Приступая к исследованию социально-трудовых отношений, необходимо учитывать, что они носят конкретно-исторический характер. Поэтому их содержание определяется характером экономической системы, продвижением ее к рынку. Переходной экономике присущи неразвитый рынок труда, а также неопределенность в теоретических подходах к его пониманию. Экономисты не имеют единой точки зрения даже относительно возможности существования рынка рабочей силы в таких посттоталитарных странах, как Россия и Украина.
Некоторые исследователи отстаивают укоренившуюся в политической экономии социализма точку зрения: рынка рабочей силы нет и не может быть. Эта невозможность обусловлена прежде всего тем, что в условиях общенародной собственности работник якобы неотделим от средств производства и является их хозяином. Кроме того, рынок труда, представляющий собой механизм эксплуатации трудящихся, не может существовать в условиях социализма, потому что не вписывается в идеологию построения самого справедливого общества в мире.
Менее идеологизирована и более, на наш взгляд, реальна другая точка зрения, согласно которой рынок рабочей силы уже существует. Однако он деформирован и функционирует в усеченном виде. Конструктивным элементом в этой точке зрения представляется перспектива, следующая из признания рынка труда (хотя и неполноценного) реально существующим. Исследование проблем создания и развития рынка труда в этом смысле перемещается в практическую плоскость: изучение реально существующего (урезанного) рынка труда и поиск путей придания ему большей эффективности.
Существует также точка зрения, как бы промежуточная между двумя рассмотренными. Ее сторонники исходят из необходимости "допущения" многообразия форм собственности, а следовательно, и гибкого сочетания в хозяйственном механизме двух "взаимодополняющих" форм организации экономической связи: прямой (через план и систему государственных заказов) и косвенной (опосредованной рынком, спросом и предложением, товарно-денежными отношениями), которые корректирующе воздействуют на плановые пропорции производства и распределения рабочей силы.
Как видим, подобная точка зрения мало чем отличается от первой. Скорее всего, она направлена на сохранение и поддержку позиции этой группы исследователей под видом ее реформирования.
Думается, соотношение двух элементов механизма воспроизводства рабочей силы должно быть обратно пропорциональным — основным должен быть рыночный механизм, который поддерживается механизмом государственного регулирования. Хотя, конечно, нельзя не учитывать продвижение общества к рыночным реформам, в процессе которого это соотношение будет изменяться.
Переход к рынку труда обычно связывается с тем, насколько созданы для этого соответствующие условия. Речь идет прежде всего о признании права свободной продажи каждым человеком личной рабочей силы на началах трудового найма по собственному выбору и желанию.
Кроме того, важно, чтобы на рынке рабочей силы обеспечивалась возможность продавать этот товар по рыночной цене, которая складывается в процессе согласования отношений между работником и нанимателем при соблюдении минимального уровня оплаты труда, предусмотренного законом, и отсутствии ограничений по верхнему уровню.
Основой трудовых отношений в условиях рынка рабочей силы является свободный, добровольно заключенный контракт между работником и его нанимателем на условиях взаимного соглашения и в соответствии с действующим законодательством о труде.
Еще одно важное свидетельство формирования рынка труда — его институциональное оформление: создан фонд содействия занятости, функционируют центры занятости, формируется законодательная база. Другими словами, складывается инфраструктура рынка труда, которая представляет собой совокупность учреждений и институтов содействия занятости, включая государственные и негосударственные структуры (постоянного и временного характера), общественные организации и кадровые службы предприятий в единстве с нормативно-правовой сферой их деятельности.
Особенность рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы состоит в том, что он объективно связан с необходимостью резервирования части рабочей силы. Без этого невозможны конкуренция, распределение капитала и развитие рыночной экономики как таковой.
Резервирование рабочей силы — важный элемент механизма саморегулирования рынка труда. Он предполагает многообразие форм его аккумуляции в зависимости от причин, порождающих необходимость резервирования рабочей силы.
Соотношения резервной и функционирующей рабочей силы, продолжительность труда и бездействия отдельных работников, масштабы резервов, накапливаемых в сферах формирования, использования и обращения рабочей силы, очень подвижны, зависят от множества факторов и нуждаются в учете и регулировании со стороны государства.
Без такого регулирования становление рынка происходит дефор-мированно, резервирование рабочей силы принимает нерациональные, уродливые формы и сопровождается негативными последствиями для жизненного положения работников, для конкурентоспособности предприятий и эффективности общественного производства в целом.
Переход от централизованного распределения и перераспределения работников в народном хозяйстве к рынку труда и механизму его саморегулирования предполагает создание адекватной его природе инфраструктуры, которая должна устранять диспропорции между спросом и предложением на локальных рынках труда и согласовывать интересы его субъектов.
Степень сформированности совокупности этих и других условий и характеристик рынка труда проявляется в социально-трудовых отношениях. В современной отечественной социологической литературе существуют различные взгляды на сущность этих условий. Одни авторы [17, 66-69] ограничиваются констатацией истоков возникновения социально-трудовых отношений между людьми на основе кооперации и дифференциации трудовых задач и функций, т. е. разделения труда. При этом линией "водораздела" этих отношений в планово-командной и рыночной экономике определяются отношения занятости и безработицы.
Взаимодействие рынка труда и социально-трудовых отношений можно представить схематически.
На наш взгляд, отдельные авторы неоправданно расширяют диапазон аспектов и характеристик социально-трудовых отношений, полагая, что последние характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Заслуживает внимания точка зрения Э. Гиденса, который рассматривает социально-трудовые отношения как важный компонент социальной жизни общества, выделяя их влияние на социальное самочувствие людей. Речь идет о социально-экономическом статусе и перспективах его сохранения, возможности реализации социально-трудовой активности, разнообразии социальной жизни, возможности социальных контактов в сфере труда, организованности социальной жизни и, в конечном счете, об обеспечении стабильной социальной идентичности. Эти характеристики социально-трудовых отношений являются ценностями, которые становятся наиболее значимыми в случае утраты работы.
Исследуя сущность социально-трудовых отношений, Б. Генкин анализирует их по трем направлениям: субъекты, предметы, типы [1, 315-318].
Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются наемный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, государство.
Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.
Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем можно считать руководителя государственного предприятия, который, в свою очередь, является наемным работником относительно государства.
Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются обеспечение занятости, условия и оплата труда.
Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра в трудовых спорах.
Взаимосвязи субъектов социально-трудовых отношений возникают на различных уровнях: работник — работник; работник — работодатель; профсоюз — работодатель; работодатель — государство; работник — государство и др.
Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:
· от рождения до окончания обучения;
· трудовая и/или семейная деятельность;
· послетрудовая деятельность.
На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда, на третьей — проблема пенсионного обеспечения.
В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятости; организации и оплаты труда.
Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.
Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам различают следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминацию и конфликт.
Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия под видом "отеческой заботы".
Партнерство основано на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, профсоюзы, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. Этот тип социально-трудовых отношений наиболее характерен для Германии.
Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта, особенно если она рационально организована.
Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей.
Субсидиарность — стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и за собственные действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму.
Дискриминация — основанное на произволе незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках
труда.
Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается прежде всего системой законодательства.
Конфликт — крайнее выражение противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).
В зависимости от характера влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:
· конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
· деструктивными, препятствующими успешной деятельности предприятия и общества.
Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимопомощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов.
Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия.
Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.
Эффективная система управления персоналом должна учитывать различие характеристик и интересов сотрудников.
К наиболее важным в социальном аспекте относятся взаимоотношения руководителей и подчиненных. Так, в СССР экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, базировалась на страхе подчиненных перед начальством.
Как показывает практика, отношения партнерства эффективнее, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное положение сотрудников может значительно различаться, но на работе все они должны чувствовать себя партнерами.
Итак, особенности социально-трудовых отношений в переходной период обусловлены прежде всего незрелостью рыночных отношений в экономике, недоразвитостью рынка труда. Эти особенности проявляются в виде:
· внешнего уровня социального неравенства вследствие дифференциации заработной платы на государственных, частных и совместных с иностранными фирмами предприятий;
· нарушения принципов социальной справедливости, увеличения численности "социально обиженных" и социально обездоленных людей;
· социальной незащищенности работников из-за неэффективной государственной системы социальной защиты и несформиро-ванности системы социального страхования;
· недостаточной подготовленности участников социально-трудовых отношений к рыночным социальным ролям и статусным позициям;
· социальной неадаптированности значительной части трудящегося населения к изменениям в сфере труда;
· конкуренции в сфере трудовых отношений и недостаточной готовности к участию в конкурентной борьбе на рынке труда;
· бедственного материально-технического и экономического положения значительной части производственных предприятий, давления "армии безработных" и угрозы оказаться без работы как проявления искажений социально-трудовых отношений;
· высокой социальной напряженности в сфере труда, перманентного социального конфликта между работниками и работодателями (особенно в лице государства).
Понятно, что степень проявления перечисленных особенностей социально-трудовых отношений обусловливается прежде всего успешностью рыночных реформ, развитостью рынка труда в той или иной стране в переходный период.