УДК 50 (075)
Н12 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря,
А. Г. Стибаев. Концепции современного естествознания:
Электронный курс - Ростов н/Д: ДГТУ, 2008 - С. 350
ISBN 5-7890-0414-8
Цель электронного курса – оказать помощь студентам в изучении дисциплины «Концепции современного естествознания».
В электронный курс включены методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной подготовке и оформлению контрольных заданий, тематический план и структура дисциплины, опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса, примерные планы лабораторного практикума и семинарских занятий.
Предназначено для студентов очной, заочной и ускоренной форм обучения экономико-управленческих и гуманитарных специальностей.
Научный редактор - канд. физ.-мат. наук, доц. Ю.М. Наследников
Рецензент - д-р физ.-мат. наук, проф. И.Я. Никифоров
ISBN 5-7890-0414-8 © Издательский центр ДГТУ, 2008
Всему, что необходимо знать,
научить невозможно
Учитель может сделать только
одно – указать дорогу.
Р. Олдингтон
Введение
Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.
А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.
Оба суждения великих сходятся в едином: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.
Р.Фейнман в своем популярном сборнике лекций «Характер физических законов» задает нетривиальный вопрос: «Почему природа позволяет нам по наблюдениям за одной ее частью догадываться о том, что происходит повсюду?» И отвечает с присущей ему прозорливостью: «Конечно, это не научный вопрос: я не знаю, как на него правильно ответить, и отвечу столь же ненаучно: мне кажется, что природа проста, а поэтому прекрасна».
Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.
Однако как следует из суждения Р. Фейнмана, возможен и другой путь познания – от кооперативного взаимодействия подчиненных связей к общей связи природы и бытия человека.
Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.
Так как основная цель пособия заключается в использовании дистанционного метода организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения и особенно заочной и ускоренной форм, то студенту предоставляется возможность самостоятельно внести в таблицы и схемы определения ключевых понятий, а также краткие персоналии выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в становление и развитие общего естествознания.
Это позволит студентам подготовиться к тестовому контролю знаний на экзамене или зачете. Важную роль в оценке экзамена играет защита контрольной работы, а также устное собеседование. Очевидно, что студент помимо лекций и учебного пособия должен проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной литературы, приведенной в электронном курсе. В электронный курс также включены: опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса, примерные планы лабораторного (виртуального) практикума и семинарских занятий. В конце пособия приведены ответы к тестам.
Мы желаем студентам успешного изучения курса «Концепции современного естествознания» и будем всячески этому способствовать на основе педагогики сотрудничества didacticos – «поучающего» и didasco – «изучающего».
Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой.
Владимир Вернадский.
Общие методические указания по изучению дисциплины
«Концепции современного естествознания»
и выполнению контрольных заданий
Прежде чем приступить к изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий, необходимо прочитать общие указания.
1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат в зависимости от обычной или ускоренной форм обучения две или одну контрольные работы.
2. Своё контрольное задание студент определяет по таблицам вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.
3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.
4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Объём работы не должен превышать 12 листов тетради.
Суждения желательно подкрепить примерами с численными данными, графиками и рисунками. По возможности необходимо изложить собственную точку зрения.
5. Контрольные работы выполняются в школьной тетради, на обложке которой приводятся сведения по следующему образцу:
Донской государственный технический университет Деканат_______________________________ (факультет) | |
Студент__________ (специальность) | Адрес ___________________ |
_________________ (группа) | ____________________ |
_________________ (фамилия) | Шифр ___________________ |
_________________ (имя) | |
_________________ (отчество) | |
Контрольная работа № _____________ за ___________ курс | |
______________________________________________________ (название дисциплины) Дата отправления работы в университет _______________ 20 __ г Дата поступления работы в университет _______________ 20 __ г |
6. При подготовке контрольной работы рекомендуется проработать опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса. Полезно ознакомиться с основной литературой по курсу, имеющейся в библиотеке ДГТУ.
7. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.
8. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования устанавливаются деканатами факультетов.
9. В течение семестра по датам, установленным деканатом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.
10. Для студентов традиционной заочной формы обучения предусмотрено двухсеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы в каждом семестре. Для студентов ускоренной формы обучения планируется односеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы.
11. Учебный материал разбивается на два семестра по следующему рабочему плану:
I. Семестр
1. Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.
2. Физические концепции познания мира.
II. Семестр
3. Химическая концепция мира.
4. Геологическая концепция Земли.
5. Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.
6. Человек и природа.
7. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека.
Тематический план и структура дисциплины «Концепции современного естествознания на основе дидактических единиц ГОС»
Таблица №1
Номер ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | Номер задания | Тема лекции (задания) |
Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира | Предмет курса «Концепции современного естествознания» Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием Научный метод История естествознания Панорама и феноменология современного естествознания Трансдисциплинарные стратегии и концепции современного естественнонаучного мышления | ||
Физические концепции познания мира | Физика в контексте интеллектуальной культуры Корпускулярно-волновая концепция материи Структурные уровни организации материи в рамках современной физики Фундаментальные взаимодействия Единство пространства, времени и материи. Принцип относительности. Принцип симметрии. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности и соответствия Статистические и динамические закономерности в природе Физика Вселенной | ||
Химическая концепция мира | Химия в контексте интеллектуальной культуры Структурные уровни организации материи в рамках современной химии Основные модели вещества и типологии молекул в химии Структурно-концептуальные разделы современной химии | ||
Геологическая концепция Земли | Геохронологическая история Земли Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы | ||
Эволюционная концепция биологического уровня организации материи | Биология в контексте интеллектуальной культуры Структурные уровни биологической организации материи Генетика и эволюция Основные теории происхождения живого Синтетическая теория эволюции биологических структур материи. Макро- и микроэволюция Человек как особый уровень организации живой материи | ||
Человек и природа | Концепция биосферы Концепция ноосферы Концепции экологии Феномен человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного» | ||
Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека | Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации |
Литература
Основная
1. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Агар, 2000.- 447с.
2. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие-СПб.: Изд-во «Лань», 2004.- 224с.
3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: изд. доп. и исправл.- М.: Изд-во «Академия», 2006. - 632с.
4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2006. - 622с.
5. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Высший балл» - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 352 с.
Дополнительная
1. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания: Учеб. пособие.- М.: Учпедгиз, 2000.
2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 2000.
3. Рау В. Общее естествознание и его концепции. Электронный курс.- М.: Высшая школа, 2003.
4. Концепции современного естествознания: Учеб.-метод. пособие Под ред. Ю.М. Наследникова.- Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2003.
5. Наследников Ю.М., Егорова С.И. Элементы квантовой механики и квантовые свойства твёрдого тела: Учеб. пособие.- Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2001.
6. Справочник необходимых знаний. 2-е изд., доп.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
7. Фейнман Р. Характер физических законов.- М.: Наука. 1987.
8. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики.- М.: Наука, 1965.
9. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: в поисках единой теории строения Вселенной.- М.: Наука, 1991.
10. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. – М.: Наука,1972.
11. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.:Наука, 1989.
12. Пригожин И. От существующего к возникающему.- М.: Мир, 1985.
13. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.
14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука, 1965.
15. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной.- М.: Наука, 1991.
16. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира техногенной цивилизации.- М.: Наука, 1994.
17. Силк Дж. Большой взрыв.- М.: Мир, 1982.
18. Современное естествознание Энциклопедия в 10 т. Под ред. В.Н. Сойфер.- М.: Магистр- Пресс, 2000.
19. Пригожин И., Стегерс И. Порядок из хаоса.-М.: Прогресс, 1980.
20. Хокинг С. От Большого Взрыва до чёрных дыр. Краткая история времени.- М.: Просвещение, 1990.
21. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Наука, 1990.
22. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики.- М.: Наука, 2002.
23. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология.- М.: Мир, 1990.
24. Школьные учебники по естествознанию, физике, химии, физической географии и биологии.
25. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
26. Жаринов В.М. Философские и социальные науки в таблицах и схемах. Фундаментальные системы.- М.: Приор - издат., 2005.