Основные признаки правового государства.




Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. Понятие включает два элемента: политическая система и гос. устройство.

По форме государственного устройства государства делят на:

1)Унитарные — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц. Все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные и децентрализованные.

Федеративные - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований.

Конфедерации — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Политико-правовой режим. Какие виды политико-правовых режимов вы знаете?

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовые режимы делятся на демократические и недемократические.

Под демократией понимается политико-правовой режим,основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим — это политический рг-жим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства.

Авторитари́зм — политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Государственный орган, его признаки.

Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки:

Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей.

Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности.

Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую

Организаторскую деятельность.

Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение.

Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

11 Государственный аппарат и его характеристика

Государственный аппарат — это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. «Клеточка» государственного аппарата — это государственный служащий.

Форма правления: характеристика государства, связанная с количеством лиц, находящихся у власти и способом формирования органов

Форма государственного устройства: Характеристика государства, связанная с количеством субъектов, составляющих государство, с его территориальным делением

Политический режим: характеристика государства, связанная с характером осуществления власти вгосударстве

12 Государственная служба: виды

государственная служба РФ делится на следующие виды:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба;

федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

федеральную государственную гражданскую службу;

государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации..

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

13 Теория разделения властей: характеристика законодательной, исполнительной, судебной властей.

Законодательная власть – власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

14 Политическая система общества, ее функции

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности общества;

7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

15 Гражданское общество этапы становления

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Гражданское общество и государство – различные стороны жизни общества, и их понятия противостоят друг другу. Первый этап (16–17 вв.) – формируются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, специализация производства, товарно-денежные отношения). В этот же период происходит бурное развитие культуры, оформление в «теорию естественного права» основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как об идеале

Второй этап (конец 17- конец 19 вв.) – в наиболее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде первоначального капитализма, основанного на частном предпринимательстве. Идет процесс создания современного представительного государства, оно все более подчиняется общественному контролю, что выражается в усилении контроля представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, происходит рост круга лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами, устанавливается зависимость представительных учреждений от системы политических партий и движений.

Третий этап (ХХ вв.) - ведущее место в промышленности перешло от частных мелких предприятиям к крупным индустриальным, торговым, финансовым предприятиям. Рабочий класс организовал профсоюзы и представлял собой внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели. На защиту рабочего класса встают влиятельные политические партии. Широкие слои населения выступают в защиту демократических прав и социальных прав и свобод. Организовываются различные гражданские организации. Государство видится как выразитель интересов гражданского общества. Гражданское общество начинает превалировать над государством.

16 Демократии: признаки и формы

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей

две формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная

(косвенная)

17 Избирательная система государства ее элементы

Конституция РФ 1993 года; 2) федеральные законы (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года; ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 года и др.); 3) подзаконные акты федеральных органов государственной власти, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов (указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания, постановления и инструкции Центральной избирательной комиссии РФ и др.); 4) конституции и уставы субъектов Российской Федерации; 5) законы субъектов о выборах; 6) подзаконные акты органов государственной власти субъектов по вопросам выборов. Необходимо также отметить, что нормативную основу избирательной системы составляют также и международно-правовые акты, например,

Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и некоторые другие.

Элементы избирательного права: понятие «избирательное право»; принципы избирательной системы; понятие «избирательный процесс»; понятие «гарантии избирательных прав граждан

18 Перечислите принципы, лежащие в основе выборов в демократических государствах, и раскройте их содержание.

Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:

)Тайное голосование, обеспечивающее полную свободу изъявления воли избирателя. За его нарушение предусматривается строгое наказание;

)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);

)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;

)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);

)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).

19 Референдум его виды

Референдум- это такая форма непосредственной демократии, посредством которой решаются важные вопросы общественного значения прямым голосованием участников

Виды референдума 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

20 Перечислите вопросы, которые запрещается выносить на референдум, и объясните, с чем связано установление в законодательстве такого запрета.

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного КонституциейРоссийской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

10) отнесенные КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные

21 Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения власте

Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3 ) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

Если смотреть несколько шире, то правовое государство - это непременно и конституционное государство, и демократическое государство (обеспечивающее участие народа в осуществлении государственной власти), и социальное государство (обеспечивающее человеку возможность достойного существования).

22 Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

23 Подданство появилось значительно раньше в странах с монархическим устройством правления. Подданство представляло собой однобокую взаимосвязь индивида непосредственно с единоличным правителем, а не со страной.

 

Важно отметить, что различаются понятия «подданство» и «гражданство» из-за особенностей русского языка. Во многих иноязычных трактовках эти термины обозначаются одним словом, и различать подданство и гражданство следует исходя из контекста употребления слова. подданство и гражданство различаются по таким критерия

Отличия

Принадлежность к стране в лице государства (гражданство) или единоличного правителя (подданство).

Структура взаимосвязей.

Взаимные права, обязанности и ответственность при гражданстве, тогда как подданство – это одностороннее обязательство хранить верность, быть преданным, нести обязательства перед монархом, не получая ничего взамен.

Наличие инструмента власти. Подданство не дает возможности властвовать в своей стране, тогда как сограждане – это первичный орган власти в государстве.

24. Сущность и содержание института гражданства выражаются в его принципах.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

реальная представительная демократия;

обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;

существование правового государства;

  1. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

разделение властей;

  1. выборность и сменяемость основных органов государства;
  2. контроль общества над силовыми структурами;
  3. политический плюрализм;
  4. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Принцип верховенства закона.

Принцип народовластия. Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма. является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей. выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

Принцип многообразия форм экономической деятельности. подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

25 Автоматическая утрата гражданства, - как правило, лицо, получившее новое гражданство, утрачивает прежнее (доктрина свободы экспатриации)

Выход из гражданства утрата гражданства по решению компетентных органов, по просьбе лица.

Лишение гражданства - ВИД уголовного наказания осуществляется по инициативе компетентных органов в ответ на совершение лицом определœенных враждебных действий в отношении государства. В законодательстве ПМР не предусмотрено. Существовало в СССР.

Утрата гражданства в результате отмены решения компетентными органами о принятие в гражданство лица предоставившего ложные сведения или документы при вступлении в гражданство.

26 Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве). Гражданство может быть свободным, что предполагает право лица выйти из гражданства, изменить его. Так, в ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. установлено: «никто не может быть произвольно лишен... права изменить свое гражданство». Поскольку изменение гражданства, как правило, связано с переменой страны постоянного проживания, ч. 2 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. также закрепляет, что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

При ограничении или запрете государством возможности индивиду изменять собственное гражданство оно является связанным или несвободным.

Гражданин Российской Федерации вправе изменить свое гражданство согласно ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. Это значит, что он вправе прекратить российское гражданство, стать гражданином другого государства или лицом без гражданства.

27 Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ.

28 Классификация прав необходима для большой четкости в их использовании, устранения сложностей их корреспондирования, в конечном счета, для того, чтобы сама личность могла более адресно апеллировать к нарушениям определенного права.

В связи с этим принципиальное значение приобретает вопрос о критериях, основаниях такой классификации. При этом следует учитывать, что любая классификация оправданная, если в результате ее использование происходит приращение знаний об исследуемом явлении, более глубокое и четкое выявление его природы и сущности.

Конституционные права и свободы могут быть классифицированы по различным основаниям.

По субъектам (адресатам) конституционные права и свободы можно подразделить на права человека; права граждана; права иностранных граждан; права апатридов (лиц без гражданства); права бипатридов (лиц с двойным или множественным гражданством)

По материальному содержанию конституционные права и свободы классифицируются на личные;политические;социально-экономические и культурные конституционные права и свободы.

По формам реализации-на индивидуальные и коллективные (солидарные)

По историческому генезису (происхождение) - на права первого поколения (гражданские(личные) и политические); права второго поколения (социально-экономические); права третьего поколения (коллективные, солидарные- на мир, благоприятную окружающую среду и т д); права четвертого поколения (информационные права) В Конституции РФ 1993г. конституционные права и свободы закрепляются в следующей последовательности: личные права(ст.20-28 конституции), политические (ст.29-33), социально- экономические и культурные (ст.34-44). Следует ли из такой последовательности закрепления прав и свобод вывод о приоритетной защите Конституцией РФ личных прав и свобод? При ответе на данный вопрос необходимо руководствоваться правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 30 октября 2003г. номер 15п отметил, что все права и свободы человека неделимы и взаимосвязаны, развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защита других прав.

28 Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственная система обусловлена обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) институт обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных служащих в вышестоящие административные органы;

 

2)судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

 

3) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд РФ. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;

4) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

 

Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Большую роль в защите прав и законных интересов человека играют разнообразные институты гражданского общества, в том числе правозащитные объединения граждан.

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: