Введение
Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой деятельности, и в то же время практически любое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и т. д.) выражается в конкретной вещественной форме.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.
XII - XIII вв. – эпоха раздробленности. В этот период в связи с политическим обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утратив единства, стала богаче и разнообразнее. Появление новых культурных центров проявилось в летописании, литературе, художественном творчестве.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.
Материальная культура. Занятия и быт
Изучение материальной культуры Древней Руси основывается главным образом на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – орало, плуг, борона, в лесной полосе – соха, борона-суковатка.
Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли разнообразные орудия и предметы обихода.
Успешно развивалось оружейное дело: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Ювелиры украшали оружие чернью или серебряным узором. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки. Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканью, зернью, перегородчатой эмалью.
Массовым было гончарное ремесло. Разнообразная глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, использовалась повсеместно.
Столь же распространенным было плотницкое ремесло. Плотники с помощью топора возводили избы, крепостные стены и церкви, украшенные резьбой.
Исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей: кожевников, сапожников, портных, бондарей и т. д.
Типичное жилище в Древней Руси – полуземлянка или бревенчатый сруб с земляным или дощатым полом. Жилье отапливалось по-черному (без дымохода). В княжеских и боярских хоромах устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
Основу древнерусского костюма составляли рубаха, штаны, сапоги или лапти с онучами, а зимой – меховой кожух. Но у крестьянина или горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей – бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а князь – соболиный. Привилегией князей были длинные плащи-корзно.
Фольклор
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древнее язычество. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.
Народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось много загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды.
Особое место в фольклоре занимают былины. Среди них выделяются былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, о Микуле Селяниновиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах – Владимир Красное Солнышко). Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий.
Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Письменность и литература
Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по-видимому, с распространением христианства и славянского алфавита – кириллицы. Древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.
В Древней Руси писали на пергамене. Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют обнаруженные в Новгороде и ряде других городов берестяные грамоты, относящиеся к XI -X II вв. Среди них – частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи.
В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов Церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси – "Повесть временных лет" (ПВЛ) – возник в начале XII в. До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV - XV вв. ПВЛ стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли.
Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.
Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Предметом внимания новгородских летописцев всегда являлись в первую очередь местные, городские дела. Особое внимание Новгородская летопись уделяла событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгорода. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.
Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировала идею сильной княжеской власти. Для галицкой летописи характерна поэтичность, зачастую пренебрегающая хронологической точностью.
Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило его стремление утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества в Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со "старшими" городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и Всеволода III изображали почти как святых.
В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси и потому всякий раз начинали повествование с ПВЛ, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. В известной степени это сужение кругозора компенсируется более пристальным вниманием к повседневной жизни.
Сознание единства Русской земли – ведущая тема литературы XII-XIII вв. Крупнейшее литературное произведение этой эпохи – "Слово о полку Игореве", посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор "Слова о полку Игореве" видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. Среди самых ранних русских житий "Сказание о Борисе и Глебе", жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.
Человек Средневековья редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому характерен жанр "хождений", рассказов о путешествиях. К этому жанру относится "Хождение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.
На рубеже XII - XIII вв. написано "Моление" Даниила Заточника, отличающееся выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Автор его жил во Владимиро-Суздальской земле и был, по-видимому, княжеским дружинником или зависимым от князя человеком. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на милость Божью. В то же время он враждебно отзывается о боярстве, презирает холопство, непочтителен к монастырским обычаям. Даниил Заточник, как и другие авторы XII - XIII вв., тревожится за судьбу Русской земли, раздираемой княжескими усобицами.
Архитектура
С принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. В конце X в. был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.).
Типичный русский храм был крестово-купольным. С восточной стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Древнейший сохранившийся памятник древнерусского зодчества – 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром в 30-х гг. XI в. Собор был богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.
Собор Св. Софии в Новгороде, несмотря на сходство композиции, существенно отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5 глав, мощные стены, внутри украшен фресками. Если киевская София нарядна, то новгородская – сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий. В XI в. каменное строительство велось и в других городах: Полоцке, Чернигове.
В XII в. каменное строительство развивалось в связи с оформлением самостоятельных княжеств: князья украшали города и монастыри, подчеркивая тем самым свое величие. Значительно больше стало строиться каменных церквей. Вместе с тем большинство из них уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово-купольный храм.
Два направления в архитектуре XII - XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
В Новгороде княжеское строительство не велось (последняя княжеская постройка – трехкупольный Георгиевский собор Юрьева монастыря, сооруженный в 1119 г.). Новгородские церкви сооружались на средства горожан из кирпича или камня-ракушечника, предназначались для повседневной службы, были сравнительно невелики и просты в убранстве, имели мощные стены. Наиболее известны церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.
Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившееся во времена Андрея Боголюбского, отличалось от новгородского. Белокаменные владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли отличается изяществом пропорций, устремленностью ввысь.
Изобразительное искусство
С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись: мозаика и фреска. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.
Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранилось немногое. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.
Высокого развития достигло также искусство книжной миниатюры.
Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.
Изобразительное искусство XII - XIII вв. представлено в основном фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. Торжественность фресковой росписи уменьшилась по сравнению с XI в., но изображаемые фигуры стали более динамичными. Самым ярким образцом новгородской фрески является роспись церкви Спаса на Нередице.
Фресковую роспись имели и Владимирские храмы, но сохранились лишь единичные образцы фресок.