и выполнению контрольных заданий




УДК 50 (075)

Н12 Ю. М. Наследников, А. Я. Шполянский, А. П. Кудря,

А. Г. Стибаев. Концепции современного естествознания:

Электронный курс - Ростов н/Д: ДГТУ, 2008 - С. 350

ISBN 5-7890-0414-8

 

Цель электронного курса – оказать помощь студентам в изучении дисциплины «Концепции современного естествознания».

 

В электронный курс включены методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной подготовке и оформлению контрольных заданий, тематический план и структура дисциплины, опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса, примерные планы лабораторного практикума и семинарских занятий.

Предназначено для студентов очной, заочной и ускоренной форм обучения экономико-управленческих и гуманитарных специальностей.

 

 

Научный редактор - канд. физ.-мат. наук, доц. Ю.М. Наследников

Рецензент - д-р физ.-мат. наук, проф. И.Я. Никифоров

 

 

 

ISBN 5-7890-0414-8 © Издательский центр ДГТУ, 2008

Всему, что необходимо знать,

научить невозможно

Учитель может сделать только

одно – указать дорогу.

Р. Олдингтон

 

Введение

Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.

А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.

Оба суждения великих сходятся в едином: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.

Р.Фейнман в своем популярном сборнике лекций «Характер физических законов» задает нетривиальный вопрос: «Почему природа позволяет нам по наблюдениям за одной ее частью догадываться о том, что происходит повсюду?» И отвечает с присущей ему прозорливостью: «Конечно, это не научный вопрос: я не знаю, как на него правильно ответить, и отвечу столь же ненаучно: мне кажется, что природа проста, а поэтому прекрасна».

Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.

Однако как следует из суждения Р. Фейнмана, возможен и другой путь познания – от кооперативного взаимодействия подчиненных связей к общей связи природы и бытия человека.

Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.

Так как основная цель пособия заключается в использовании дистанционного метода организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения и особенно заочной и ускоренной форм, то студенту предоставляется возможность самостоятельно внести в таблицы и схемы определения ключевых понятий, а также краткие персоналии выдающихся ученых, внесших наибольший вклад в становление и развитие общего естествознания.

Это позволит студентам подготовиться к тестовому контролю знаний на экзамене или зачете. Важную роль в оценке экзамена играет защита контрольной работы, а также устное собеседование. Очевидно, что студент помимо лекций и учебного пособия должен проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной литературы, приведенной в электронном курсе. В электронный курс также включены: опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса, примерные планы лабораторного (виртуального) практикума и семинарских занятий. В конце пособия приведены ответы к тестам.

Мы желаем студентам успешного изучения курса «Концепции современного естествознания» и будем всячески этому способствовать на основе педагогики сотрудничества didacticos – «поучающего» и didasco – «изучающего».

 

Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой.

Владимир Вернадский.

 

Общие методические указания по изучению дисциплины

«Концепции современного естествознания»

и выполнению контрольных заданий

 

Прежде чем приступить к изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий, необходимо прочитать общие указания.

1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат в зависимости от обычной или ускоренной форм обучения две или одну контрольные работы.

2. Своё контрольное задание студент определяет по таблицам вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.

3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.

4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Объём работы не должен превышать 12 листов тетради.

Суждения желательно подкрепить примерами с численными данными, графиками и рисунками. По возможности необходимо изложить собственную точку зрения.

5. Контрольные работы выполняются в школьной тетради, на обложке которой приводятся сведения по следующему образцу:

Донской государственный технический университет Деканат_______________________________ (факультет)
Студент__________ (специальность) Адрес ___________________
_________________ (группа) ____________________
_________________ (фамилия) Шифр ___________________
_________________ (имя)  
_________________ (отчество)  
Контрольная работа № _____________ за ___________ курс
______________________________________________________ (название дисциплины)   Дата отправления работы в университет _______________ 20 __ г Дата поступления работы в университет _______________ 20 __ г  

 

6. При подготовке контрольной работы рекомендуется проработать опорные конспекты лекций и структурно-содержательные тесты для повторения и задания опорных точек курса. Полезно ознакомиться с основной литературой по курсу, имеющейся в библиотеке ДГТУ.

7. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.

8. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования устанавливаются деканатами факультетов.

9. В течение семестра по датам, установленным деканатом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.

10. Для студентов традиционной заочной формы обучения предусмотрено двухсеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы в каждом семестре. Для студентов ускоренной формы обучения планируется односеместровое изучение дисциплины с выполнением одной контрольной работы.

11. Учебный материал разбивается на два семестра по следующему рабочему плану:

 

I. Семестр

1. Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.

2. Физические концепции познания мира.

II. Семестр

3. Химическая концепция мира.

4. Геологическая концепция Земли.

5. Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.

6. Человек и природа.

7. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека.

 

Тематический план и структура дисциплины «Концепции современного естествознания на основе дидактических единиц ГОС»

Таблица №1

Номер ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС Номер задания Тема лекции (задания)
  Структурная, методологическая и историческая панорама естественно-научного познания мира           Предмет курса «Концепции современного естествознания» Интеллектуальная сфера культуры и ее связь с общим естествознанием Научный метод История естествознания Панорама и феноменология современного естествознания Трансдисциплинарные стратегии и концепции современного естественнонаучного мышления
    Физические концепции познания мира                   Физика в контексте интеллектуальной культуры Корпускулярно-волновая концепция материи Структурные уровни организации материи в рамках современной физики Фундаментальные взаимодействия Единство пространства, времени и материи. Принцип относительности. Принцип симметрии. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности и соответствия Статистические и динамические закономерности в природе   Физика Вселенной
  Химическая концепция мира     Химия в контексте интеллектуальной культуры Структурные уровни организации материи в рамках современной химии Основные модели вещества и типологии молекул в химии Структурно-концептуальные разделы современной химии
  Геологическая концепция Земли   Геохронологическая история Земли Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы
  Эволюционная концепция биологического уровня организации материи                   Биология в контексте интеллектуальной культуры Структурные уровни биологической организации материи Генетика и эволюция Основные теории происхождения живого   Синтетическая теория эволюции биологических структур материи. Макро- и микроэволюция Человек как особый уровень организации живой материи
  Человек и природа   Концепция биосферы Концепция ноосферы Концепции экологии Феномен человека «как существа трехстороннего – биосоциокультурного»
  Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека         Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации

 

 

Литература

 

Основная

 

1. Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.- М.: Агар, 2000.- 447с.

2. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие-СПб.: Изд-во «Лань», 2004.- 224с.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов: изд. доп. и исправл.- М.: Изд-во «Академия», 2006. - 632с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2006. - 622с.

5. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие Под ред. С.И. Самыгина. Серия «Высший балл» - Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 352 с.

Дополнительная

 

1. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания: Учеб. пособие.- М.: Учпедгиз, 2000.

2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов.-М.: Высшая школа, 2000.

3. Рау В. Общее естествознание и его концепции. Электронный курс.- М.: Высшая школа, 2003.

4. Концепции современного естествознания: Учеб.-метод. пособие Под ред. Ю.М. Наследникова.- Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2003.

5. Наследников Ю.М., Егорова С.И. Элементы квантовой механики и квантовые свойства твёрдого тела: Учеб. пособие.- Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2001.

6. Справочник необходимых знаний. 2-е изд., доп.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.

7. Фейнман Р. Характер физических законов.- М.: Наука. 1987.

8. Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики.- М.: Наука, 1965.

9. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: в поисках единой теории строения Вселенной.- М.: Наука, 1991.

10. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики. – М.: Наука,1972.

11. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.:Наука, 1989.

12. Пригожин И. От существующего к возникающему.- М.: Мир, 1985.

13. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.

14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука, 1965.

15. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной.- М.: Наука, 1991.

16. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира техногенной цивилизации.- М.: Наука, 1994.

17. Силк Дж. Большой взрыв.- М.: Мир, 1982.

18. Современное естествознание Энциклопедия в 10 т. Под ред. В.Н. Сойфер.- М.: Магистр- Пресс, 2000.

19. Пригожин И., Стегерс И. Порядок из хаоса.-М.: Прогресс, 1980.

20. Хокинг С. От Большого Взрыва до чёрных дыр. Краткая история времени.- М.: Просвещение, 1990.

21. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Наука, 1990.

22. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики.- М.: Наука, 2002.

23. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология.- М.: Мир, 1990.

24. Школьные учебники по естествознанию, физике, химии, физической географии и биологии.

25. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

26. Жаринов В.М. Философские и социальные науки в таблицах и схемах. Фундаментальные системы.- М.: Приор - издат., 2005.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: