Чтение влияет на величину общей умственной и статической нагрузки детей и подростков и нуждается в регламентации по длительности, режиму и организации условий его проведения. Чтение должно проводиться в оптимальных условиях: соответствие размеров мебели нормируемым показателям, использование пюпитра, поставленного под углом 45° к горизонтали для размещения книги, освещение рабочей поверхности в 300 лк от люминесцентных ламп.
Физиолого-гигиеническое нормирование чтения невозможно без знания возрастных особенностей физиологии чтения.
Минимальной работа глазных мышц бывает в том случае, если рассматриваемый предмет находится далеко от глаза. При таком положении предмета глазные оси стоят параллельно, глазное яблоко находится в состоянии равновесия, а весь глазодвигательный аппарат — в состоянии покоя. Если предметприближается к глазу, глазные оси должны пересечь друг друга под острым углом. Это достигается путем конвергенции — вращения глазных яблок внутрь.Чем ближе предмет приближается к глазу, тем больше становится угол между осями и, следовательно, усиливается работа мышц, которые движут глазные яблоки при сведении и разведении зрительных осей во время фиксации предмета.При дальнейшем приближении предмета начинают усиленно работать мышцы радужной оболочки, влияя на величину зрачкового отверстия, и аккомодационная мышца, изменяющая кривизну хрусталика.
Продолжительное рассматривание предметов на близком расстоянии ведет к переутомлению глазных мышц. Утомление может возникать и в светоощущающем аппарате глаза (сетчатка, светочувствительные волокна палочек и колбочек, а также оптические центры в головном мозге). Светоощущающий аппарат глаза под влиянием световых раздражителей через короткое время (минуты, секунды) приходит в такое состояние, когда его чувствительность устанавливается на определенном уровне. Утомление мышечного аппарата нарастает в течение работы при длительном чрезмерном напряжении или при часто повторяющихся сменах напряжения и расслабления. Такие условия для глаза создаются при необходимости фиксирования очень близких субъектов либо при рассматривании мелких деталей. В случаях длительной работы в подобных условиях аккомодационная мышца от переутомления может потерять способность сокращаться, или остается в состоянии напряжения, спазма (глаз находится в положении, приспособленном для рассматривания предметов вблизи), или приходит в состояние паралича.
|
Учитывая вышесказанное, необходимо регламентировать расположение головы читающего школьника по отношению к тексту. Так, расстояние головы школьника 8-9 лет от текста, расположенного на пюпитре, в среднем должно составлять 24см; в возрасте 11-12 лет — 29см; лишь в более старшем возрасте расстояние от книги при чтении становится больше и достигает 30-35 см. Это обеспечивает хорошие условия для зрительного восприятия и соответствует возрастным особенностям школьников.
Чтение является сложным психофизиологическим процессом, включающим как технику чтения, так и понимание текста. Чтение, особенно на начальных этапах зрительного восприятия, требует не только остроты зрения, аккомодации, движения глаз, но и участия таких психических функций, как быстрота зрительного различения, зрительное внимание и зрительная память.
|
Тактика чтения включает перемещения глаз вдоль строки, прерывающиеся остановками взора (фиксациями). Именно в это время (а не в период движения) глаза собственно воспринимают, обрабатывают и передают в зрительные центры головного мозга информацию, содержащуюся в данном фиксационном поле. Кроме поступательных движений глаз вдоль строки, возможны и возвратные движения с повторной фиксацией элементов текста (рефиксациями). Длительность фиксаций и количество движений глаз позволяют характеризовать процесс чтения. С возрастом, по мере развития навыка чтения, совершенствуется организация движений глаз и происходит ускорение чтения.
Совершенствование процесса чтения осуществляется за счет:
• увеличения числа фиксаций без существенного изменения их длительности, т.е. путем увеличения объема узнавания в период каждой фиксации;
• уменьшения продолжительности фиксаций при определенном их числе, т.е. путем ускорения узнавания при сохранении прежнего объема;
• одновременного изменения числа фиксаций и их продолжительности.
В 1-м классе чтение строк происходит с большим количеством фиксаций и движений глаз от одной фиксации к другой, со значительным разнообразием их длительности и смещением в область длительных фиксаций по сравнению с другими возрастами, 60 % строк прочитывается без рефиксаций, но очень медленно.
Во 2-м классе наблюдается больше всего коротких фиксаций, причем их число на строку уменьшается; большинство строк прочитывается либо без рефиксаций, либо с одной рефиксацией. Скорость чтения в этом возрасте в 2 раза больше, чем у первоклассников.
|
В 3-м классе чтение сопровождается большим числом фиксаций, причем отмечается значительное разнообразие их количества по строкам. При чтении почти всех строк отмечаются возвратные движения глаз на уже прочитанный текст. Таким образом, у третьеклассников имеются неустойчивость глазодвигательных функций, нерациональность движений глаз и трудность чтения.
В 5-м классе процесс чтения ускоряется за счет меньшего количества фиксаций и рефиксаций, но вновь расширяется диапазон фиксаций по длительности и увеличивается их средняя продолжительность.
В 7-м классе учащаются рефиксации, увеличиваются фиксации в строке, хотя длительность их уменьшается.
У девятиклассников организация движений глаз еще не достигает совершенства, характерного для взрослых, у которых чтение осуществляется почти при полном отсутствии рефиксаций, регулярно, с высокой организованностью движений глаз.
Особенности движения глаз при чтении определяются возрастными функциональными возможностями и различными требованиями к чтению на разных этапах жизни детей. Чем младше школьник, тем более развернутым является чтение. Все элементы текста зрительно воспринимаются без пропусков, что ведет к прочитыванию строк без рефиксаций и способствует медленному чтению. С возрастом повышаются требования к скорости чтения. К концу 1-го года обучения скорость чтения должна достигнуть 40-50 слов в минуту, на 2-м — 60-70, к 3-му — до 80-90 слов в минуту и составить 1/3—1/2 скорости такового взрослых.
Важным требованием, которому должны соответствовать учебники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Это создается доброкачественным внешним оформлением учебника, размером наборного знака (шрифта), его рисунком и начертанием, интенсивностью и равномерностью печати, цветом бумаги и другими элементами оформления. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.
Санитарные правила устанавливают требования к массе, шрифтовому оформлению и качеству учебных изданий, а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов.
Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьного груза.
Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1—4-х классов; 400 г для 5—6-х классов; 500 г для 7—9-х классов; 600 г для 10—11-х классов.Допускается увеличение массы издания не более чем на 10 %.
Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, и может оказаться небезопасным в санитарно-эпидемическом отношении.
Учебные издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или в жестком переплете. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.Для изготовления учебников должна применяться бумага, предназначенная только для печати книжных изданий с показателем белизны 74—88 %. Не допускается применение газетной бумаги.
Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и прочность краски), а удобочитаемость — характером печатных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (рисунок шрифта), цветом печатной краски, форматом полосы набора и расположением текста на странице (длина строки, увеличение интерлиньяжа — пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеряемый в пунктах, размер полей).
Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. В типографской практике для определения размера шрифта пользуются понятием «кегль», который представляетсобой высоту площадки литеры, выраженной в типографских пунктах.Гигиенические требования к шрифтовому оформлению учебников зависят от класса, для которого предназначено издание, и учебных дисциплин (гуманитарные, атематические, естественные и специальные — для начального профессионального образования).
Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при расстоянии между колонками не менее 1,8 см.Для изданий 5—11-х классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания, а также шрифты с наклонными осями округлых букв.
Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: учащимся 1—2-го классов до 1,2 кг, 3-4-го класса — до 2,2 кг, 5—6-го классов — до 2,2 кг, 7—8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг.
В последние годы значительный объем информации поступает к детям посредством видеодисплейных терминалов, в связи с чем к ним предъявляются определенные требования.
Яркость нормируется для облегчения приспособления к самосветящимся объектам. Нормируется внешняя освещенность экрана (от 100 до 250 лк). Исследования показали, что при более высоких уровнях освещенности экрана быстрее и значительнее снижаются показатели видимости.
До сих пор спорным остается вопрос о том, что лучше для зрения: темный экран и светлые символы (негативное изображение) или наоборот (позитивное изображение). Специалисты приводят много доводов за и против по каждому варианту. Гигиенисты считают, однако, что если работа с ЭВМ предполагает одновременно и работу с бумажным носителем (тетрадь, книга), то лучше и на экране монитора иметь темные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось все время перестраиваться. При выборе цветовой гаммы предпочтение следует отдавать зелено-голубой части спектра.
Часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контраст между фоном и символами на экране. Если он мал, это затрудняет различение символов, однако и слишком большая контрастность тоже вредна. Поэтому контраст должен быть в пределах от 3:1 до 1,5:1. При более низких уровнях контрастности регистрируется больше жалоб на усталость глаз и общую усталость.
Тестовые задания для самоконтроля:
1. При гигиенической оценке тканей для изготовления детской одежды изучается:
а) гигроскопичность;
б) воздухопроницаемость;
в) электризуемость;
г) миграция химических соединений;
д) токсичность.
2. Для детского белья следует выбирать материалы, характеризующиеся:
а) низкой гигроскопичностью;
б) высокой гигроскопичностью;
в) высокой воздухопроницаемостью;
г) тканной структурой;
д) трикотажной структурой.
3. Гигиенические требования к детской обуви определяются:
а) возрастными анатомо-физиологическими особенностями стоп ребенка;
б) необходимостью обеспечения благоприятного микроклимата внутри обуви;
в) необходимостью сохранения свода стопы и его рессорной функции;
г) необходимостью создания условий, обеспечивающих отсутствие сжатия и деформации стопы.
4. Для стопы в детском возрасте характерно:
а) наибольшая ширина в области пальцев;
б) наибольшая ширина в области 1-5 плюсневых суставов;
в) относительно более длинная задняя часть стопы по сравнению со стопой взрослых;
г) относительно более длинная передняя часть стопы по сравнению со стопой взрослых;
д) незавершенное окостенение скелета стопы.
5. Конструкция зимней одежды должна способствовать:
а) минимальной циркуляции воздуха в пододеждном пространстве;
б) минимальному воздухообмену с окружающей средой;
в) созданию большого количества замкнутых пространств в пододеждном слое;
г) максимальной вентиляции пододеждного пространства;
д) свободным движениям ребенка.
6. Основными критериями гигиенической классификации одежды являются:
а) площадь непосредственного контакта с кожей;
б) возраст пользователя;
в) состав тканей;
г) характер волокон;
д) продолжительность непрерывной носки.
7. Химические вещества, выделяющие из игрушек, не должны быть выше:
а) ПДК для воздуха рабочей зоны;
б) ПДК атмосферного воздуха;
в) предельно допустимых количеств химических веществ, мигрирующих из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами;
г) ПДК ГОСТа «Вода питьевая».
8. Во время санитарно-эпидемиологического контроля за условиями реализации игрушки проводится:
а) проверка наличия гигиенического заключения на игрушку;
б)проверка своевременности прохождения работающими медицинских осмотров;
в) проверка наличия гигиенического заключения на сырье;
г) оценка конструкции игрушки;
д) определение устойчивости защитно-декоративного покрытия к слюне и поту.
9. Лабораторно-инструментальные исследования игрушки включают:
а) органолептическое исследование;
б) определение устойчивости защитно-декоративного покрытия к влажной обработке;
в) определение устойчивости защитно0декоративного покрытия к слюне и поту;
г) определение уровня шума;
д) определение химического состава материала, из которого изготовлена игрушка.
10. Игрушки для детей до года должны обеспечивать у ребенка:
а) развитие зрительного анализатора;
б) развитие слухового анализатора;
в) развитие движения пальцев рук;
г) развитие сюжетных игр;
д) развитие ролевых игр.
Ответы:
1. а, б, в, г, д;
2. б, в, д;
3. а, б, в, г;
4. а, в, д;
5. а, б, в, д;
6. а, б, д;
7. б, в;
8. а, б;
9. а, б, в, г;
10. а, б, в.