РАЗДЕЛ III. Семинар 3. Российское государство в 1900-1953гг.




РАЗДЕЛ II. Семинар 2. РОССИЯ в 17 – 19 вв.: модернизация и традиционализм

1. Чтобы проанализировать развитие социально-экономических отношений в России в XVII в. необходимо уделить внимание следующим вопросам:

Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Появление первых мануфактур, их особенности. Торговый и Новоторговый уставы. Политика меркантилизма. Влияние присоединения новых территорий на развитие хозяйства. Начало формирования всероссийского рынка. Медные деньги. Соборное Уложение 1649 г. Формы землевладения: дворцовые, родовые, жалованные и церковные вотчины, поместное землевладение, черносошные земли. Положение крестьян и посадского населения. Расселение крестьян на территории России. "Бунташный век": городские восстания 40-х гг. XVII в., Соляной, Медный бунты, Соловецкое восстание. Восстание С.Т. Разина.

2. Для понимания эволюции государственно-правовой системы России XVII в. необходимо изучить следующие проблемы:

Выделите основные направления эволюции государственного строя и правовой системы России в XVII веке. Покажите начало оформления абсолютизма. Отмирание сословно-представительной монархии. Падение роли Земских соборов. Изменение состава Боярской думы. "Тайная" или "Ближняя" дума. Изменения в приказной системе управления. Организация местного управления. Воеводы. Разряды – военно-административные округа. Изменения в соотношении церковной и светской власти. Соборное Уложение 1649 г. – обобщение норм государственных и общественных отношений в допетровский период. Торговый устав 1653 г. Новоторговый устав 1667 г.

3. Для характеристики внешней политики России в XVII в. нужно рассмотреть следующие вопросы:

Основные направления внешней политики России. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русско-китайские отношения. Присоединение Украины, русско-польская и русско-шведская войны. Урегулирование положения на западных границах России. Ухудшение взаимоотношений с Крымом и Турцией. Бахчисарайское перемирием. Крымские походы времен царевны Софьи.

4. Для понимания духовных процессов, происходящих в России в XVII в. необходимо изучить следующие темы:

Особенности духовной жизни России в XVII в. Противостояние светской и церковной власти. Укрепление авторитета церкви в результате деятельности патриарха Филарета. Патриарх Никон и необходимость церковных реформ для унификации обрядов. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Противостояние светской и духовной власти в середине XVII в. Ссылка Никона. Дальнейшая борьба с расколом. Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. "Бунташный век". Славяно-греко-латинская академия.

5. Чтобы проанализировать развитие социально-экономических отношений в России в XVIII в. необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) В чем заключалась сущность социально-экономической политики Петра I? Почему с годами правления Петра I связывают начало модернизации и европеизации России?

2) Характеристика социально-экономического положения России в эпоху дворцовых переворотов и в годы правления Екатерины II. Были ли продолжены начинания Петра I в данный период?

6. Для понимания эволюции государственно-правовой системы России XVIII в. необходимо изучить следующие проблемы:

1) Выделите ключевые направления реформы государственного управления при Петре I. Докажите начало бюрократизации государственной жизни.

2) Дальнейшая эволюция абсолютной монархии в России во второй половине XVIII в.

7. Для характеристики внешней политики России в XVIII в. нужно рассмотреть следующие вопросы:

1) Внешнеполитический курс Петра I. В результате, каких событий Россия перешла от решения чисто национальных задач к имперским проблемам?

2) Каковы были направления внешней политики России при преемниках Петра I? Какие внешнеполитические действия продолжали, а какие противоречили петровскому курсу?

8. Для понимания духовных процессов, происходящих в России в XVIII в. необходимо изучить следующие темы:

1) Становление новой русской культуры в конце XVII – первой четверти XVIII вв.

2)Изменения духовной жизни России во второй четверти – конце XVIII века.

 

РАЗДЕЛ III. Семинар 3. Российское государство в 1900-1953гг.

1.Чтобы проанализировать развитие социально- экономических отношений в России в XIX – начала XX вв. необходимо уделить внимание следующим вопросам:

1) Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века?

2) Какие шаги были предприняты Александром II по изменению социально-экономической ситуации в России?

3) Как формировалась экономика в пореформенной России? Какие изменения на пути к индустриальному обществу мы можем зафиксировать?

4) Охарактеризуйте особенности социально - экономического развития России в начале XX века (до 1917 года). В чем специфика российского варианта капиталистической модернизации?

1) Определите основные направления реформаторской деятельности правительства Александра I.В чём проявлялось противоречие его политики?

2) Сформулируйте основные положения николаевской системы.

3) В чём проявились особенности политического курса Александра II?

4) Определите особенности политики Александра III. В чем проявилась политика контрреформ?

5) Охарактеризуйте политическую систему России в начале XX века. Как осуществлялась её трансформация?

2.Для понимания внешней политики России нужно уделить внимание следующим вопросам:

6) Выделите основные направления внешней политики России в первой половине XIX в.

7) В чем проявились противоречия внешнеполитического курса России второй половины XIX – начала XX вв.?

8) Охарактеризуйте внешнеполитический курс России начала XX века.

3. При анализе социально – экономического развития следует придерживаться следующих вопросов:

1) Охарактеризуйте социально – экономические мероприятия советского правительства в 1917 – 20-х годах ХХ в.

2) Осветите основные направления социально – экономического развития СССР в 30-е годы ХХ века. Каковы особенности и итоги форсированного экономического развития?

4. При анализе развития политической системы следует придерживаться следующих вопросов:

1) Охарактеризуйте изменения политической системы России в 1917 году. Какие модели развития были представлены? В чем причины установления советской власти и прихода к власти большевиков?

2) Политическая система 20-30-х годов ХХ века? В чем истоки и сущность тоталитаризма?

3. При анализе развития российского общества следует придерживаться следующих вопросов:

1) Охарактеризуйте состояние русского общества в период революционных потрясений 1917 г.

2) Каковы особенности развития российского общества в 1918 – 30-х годах ХХ века?

4. При анализе развития внешней политики следует придерживаться следующих вопросов:

Каковы основные направления и принципы внешней политики СССР в 20-30-е годы ХХ века?

5. СССР в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы (до 1953 г.). При анализе социально – экономического развития следует придерживаться следующих вопросов:

1) Советская экономика в годы Великой Отечественной войны. Как проходил перевод страны на военные рельсы?

2) Охарактеризуйте социально - экономические преобразования во второй половине 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Как проходило восстановления экономики страны после Великой Отечественной войны?

6. При анализе развития политической системы следует придерживаться следующих вопросов:

1) Выделите основные черты и особенности советской политической системы накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2) Охарактеризуйте политическую систему СССР в 1945 – 1953 гг. Каковы основные тенденции ее развития? В чем противоречивость политической системы в первые послевоенные годы?

7.При анализе развития российского общества следует придерживаться следующих вопросов:

1) Охарактеризуйте состояние советского общества накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2) Каковы основные черты развития советского общества во второй половине 40-е - начале 50-х годов? Что нового было привнесено в общественную жизнь в послевоенный период?

8.При анализе развития внешней политики следует придерживаться следующих вопросов:

1) Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Осветите ход боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны. Охарактеризуйте дипломатический курс СССР в годы войны. Как складывались отношения между странами - участниками антигитлеровской коалиции? Каковы итоги и последствия Великой Отечественной и II мировой войны для СССР и послевоенного мира в целом?

2) Расскажите о развитии внешней политики СССР во второй половине 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Какие события связаны с началом «холодной войны»? Каковы ее истоки?

 

РАЗДЕЛ VI.Семинар 4: РОССИЯ СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ В 1953 – 2012 гг. Политическое и социально–экономическое развитие СССР в 1953-1991гг.

1. Анализируя социально-экономическое развитие страны в 1953-1991 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1)Какие социально-экономические преобразования были проведены в эпоху Н.С.Хрущева (1953-1964 гг.)?

2) В чем проявилась противоречивость социально-экономического развития страны в 1964-1985 гг.?

3)Какие социально-экономические реформы были проведены в годы «перестройки» (1985-1991 гг.)?

2. Анализируя развитие политической системы СССР в 1953-1991гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Какие политические силы боролись за власть после смерти И.Сталина? Какие преимущества позволили Н.С. Хрущеву удержать власть в своих руках? В чем состоит историческое значение ХХ съезда КПСС ?

2) Что свидетельствует о консервации политической системы в период «застоя» 1965-1985 гг.?

3)Как осуществился переход в годы «перестройки» от попыток модернизации политической системы к смене модели общественного развития? Существует ли связь между крахом КПСС и распадом СССР?

3. Анализируя развитие общества, его духовную жизнь в 1953-1991 гг., рассмотрите следующие вопросы:

1) Как складывались отношения в годы «оттепели» между советским обществом и властью?

2)Как изменились отношения между советским обществом и властью в 1965-1985 гг.? Чем было вызвано появление диссидентского и правозащитного движения?

3) Как повлияли реформы «перестройки» на состояние советского общества? Почему обострились национальные проблемы?

4. Политическое и социально – экономическое развитие современной России в 1992-2012 гг. Анализируя социально-экономическое развитие России в 1992-2010 гг., рассмотрите следующие вопросы.

1) Чем отличается путь модернизации России в 1990-е годы? Какие экономические реформы были проведены в указанный период?

2) В чем сущность и противоречивые итоги социально-экономической политики В.В. Путина в 2000-2008 гг.?

3) Социально – экономический курс в 2008 – 2010 гг.

5. Анализируя развитие политической системы России в 1992-2010гг., рассмотрите следующие вопросы:

1)По каким направлениям шел процесс становления и развития российской государственности в 1990-е гг.? Как повлияли политический кризис 1993г. и принятие новой Конституции на развитие политических процессов?

2) По каким направлениям шел процесс укрепления вертикали власти и развития политических процессов в период президентства В.В. Путина 2000- 2008 гг. и Д.А. Медведева 2008 – 2010 гг.?

6. Анализируя развитие общества, его духовную жизнь в конце ХХ – начале ХХI вв., рассмотрите следующие вопросы:

1) Как взаимодействовала власть и общество в 1990-е годы? Как можно охарактеризовать состояние духовной и социальной сферы жизни населения в указанный период?

2) Чем характеризуется общественно-политическая и духовная жизнь российского общества в начале ХХI века?

7. Международное положение и внешняя политика России (СССР) в 1953 – 2012 гг. Анализируя развитие внешней политики СССР и РФ в 1953-2012гг., рассмотрите следующие вопросы:

1)Чем характеризуется внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.? Борьба за мирное сосуществование – это утопия или вынужденная реальность ядерного века?

2) Чем объясняется изменение внешнеполитического курса советского руководства во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг. от конфронтации, через разрядку к новому обострению отношений со странами Запада?

3) Какие базовые идеи были заложены в концепцию «нового политического мышления»? Как изменился внешнеполитический курс М.С. Горбачева в период «перестройки»?

4) Какие основные тенденции и сложности характерны для внешнеполитического курса России в 1990-е годы?

5) Что свидетельствует о проведении В.В. Путиным и Д.А. Медведевым национально ориентированной внешней политики, основанной на принципах прагматизма и экономической целесообразности?

 

...





Читайте также:
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.