Анализ состояния управления персоналом в фирме «Манор»
Методы проведения исследования
В ходе подготовке к проведению исследования нами был выбран метод «анализ случаев» (case study), как наиболее удовлетворяющий поставленные нами цели.
Метод «анализ случаев» крайне редко применяется в исследованиях, проводящихся российскими учеными. Однако на Западе этот метод используют довольно часто для проведения определенного рода исследований. Основоположник использования метода case study R.Yin пишет, что в условиях, когда исследователь пытается описать природу изучаемых явлений и у него наблюдается явный недостаток предварительных данных, метод case study является наиболее предпочтительным. Yin описывает условия для использования данного метода:
1. Исследуемые вопросы должны быть вопросами - как и почему
2. Изучаемые феномены должны быть взяты из реального жизненного контекста и рассматриваться не в экспериментальных, а в полевых условиях.
3. Граница между феноменом и контекстом не должна быть очевидна.
Yin выделяет три основные цели, на которые может быть направлен метод case study:
- качественное описание наблюдаемых явлений;
- проверка теорий;
- создание новых теорий.
Одной из важных особенностей метода case study является то, что исследователь должен формулировать исследовательскую проблему и возможные значимые для исследования переменные, основываясь на предыдущем анализе существующих данных и литературе, однако он, по мнению основателей этого метода (Yin R., Mintzberg H., Eisenhardt K.), должен стараться избегать обдумывания и предположений о специфических особенностях и связях между явлениями, особенно в самом начале процесса исследования. Ученые, выступающие с критикой данного метода, однако также утверждают, что метод case study разумно использовать на первых этапах исследования для фундаментальной оценки сущности исследуемых феноменов и более глубокого их понимания.
В данном методе обычно используют такие способы сбора данных, как анализ архивов, интервью, опросники и наблюдение. Данные могут быть представлены и качественно и количественно.
В течение 9 месяцев нами проводилось исследование, включавшее в себя:
1. анализ архивов. Анализировались кадровые документы, документы так или иначе подтверждавшие работу сотрудника в организации, документы по истории фирмы.
2. наблюдение. Наблюдение осуществлялось в ходе работы в данной фирме. Велось за взаимоотношениями сотрудников в фирме, отношениями руководитель-подчиненный, увольнением и приемом сотрудников.
3. Интервью с консультантом по подбору персонала. Проводилось в форме неструктурированного интервью, направленного на выявление проблем в управлении фирмой и кадровой работе.
Кейс «Медицинская фирма «Манор»»
Общая характеристика деятельности
ЗАО «Манор» было организовано в феврале 1999 года путем реорганизации компании «Манор-холдинг», работавшей на рынке с 1996 года. Основная деятельность фирмы – торгово-закупочная. Профиль деятельности – средства безопасности для медицинского персонала и пациентов при амбулаторном и стационарном лечении: средства дезинфекции, одноразовые расходные материалы, оборудование для дезинфекции и стерилизации, лабораторное оборудование и системы забора крови. В ассортимент входили изделия медицинского назначения как отечественного, так и импортного производства. К особенностям данной товарной группы относится то, что они не облагаются налогом на добавленную стоимость, и то, что их рынок достаточно ограничен.
Характеристика руководителя фирмы
Генеральный директор – женщина, 26 лет, имеющая высшее торговое образование, свободно владеющая английским языком. Деловые и личностные качества: успешно ведет деловые переговоры, умеет найти подход, произвести хорошее впечатление. Ориентация в первую очередь на дело. С другой стороны человек настроения, рассматривает персонал с точки зрения рабочих качеств, несколько игнорируя личностные особенности, потребности. Также есть некоторая несобранность, трудности в планировании своего времени.
До перехода в «Манор-холдинг» работала в крупной медицинской оптовой фирме «Гантекс». Там она прошла путь от секретаря до коммерческого директора. Она вынуждена была уйти и перешла в «Манор-Холдинг». Затем организовала с партнером собственную фирму. Она сохранила имевшиеся связи, и когда фирма начала функционировать, с иностранными поставщиками были заключены прямые дистрибьютерские контракты.