеризующиеся:

а) низкой гигроскопичностью;

б) высокой гигроскопичностью;

в) высокой воздухопроницаемостью;

г) тканной структурой;

д) трикотажной структурой.

 

3. Гигиенические требования к детской обуви определяются:

а) возрастными анатомо-физиологическими особенностями стоп ребенка;

б) необходимостью обеспечения благоприятного микроклимата внутри обуви;

в) необходимостью сохранения свода стопы и его рессорной функции;

г) необходимостью создания условий, обеспечивающих отсутствие сжатия и деформации стопы.

 

4. Для стопы в детском возрасте характерно:

а) наибольшая ширина в области пальцев;

б) наибольшая ширина в области 1-5 плюсневых суставов;

в) относительно более длинная задняя часть стопы по сравнению со стопой взрослых;

г) относительно более длинная передняя часть стопы по сравнению со стопой взрослых;

д) незавершенное окостенение скелета стопы.

 

5. Конструкция зимней одежды должна способствовать:

а) минимальной циркуляции воздуха в пододеждном пространстве;

б) минимальному воздухообмену с окружающей средой;

в) созданию большого количества замкнутых пространств в пододеждном слое;

г) максимальной вентиляции пододеждного пространства;

д) свободным движениям ребенка.

 

6. Основными критериями гигиенической классификации одежды являются:

а) площадь непосредственного контакта с кожей;

б) возраст пользователя;

в) состав тканей;

г) характер волокон;

д) продолжительность непрерывной носки.

 

7. Химические вещества, выделяющие из игрушек, не должны быть выше:

а) ПДК для воздуха рабочей зоны;

б) ПДК атмосферного воздуха;

в) предельно допустимых количеств химических веществ, мигрирующих из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;

г) ПДК ГОСТа «Вода питьевая».

 

8. Во время санитарно-эпидемиологического контроля за условиями реализации игрушки проводится:

а) проверка наличия гигиенического заключения на игрушку;

б)проверка своевременности прохождения работающими медицинских осмотров;

в) проверка наличия гигиенического заключения на сырье;

г) оценка конструкции игрушки;

д) определение устойчивости защитно-декоративного покрытия к слюне и поту.

 

9. Лабораторно-инструментальные исследования игрушки включают:

а) органолептическое исследование;

б) определение устойчивости защитно-декоративного покрытия к влажной обработке;

в) определение устойчивости защитно0декоративного покрытия к слюне и поту;

г) определение уровня шума;

д) определение химического состава материала, из которого изготовлена игрушка.

 

10. Игрушки для детей до года должны обеспечивать у ребенка:

а) развитие зрительного анализатора;

б) развитие слухового анализатора;

в) развитие движения пальцев рук;

г) развитие сюжетных игр;

д) развитие ролевых игр.

 

Ответы:

1. а, б, в, г, д;

2. б, в, д;

3. а, б, в, г;

4. а, в, д;

5. а, б, в, д;

6. а, б, д;

7. б, в;

8. а, б;

9. а, б, в, г;

10. а, б, в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: