СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ




Описание семинара

Заявка на участие

Срок окончания подачи заявок – до 14 марта 2017 г.

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Вторая мировая война по своему масштабу и напряженности, по числу участвовавших в ней людей, по количеству и качеству боевой техники, по огромным человеческим жертвам и материальным разрушениям превзошла все войны прошлого. История Второй мировой войны полна примеров человеческой храбрости и самоотверженности, сострадания и патриотизма, стойкости и мужества, наравне с бездействием и фанатизмом перед лицом геноцида, рабского труда, голода и болезней.

Победа над нацистской Германией и ее союзниками была одержана за счет совместных действий и усилий государств антигитлеровской коалиции, которые объединились в своей антифашисткой, освободительной борьбе против захватчиков. Советская армия внесла неоценимый вклад в эту борьбу. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс, которые состоялись после войны, создали важный прецедент международного правосудия, который предшествовал созданию международного права в области защиты прав человека и пересмотра норм гуманитарного права.

Главной целью Совета Европы, основанного в мае 1949 года, является «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу». Создавая Совет Европы, страны-основатели исходили из убеждения, что «укрепление мира, основанного на справедливости и международном сотрудничестве, является жизненно важным для сохранения человеческого общества и цивилизации»[1]. Сегодня 47 государств-членов Совета Европы разделяют общую приверженность демократии, верховенству права и гарантирование прав человека и основных свобод всем лицам, находящимся под их юрисдикцией.

Историческая память может быть рассмотрена как обязательства, взятые на себя обществом в его стремлении не забывать о прошлых зверствах. Оно выражает готовность взглянуть в лицо прошлому и принять на себя ответственность за него, чтобы научиться жить в настоящем и вести себя по-другому в будущем. Память касается и общества, и каждого человека в отдельности. Образование по вопросам сохранения исторической памяти и инициативы с участием молодежи, для молодежи и организованные молодежью, играют важную роль в сохранении памяти о трагических событиях прошлого, а также для понимания молодежью культуры прав человека, защита которых является залогом того, что ужасы Второй мировой войны и преступления против человечества не повторятся.

Совет Европы и Российская Федерация, как член Совета Европы, осознают важность преподавания истории и сохранения памяти о Второй мировой войне. Рекомендация Комитета министров Совета Европы Rec (2001)15 отмечает, что «идеологические фальсификации и манипуляции историей несовместимы с основополагающими принципами Совета Европы», и что преподавание истории «может быть важным фактором в примирении, признании, понимании и во взаимном доверии между народами», и одной из главнейших задач является «развитие у молодежи интеллектуальной способности анализировать и интерпретировать информацию критически и ответственно, через диалог, через поиск исторических свидетельств и через открытые дебаты на основе мультиперспективного подхода, особенно в спорных и деликатных вопросах»[2]. Этот же документ также рекомендует в отношении преподавания и исторической памяти, что «наряду с признанием положительных достижений ХХ века, таких как, мирное использование науки для улучшения условий жизни и расширения демократии и прав человека, необходимо подчеркнуть, что должно быть сделано все возможное в сфере образования, для того чтобы предотвратить повторение или отрицание разрушительных событий, случившихся в этом веке, а именно Холокоста, геноцида и других преступлений против человечества, этнических чисток и массовых нарушений прав человека и фундаментальных ценностей, на которые Совет Европы, в частности, обращает особое внимание».

Историческая память имеет прямое отношение к молодежи, в особенности за пределами школьных классов, когда неформальное и внеформальное образование играют важную роль в укреплении исторической памяти. Будь то нарушителями или жертвами нарушений прав человека, молодые люди становятся первичной целевой группой при проведении памятных мероприятий и проектов, поскольку именно с их помощью необходимо и можно строить диалог и развивать взаимопонимание. Большинство молодежных организаций были созданы и создаются для преодоления ненависти и предрассудков; международная солидарность и межкультурный диалог должны заменить националистические и ксенофобные взгляды на мир.

Молодежный департамент Совета Европы работает по вопросам сохранения памяти в рамках образования в области прав человека для молодежи, интегрировав эту новую тему в пособие «Компас» и недавно изданное пособие «Право помнить» по работе с цыганами. В рамках кампании «Движение против ненависти» (No Hate Speech Movement) особое внимание было уделено работе с молодежью для противодействия таким проявлениям вражды, как отрицание Холокоста или его оправдание, а также для проведения Международных дней прав человека онлайн и оффлайн. Вопросы сохранения исторической памяти должны быть рассмотрены сквозь призму прав человека и гражданственности и раскрыты при помощи инструментов и подходов образования в области прав человека и гражданского образования.

Органы государственной власти Российской Федерации и российские некоммерческие организации ведут систематическую работу с молодежью по сохранению исторической памяти на протяжении многих лет, реализуя в том числе такие проекты, как: «Вахта памяти», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «День неизвестного солдата», «Дерево победы», «Наша общая Победа», «Дороги Победы» и многие другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: