ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРАЦИИ

ФГАОУ ВО «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Реферат по дисциплине «История Мировой культуры»

на тему «Своеобразие архитектурного облика Севастополя: культура модерна»

 

Выполнила

студентка гр. ПОн/б23-з

Хлопко Д. Г.

Проверила

д.пед.н., доцент

Смирнова Т. В.

 

 

Севастополь

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ 5

2. КУЛЬТУРА МОДЕРНА В АРХИТЕКТУРЕ СЕВАСТОПОЛЯ.. 9

2.1. ПЕШЕХОДНЫЙ МОСТИК НА ПРИМОРСКОМ БУЛЬВАРЕ. 10

2.2. ПЕРВОЕ ВЫСОТНОЕ ЗДАНИЕ В СЕВАСТОПОЛЕ - УНИВЕРМАГ. 12

2.3. ЗДАНИЕ ГЛАВПОЧТАМТА.. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

 

ВВЕДЕНИЕ

Стиль модерн – одно из самых заметных явлений в западноевропейском и русском искусстве конца XIX – начале XX века. Сегодня уже можно говорить, что он достаточно хорошо описан и изучен. Русской художественной культуре рубежа веков, в частности, посвящены десятки научно-исследовательских трудов. Однако, рассматривая модерн как интернациональный стиль, мы не должны забывать, что в отличие от столичных образцов, художественные провинциальные центры России имеют свои самобытные представления о модерне, которые зачастую расходятся с широким понимание модерна в Европе и являют миру уникальные памятники архитектуры.

Цель данного исследова­ния заключается в выявлении и анализе тех немногих памятников архитектуры в Севастополе, выполненных в стиле модерн и несущих в себе элементы русских или европейских традиционных форм с одновременным вкраплением стилистических черт мавританской, неоготической или неоклассической архитектуры.

Для Севастополя, в данном случае, доминантой всегда служил Восток и античная Греция. Вот почему «симбиоз традиций» в архитек­турных памятниках имеет свой неповторимый пластический облик, позволяющий безошибочно опознавать его географическое происхождение. Хотя, как совершенно справедливо можно отметить - суть модерна в любом его национальном варианте нельзя до конца понять, описывая лишь его общие стилевые особенности.

Архитектурный облик Севастополя в период конца XIX – начала XX века создавали многие талантливые архитекторы, в их числе - В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман, Г. Б. Бархин, Г.Г. Кузьминский, М. И. Вербицкий, А. М. Вейзен, Н. И. Гришин. Но все они в то время работали в одном стиле, широко используя элементы модерна, классической ордерной системы и архитектурные приемы эпохи Возрождения. Севастопольская архитектура учитывала специфику юга, теплый климат, морской колорит.

За два столетия существования Севастополя в нем воздвигнуто немало зданий, представляющих значительный научный и эстетический интерес. Известно, что город дважды почти полностью был уничтожен. И то обстоятельство, что здания приметные, здания редкой и искусной постройки в стиле модерн все же сохранились, делает их поистине легендарными и уникальными

 


 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ

Конец XIX – начало XX века – это переломный этап двух противоборству­ющих эпох – уходящей старой школы академическо-демократического направ­ления и выходящей на мировую арену новой эпохи – эпохи символов, сильных страстей и неординарных личностей, эпохи Серебряного века.

Это было время, когда сам художественный процесс делает крутой пово­рот от академическо-классической идеальности, низведенной с престола своей исключительности и постепенно превращавшегося в одно из стилевых прояв­лений художественного творчества, - к моделированию новой символико-эстетической программы, подчинявшейся уже новым законам, новой эпохи; время, когда с невероятной калейдоскопичностью возникали творческие объединения, товарищества, союзы. Гибли и вновь возрождались в жестокой конкурентной борьбе течения и направления. Рождалось новое мировоззрение и новая эстетическая философия...

В конце ХIХ – начале ХХ столетия зеркалом культурного быта становится широко распространив­шийся «Новый стиль» или стиль модерн, который первенствовал в стилистике идейно-художественных процессов, духовных и материальных потребностях эпохи. За короткое время, заняв прочные позиции «Новый стиль» сотворил свою самостоятельную духовность, которая была продемонстрирована в театральной афише, в пепельнице, в типографском шрифте, не говоря о различных формах «собственного стиля» в изобразительном искусстве, оказавшего значительное влияние на Большое искусство.

Однако, важно отметить, что без появления на художественной арене «нового человека» трудно представить себе сам стиль, где художник, словно из мягкой глины, лепит некую эстетическую субстанцию из камня, дерева и металла, соединяя в них духовное начало и вещественную суть. Отсюда – частое соединение символической идеи и изобразительно-декоративного мотива, превращенного в текучую, самообразующую форму со стилизованным растительным орнаментом, цветовой и гибкой линией, со всем тем, что образует декоративное узорочье в построении композиции, будь то в изобразительном искусстве или архитектуре.

Обращение к раститель­ным мотивам было характер­ной чертой модерна. Компо­зиции, созданные гибкими стеблями, листьями утонченной формы, причудливыми, часто экзотическими цветами, можно встретить в оформле­нии разнообразнейших пред­метов того времени – от книж­ной иллюстрации до предме­тов домашнего обихода.

Стиль модерн в России возник в конце 80-х – начале 90-х годов XIX столетия (в Западной Европе он возник значительно раньше), и в каждом отдельном случае, в частности, - в Севастополе – развивался в русле национальной романтики.

В России «Новый стиль» не выдвинул своих особых архитектурных концепций, однако он всячески стремился к подчинению европейской декоративной избыточности русскому рационализму. Особенно ярко это обнаруживается в петербургских и московских постройках Франца Шехтеля, Льва Кекушева, Александра Зеленко, Федора Лидваля и других, в которых, используя привычные декоративные узоры, они обнажали конструкцию здания эффектно переходящую в декоративную деталь или гнутый рельеф (конструктивный орнамент). Не оставались без внимания и принципы классицизма в архитектуре модерна. Особенно преуспели в этом направлении архитекторы Владимир Щуко, Марьян Перетяткович и другие.

Тяготевший к «красивости», эффективным сюжетам и ракурсам, модерн оказал значительное влияние на позднее академическое искусство, поставив категорию Красоты как высшую задачу художественного творчества, воспроизводящую саму себя, будучи одновременно условием, образной целью и средством. И в этом смысле интересно суждение французского эстетика Шарля Лало, который писал: «Природа обладает красо­той лишь в том случае, если художественное восприятие наделило ее прекрас­ным...С эстетической точки зрения природа богата лишь тем, что наше искус­ство ссудило ей…» [3].

Отсюда: прекрасное – есть «одухотворенность предмета». И задача человека, - утверждает художник модерна, - сделать мир царством красоты.

О модерне много говорят, но не всегда верно его толкуют. Каков смысл самого понятия? «Термином «модерн» определяют архитектуру, сознательно и резко восставшую против подражательности, каноничности, выступившую с программой обновления зодчества, «современности», выражение особенностей времени с помощью приемов и средств

Декору в эпоху модерна отводилась главная роль – роль украшения здания, отчего он становился изощренным и прихотливым. Особенно это заметно в архитектуре, что давало по­вод к различному роду высказываний. Так, например, французский теоретик Шарль Блан писал:...«архитектура в высшем ее понимании – это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят» [1].

Установка на красивый силуэт, желание показать эстетическое совершенство в конструктивном и функциональном развитии – вот главные отличительные черты архитектуры нового времени. И все же не декор довлеет над формой, а функциональ­ные и конструктивные элементы: окна, лестничные и балконные решетки, эрке­ры и козырьки над центральным входом – они наделяется декоративными качества­ми. Декор лишь обнажает конструктивную форму, заставляет ее звучать в новом качестве, определяет декоративную интерпретацию конструкции. И в то же время рельефная орнаментика сливается с формой, становится неотделимой от нее. Невозможно определить, где кончается конструктивная форма, стена и где начинается орнаментика, невозможно провести грань между орна­ментом, символизирующим конструкцию, и реальной конструкцией, получив­шей орнаментальную трактовку.

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ столетия зеркалом культурного быта становиться стиль модерн, который за короткое время, занял прочные позиции во всех областях искусства, особенно изобразительного, оказавшего значительное влияние на архитектуру.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: