Работаем в тех условиях, которые есть. Окончание




Насколько, на ваш взгляд, система школьного и дошкольного образования готова воспринимать влияние общественных институтов, в том числе – относящихся к негосударственной сфере безопасности?

– Для образовательной организации это естественный процесс. Объясню, почему я не выделяю это отдельным вопросом. Вся деятельность образовательной организации, она связана с некой такой, – может быть, не совсем общественной, – аккредитацией, но ежедневная деятельность связана с общественным мнением, которое формируется определенным образом.

Мой взгляд таков. Охранники, обеспечивающие безопасность московских образовательных организаций, проходят обучение в саморегулируемой организации Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» (а «Цефей» также является членом этой СРО), которая является общественной организацией. У вас в этой СРО есть имеющая лицензию школа – НОУ, это образовательная организация, на базе которой в соответствии с установленными стандартами и проходят обучение сотрудники, охраняющие образовательные организации. Следовательно, если охранник прошел обучение в этой школе, они его видели, они все про него понимают, то ответственность, естественно, делиться. В том числе, и общественная ответственность. Я считаю, что общественность негосударственной сферы безопасности все равно делит с частной охранной организацией общественную ответственность и отвечает за результат ее работы. Но готовы ли сами подрядчики разделить, а общественные организации – принять на себя эту ответственность?

Окончание следует.

Интервью подготовил Андрей НЕЧАЕВ

Работаем в тех условиях, которые есть. Окончание

– Общественность негосударственной сферы безопасности никогда не снимала с себя такую ответственность. На протяжении достаточно длительного периода сообщество НСБ внимательно наблюдает, как совершенствуется подготовка частных охранников. Есть обратная связь. Мы констатируем поступление большого количества положительных откликов от руководства образовательных организаций, от представителей общественности, сотрудничающих с Городским экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования города Москвы, – что уровень подготовки частных охранников и методологических основ работы частных охранных организаций, обеспечивающих безопасность московских образовательных организаций, за последние годы существенно вырос. И во многом – благодаря той методической и организационной деятельности, которую проводит СРО Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» совместно с Департаментом образования города Москвы и с Городским экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования города Москвы.

– В этом я с вами полностью соглашусь.

– Кроме того, миссия наших отраслевых СМИ состоит, в том числе, в том, чтобы та информация, которую мы получаем от наших читателей, от заинтересованных лиц, в число которых, безусловно входите вы, руководители учреждений и организаций, безопасность которых обеспечивается силами частной охраны, стала особым мотивирующим фактором для тех уполномоченных органов исполнительной власти, которые в той или иной степени причастны к организации формирования образовательной среды, а данном случае, по теме нашей статьи, - организации процесса обеспечения безопасности объектов школьной и дошкольной инфраструктуры.

– Согласна с вами. Это – очевидный и важный факт.

Но информация туда доходит не только через средства массовой информации; при Департаменте образования города Москвы существует достаточно много людей, которые занимаются вопросами безопасности, потому что это очень важное направление деятельности. Эти люди четко учитывают мнение директоров школ, более того, директорам разрешается высказывать мнение, обращаясь непосредственно к этим должностным лицам. И в их же интересах учитывать наше мнение. Поэтому я считаю, что здесь система достаточно отлажена. И если возникают какие-то вопросы, то, естественно, они решаются.

Также я очень надеюсь, что и на телевидении больше эфирного времени будет уделяться освещению вопросов безопасности, в том числе и детской безопасности. И хорошо бы, чтобы существовал какой-нибудь цикл передач, где дети сами рассказывали бы родителям и другим детям, раскрывая те или иные элементы безопасности, скажем, как вести себя в той или иной ситуации. Потому что ситуаций с безопасностью детей крайне много, не только внутри образовательной организации, но и вовне. Это было бы интересно.

Либо был бы какой-то детский журнал или система посещения школ весомых, авторитетных специалистов в области безопасности, которые приезжали бы в школы и рассказывали детям о реальных ситуациях, произошедших с детьми, о том, что бывает в результате легкомысленного отношения к вопросам безопасности.

– Какие факторы взаимодействия между возглавляемым вами образовательным учреждением и частной охранной организацией, обеспечивающей его охрану, вы могли бы отметить в качестве основных?

– Первое и самое важное – это осуществление комплексной услуги безопасности. Законность действий в отношении всех субъектов образовательной деятельности. Предупреждение нарушений, а не ликвидация их последствий.

Еще один существенный фактор – это экономическая целесообразность. Школы не могут переплачивать за услуги, и Департамент образования города Москвы на данный момент – тоже не может. Поэтому нам всем важно и выгодно, чтобы цена охранных услуг была обоснована и приемлема.

Вы можете возразить, что охрана охране – рознь. Что, допустим, у директора какой-то школы есть личная охрана. Но там совершенно другие требования, другие охранники, там, соответственно, – другие деньги, другая оплата. Но это все, разумеется, должно быть обосновано.

Очевидно, мы готовы платить определенные деньги за определенную квалификацию, но не более того.

Кроме того, не следует забывать, что к частной охранной организации предъявляются строго определенные требования, которые установлены законодательством. Большинство факторов взаимодействия между охранным предприятием и образовательной организацией определены этими требованиями. Чтобы все эти требования были внесены в контракт на оказание охранных услуг, мы, со своей стороны, внимательно следим при проведении в Департаменте образования города Москвы тендера, в котором мы участвуем уже на стадии формирования этого контракта. Проект контракта я вижу сразу. Если у меня есть замечания, я как директор имею право представить эти замечания в Департамент образования города Москвы. Это для нас принципиально важно, потому что не слишком хочется получить готовый продукт, который не соответствует нашим требованиям.

Сейчас, на данный момент, я, наверное, не смогу дословно воспроизвести положения нормативных документов, определяющих порядок и особенности подготовки контракта. Но совершенно точно, – он прорабатывается со специалистами по безопасности, с контрактной службой, он соответствует библиотеке контрактов. Когда подрядная охранная организация, которая выиграла тендер, уже приходит ко мне, я как директор озвучиваю им свои специфические тезисы-требования. У меня есть понимание, что мои специалисты этот вопрос досконально проработали, прочитали этот контракт двадцать пять раз, потому что они отвечают за это направление деятельности и понимают свою ответственность.

У нас контракт долгосрочный, поэтому на ближайшие два года я от этой проблемы освобождена. И если не возникнет никаких прецедентов и причин для расторжения этого контракта, я со спокойной душой откладываю это в долгосрочную память, потому что есть достаточное количество насущных проблем в перспективе одного года.

– В чем, в отличие от других образовательных организаций, заключается особенность обеспечения безопасности именно вашего учреждения?

– Особенность обеспечения безопасности именно нашей образовательной организации заключается в тесном взаимодействии с местными жителями.

Более того, у нас сформировался очень мощный костяк местных жителей, которые представляют собой некую дружину по взаимовыручке, этакие народные контролеры. Вот вы попробуйте, спилите хоть одну ветку у нас на территории, и увидите этот замечательный эффект: они тут же сбегутся и будут выяснять, есть ли у вас документы, когда эти документы получены, и вообще, – кто распорядился спилить эту сухую ветку, можно ли ее пилить, ну и так далее.

Поэтому, если что-то неблагонадежное происходит на территории школы, последнее время мы чаще всего обходимся без привлечения полиции и всех остальных правоохранительных органов, потому что охранник обращается к местным жителям. Здесь же гуляют и мамы с колясками, и папы, – и все помогают.

Что касается того, что происходит за территорией школы. Туда наши охранники не выходят. Если в результате визуального обзора охранник понимает, что происходит что-то серьезное, он вызывает полицию. И больше никак. Потому что он не имеет права оставить образовательную организацию, особенно, если там находятся дети. Это фактически сродни уголовному преступлению.

Особо стоит отметить, что среди жителей нашего района есть социальный слой, очень неблагонадежный, и здесь охраннику требуются навыки психолога, конфликтолога, соответственно, эмоционального интеллекта, - иногда приходится убеждать людей, что этого не нужно делать.

Думается мне, что это – все. По периметру каждого домика у нас достаточное количество камер, это охраннику очень сильно помогает; у нас в районе достаточно быстро реагирует полиция, и если что-то случается, ему это тоже помогает. У охранника всегда на связи специалист по безопасности и заместитель директора. Единственная специфика, о которой я говорю, – это соблюдение корпоративной этики, принятой в нашей образовательной организации, уважительное отношение и умение взаимодействовать с жителями района. Это очень важно.

– В чем, с вашей точки зрения, заключается профессионализм сотрудника частной охранной организации, которому доверено охранять образовательное учреждение?

– Профессионализм охранника заключается в соответствии требованиям его профессии, в умении быстро и правильно реагировать в сложной ситуации, в очень явно выраженных коммуникативных функциях, соответствующих культуросообразной среде района; опять же повторяю, – очень важно нахождение общего языка с местными.

Профессионализм также заключается в хорошей физической форме. Причем внешне, я вам скажу, это может быть абсолютно разная форма, но вы попробуйте нашего охранника догоните или убегите от него. Принципиальной разницы здесь нет, потому что здесь важно, насколько быстро может отреагировать человек. Ну или попробуйте, проведите эксперимент с крупным человеком двухметрового роста, это одно и то же. То есть внешне – это так, и соответствие всем нормативным документам – это тоже так. Это очевидный факт.

– Приведите, пожалуйста, несколько примеров заслуживающих положительных отзывов действий частных охранников по пресечению правонарушений или ликвидации нестандартной ситуации на территории вашего учебного заведения.

– За последнее полгода у нас таковых не случалось. Но систематически у нас пытаются открывать окна на первом этаже, это понятно, потому что пластиковое окно – оно отодвигается. Если вы посмотрите на мое, – там стоит дополнительная сигнализация. Если что, – она «кричит» на всю школу, чтобы охраннику было легче отреагировать.

Такой случай был, – пытались несколько раз вскрыть мой кабинет; соответственно, это было предотвращено.

Правонарушения, знаете ли, не зависят от времени суток. Был случай, когда пожилая женщина, возвращаясь, видимо, с работы – это было около восьми часов вечера, - шла по территории школы. Охранник увидел в камеру, что происходит какая-то непонятная возня с ее сумкой, и соответственно, правонарушение было предотвращено, потому что нарушителем оказался выпускник одной из соседних школ, охранник очень быстро узнал его в лицо.

Территория школы открыта для доступа граждан с трех часов дня до девяти часов вечера. От этого никуда не деться. И в эти часы охранники абсолютно пристально следят за состоянием безопасности.

У нас с восьми утра открыты ворота, потому что до трех часов дня наша территория активно используется непосредственно школой. Но все местные жители прекрасно понимают, что если дети на стадионе занимаются физической культурой, то туда в это время идти не надо.

В вечернее время любой житель района может свободно зайти и пользоваться территорией школы для прогулок. Более того, если вы посмотрите, у нас вот здесь стоят специальные лавочки, за зданием школы строится парник – будет выстроена экосистема с грядками; это все делается совместно с жителями района, с родителями. Поэтому редкие случаи порчи – да, происходят, но они очень редкие. Потому что мы налаживаем связь с населением района и, – еще раз говорю, – то, что сделано своими руками, никогда портить не будешь.

– Как вы считаете, удовлетворены ли родители учащихся состоянием уровня безопасности в вашей школе?

– Ежегодно в конце учебного года мы проводим опрос. Его результаты размещаются на сайте школы. Первый опрос с педагогическими сотрудниками у нас уже прошел. Вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, с безопасностью, и вообще всеми ресурсами мы проводим в конце августа. Объясняю, почему. За лето у местных жителей могут накапливаться какие-либо вопросы, потому что они активнее пользуются территорией школы; могут возникать разные ситуации, потому что дети в этот период здесь отсутствуют. Может быть, охранник иногда расслабился, хотя такого чаще всего не происходит. Поэтому, когда мы в январе-феврале этого года провели опрос, родители были достаточно удовлетворены. Что будет в августе, посмотрим.

Этот опрос представляет собой интерактивную форму, на сайте можно посмотреть, какие вопросы мы формулируем. И мы видим результаты. Они абсолютно анонимные. Каждый житель может тыкнуть на сайте кнопочку, ответить на все вопросы и сказать, что он всем не удовлетворен, указать причину, – и мы будем ее исправлять.

Так что, пока удовлетворены. По крайней мере, устных жалоб на охранников не поступало.

Ну и естественно, как я уже говорила, мы стараемся сохранять более или менее постоянный контингент охранников. Ведь у родителей с течением времени формируется некая степень доверия к лицу, которое они видят. Это очень важно.

Кстати, «Цефей» - это одна из охранных организаций, которая прислушалась к моему мнению, и старается держать очень стабильный контингент сотрудников.

– Считаете ли вы необходимым ужесточение пропускного режима в подведомственной Вам образовательной организации?

– Есть регламентированный проход в школу. Считаю ли я необходимым его ужесточение? Иногда – да.

В те моменты, когда проходят массовые мероприятия, мы ужесточаем проход, – люди проходят только по спискам. У нас пропуск в учреждение – только по согласованию с должностными лицами. Объясняю, почему. Осенью и весной у лиц, склонных к шизофреническим заболеваниям, случаются обострения. Поскольку бюджетная организация – единственное место, где их слушают, они стремятся сюда всеми фибрами души.

Поэтому, если визит кого-либо согласован с должностным лицом, записана фамилия, имя, отчество человека, желающего попасть в помещение школы, его быстрей пропустят по паспорту. Если нет, – будут выяснять до конца, можно пропустить или нет. Потому что мы все понимаем, что внутри организации находятся дети.

Ну и отдельная, не так давно сформировавшаяся категория, - это мужья сотрудников. Если сотрудница чем-нибудь недовольна, она начинает привлекать своего мужа. Чтобы он пришел и отстоял ее интересы. Такой муж приходит и начинает выяснять со мной отношения, несмотря на то, что по трудовому кодексу у меня отношения – с его женой. Вот это – еще одна категория посетителей, которая проходит только по предварительной записи.

Что касается ужесточения пропускного режима, то я считаю, что нужно действовать по ситуации. Я думаю, что каждый директор четко понимает свою ответственность. Считаю, что в общем законодательном смысле – все в достаточной степени хорошо. Потому что все-таки мы не режимный объект, где сдают мобильные телефоны.

Поэтому, чтобы было комфортно педагогам и родителям, и тем более – ученикам, то в сфере законодательной все – в достаточной степени приемлемо. А по ситуации каждый директор понимает, когда стоит это сделать, а когда – нет. Тогда издается приказ, который передается на охрану. Все то же самое – с любыми подрядчиками. Охранник в курсе, кто может проходить, кто – нет, и четко исполняет свои должностные обязанности.

– Какие, на ваш взгляд, элементы системы обеспечения безопасности возглавляемой вами образовательной организации можно было бы усовершенствовать?

– Пожелания – что можно было бы усовершенствовать? Думается мне, что каждый директор хотел бы иметь десять охранников на каждое здание. Это вообще прекрасная ситуация. Или четыре поста, или пять постов по всему периметру, в домиках. Но здесь мы понимаем экономическую целесообразность, и этого, естественно, не требуем. Работаем в тех условиях, которые у нас есть.

По поводу технической оснащенности. У нас все камеры, все серверы работают так, как надо. Когда появляется проблема, я ее решаю.

– Вера Андреевна, большое спасибо за интервью, за ваши обстоятельность, откровенность и доброжелательность!

...





Читайте также:
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.