Значение личности в истории




Чем люди живы?

Проблема выбора жизненной цели:

Для чего живет человек? В чем смысл жизни? Как не допустить ошибки при выборе жизненного пути?

Н.Островский, классик советской литературы, в своем романе « Как закалялась сталь» написал: « Жизнь дается человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Классики русской литературы не раз поднимали вопрос о смысле жизни. Примером может служить роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский в начале своего жизненного пути считал, что главное-это воинские заслуги. Он мечтал о почестях и славе, хотел прослыть героем в глазах других людей, но после сражения под Аустерлицем, когда раненый герой лежал и смотрел на высокое чистое небо, он понял, что истинный смысл жизни заключается в любви к своей семье, в дружбе, в чистых и благородных помыслах.

Истиное возрождение героя проиозйлет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, уведенные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к стремлению жить для людей.

Судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь открытий. Очень важно, что на этом пути он сохранил человеческое достоинство, понял, что надо жить, творя любовь и добро.

И Пьер Безухов проходит через многие испытания. Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен, он оказался безоружным против коварства Курагиных, заманивших его в свои сети, но нравственно оказался намного выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя.

Переломным событием можно считать и дуэль с Долоховым. Приняв чужие правила игры он понимает, что нельзя лгать самому себе, это приводит к стремлению повернуть судьбу в иное русло.

Не сразу не вдруг пришло разочарование в масонстве: Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем. И только Отечественная война 1812 года стала судьбоносной для него. Сближаяся с простыми солдатами, он поражается их стойкости, бесстрашию, доброте. Они были нравственно выше и чище Пьера, и он начинает задумываться, как стать похожими на них. Потом была поруганная Москва, романтическая идея убийства Наполеона, спасение девочки и плен, и именно там в плену, когда он стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных, он понимает, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь во всех ее проявлениях. Он научился любить и понимать людей, и они потянулись к нему.

Он узнал, что смысл жизни в том, чтобы жить не для себя, а со всеми и для всех.

Проблема чести, долга, благородства:

Данная проблема всегда волновала русских писателей. «Береги платье снову, а честь смолоду» - так гласит русская пословица. Эти слова служат эпиграфом к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринёв прошёл через все испытания честью, в трудных ситуациях поступал по совести, поэтому смог сохранить собственное достоинство и остался верен завету отца.

Примером доблести и чести является и подвиг лейтенанта Шмидта. Командуя восставшим флотом, понимая обреченность восстания, он проявляет такие чувства, как благородство и верность долгу. Этот человек не смог бы сам себя уважать, если бы бросил моряков «Очакова». Честь для него была превыше всего, поэтому его жизнь и гибель с точки зрения человеческого достоинства, стали идеалом. Ну а самое главное - он сохранил своё Имя.

Вот так и мы должны учиться везде и всюду следовать законам чести, быть в ладу со своей совестью, чтобы оставить своим детям то, что в жизни важнее всего-«честь и имя».

Проблема нравственной ответственности артиста перед обществом:

Артист, выходя на сцену должен отвечать за то, что он несет зрителям. Его творчество должно направлять людей на путь созидания, развития прекрасного.

Группа «Голубые береты» поёт о подвигах советских солдат, о России. Их песни берут за душу, они проверены годами. Своим творчеством они побуждают молодых людей любить и защищать свою страну, помнить свою историю.

А вот группа «Лорди», поющая в устрашающих костюмах и масках, пропагандирует жестокость и насилие. Однако она заняла первое место на конкурсе Евровидение в 2006 году. Что осталось в душах тех, кто слушал их песни? Кого они сделали счастливее, чище и лучше душой?

Искусство должно звать к свету, а не разрушать незыблемые ценности.

Проблема отцов и детей:

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Катерина Петровна доживала свой век и третий год ждала в гости дочку Настю. Мать присылала ей письма, говорила, что сильно больна и жить ей осталось недолго, но дочь работала в городе, организовывала выставки, помогая начинающим художникам. Ей и в голову не приходило, как грустно и одиноко матери. Настя думала, что двести рублей и две стандартные фразы на бланке и есть забота о родном человеке. Но, получив последнюю телеграмму с вестью о болезни матери, дочка решила навестить старушку, однако было уже поздно… Катерина Петровна умерла …

И в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» затрагивается эта проблема. Дуня, дочка станционного смотрителя, покидает родной дом без согласия отца. В Петербурге она живет праздной жизнью и не вспоминает о человеке, который её воспитал. Девушка приезжает на родную станцию, когда отца уже нет в живых.

О близких и пожилых людях нужно заботиться, пока они живы. Им нужно немного - внимание и забота.

2В одной из притч Иисуса Христа «Притча о Блудном сыне» мы видим эту проблему. Младший сын ушёл от отца и распутно проводил время на деньги от продажи имения. Но в стране настал голод, и сыну пришлось прийти на порог к отцу с покаянием. Батюшка сразу же простил сына. На примере данной притчи мы убеждаемся в том, что родители всегда рады нас видеть, несмотря на все ошибки и неудачи.

 

Проблема памяти о Родине

Любовь к Родине - одна из особенностей русского человека, русского характера. Чувство патриотизма должно воспитываться с самого раннего детства, ведь невозможно, на мой взгляд, жить в России и не любить ее.

Родина.…Для каждого человека это слово священно. А задумываемся ли мы над вопросом, что такое Родина? Широта просторов? Природные богатства? Славные народные подвиги? А может быть, родина-это берёзка за окном, васильковые луга за околицей или соловьиные трели в роще? У каждого своё понимание родины. Родина-это то, что дорого твоему сердцу, что не променяешь ни на какие заокеанские красоты.

Проблему памяти о Родине, родных местах поднимал в своём творчестве «последний русский классик И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». Это произведение относится к лирической прозе, в нем нет как такового сюжета. «Антоновские яблоки» - череда воспоминаний Бунина о былых годах. Он вспоминает погожую осень, охоту, усадьбу, первый сне г. И почему-то отчетливо запомнился ему запах яблок, который так будоражит душу, что автор испытывает чувство глубокой ностальгии по тем добрым временам, когда он был ребёнком.

Эмигранты И.А Бунин и А.И Солженицын продолжали писать о России.

 

 

Проблема милосердия и сострадания

Можно ли научиться состраданию, развить в себе способность к сочувствию? Конечно, можно. Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, видеть мир глазами тех, кто нуждается в помощи.

Русские писатели всегда стремились разбудить наши души своими произведениями. В.Г.Короленко в повести «Дети подземелья» задает вопрос обществу: способны ли мы к состраданию, милосердию, отзывчивости. Знакомство с Валеком и Марусей научили Васю по-иному смотреть на жизнь. Он действенно помогал обездоленным детям. Увидев чужое горе, стал лучше и чище сам, примирился с отцом.

В пьесе А.М.Горького « На дне» поднимается вечный философский вопрос: что лучше, истина или сострадание? Что нужнее человеку? Ответа на этот вопрос в произведении нет. И хотя спасительная ложь Луки мало что изменила к лучшему, но старец посеял надежду в душе каждого героя, старался как мог облегчить участь ночлежников. Для всех он нашел доброе слово, к каждому проявил сострадание. Я считаю, что сила слова и веры всегда нужна человеку в трудных обстоятельствах.

Значение личности в истории

Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

2«Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что крепостное право безнравственно.

Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Назначения искусства

Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Для бойцов ободряющее слово порой было важнее пищи.

2. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля» Фонвизина. Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

Настоящее искусство должно будить в человеке высокие стремления, благородные чувства, задевать самые сокровенные струны души.

Стремление искусства к добру можно увидеть на иконах.

Лучшие герои классической литературы добрые и нравственно чистые: князь Мышкин, Наташа Ростова, княжна Марья, Соня Мармеладова, Андрей Болконский.

А.С.Пушкин чувства добрые лирой пробуждал, а А.П.Чехов призывал: «Делайте добро!»

Проблема свободы творчества

Государство, политика, предрассудки, деньги стремятся вклиниться в частную жизнь. Мечта каждого настоящего писателя, поэта, художника-остаться в любых условиях независимым и свободным.

Общество не ценит своих Мастеров при жизни, всячески стараясь умалить их свободу. Но живут бессмертные произведения Булгакова, Ахматовой, Пастернака, Солженицына, напоминая , какими мы должны быть: честными, свободными, независимыми, творцами собственной жизни.

Проблема любви и дружбы

Трепетное чувство дружбы, родившееся в семье, в школе, человек проносит через всю жизнь.

Ярким примером тому является жизнь А.С.Пушкина. Поэт никогда не был в одиночестве, друзья окружали его в лицейский период, не оставляли и во времена ссылок. Вот почему эта тема занимает столь важное место в творчестве поэта .Он обладал этим удивительным и бесценным даром-умением дружить. Пущин, Дельвиг, Кюхельбеккер - имена, ставшие для поэта родными. И хотя судьба разбросала лицейских друзей, они всю жизнь были преданны и верны друг другу.

Истинная любовь является основой всего земного. Это глубокое чувство не должно быть основано на зависти и корысти. Любить может только вполне созревшая душа. Любовь бескорыстна, она ничего не требует взамен.

Такой была любовь. Грея и Ассоли из повести А. Грина «Алые паруса», Ромео и Джульетты из одноименной трагедии В.Шекспира. Герои жили ощущением счастья, верили в него, творили собственными руками, преодолевали вместе все преграды, поэтому мечта воплотилась в реальность.

2.Н.А.Некрасов - «Русские женщины»- княгиня Трубецкая и Волконская.

Проблема подвига в обыденной жизни.

Подвигу есть место и в обыденной современной жизни.

Таким человеком, способным на подвиг, оказался Шаварш Карапетян, который спас людей из тонущего троллейбуса. О нем я прочитала в статье В.Бочарова « Что человек может». Будучи известным прославленным спортсменом, неоднократным призером чемпионата Европы и Мира, он немедленно кинулся в ледяную воду. В тот момент он не думал о себе и не мог даже предположить, что в результате окажется в больнице и не сможет больше заниматься плаванием. Тогда им руководило одно желание: помочь погибающим. Не 130 завоеванных медалей, а 20 спасенных жизней - самая главная награда героя. Дальше были мучительные годы болезни. Но он смог победить свой недуг и вернуться в большой спорт благодаря длительному лечению, изнурительным тренировкам, гигантской силе воле.

Разве можно данный героический поступок сравнивать с выходкой московских подростков, которые решили спрыгнуть с моста, чтобы обратить на себя внимание девушек, самоутвердиться. Подумали ли они о своих близких? Кому нужен был такой «героизм»?

Проблема нравственности, духовности

Проблемы нравственности, духовности были самыми важными в литературе 19 века. Писателей и их героев постоянно волновали самые глубокие и серьезные вопросы. В чем смысл человеческой жизни? Что хорошо, а что плохо? Как изменить в лучшую сторону не только свою жизнь, но и жизнь других людей? Именно ответы на эти вопросы ищет один из главных героев романа Л.Н.Толстого « Война и мир» Пьер Безухов.

Пройдя через многие испытания, Пьер понимает, что человек «сотворен для счастья», а « счастье в нем самом». Но чтобы прийти к пониманию этого, обрести счастье в семейной жизни с Наташей и постичь смысл человеческого существования, герой делает постоянные усилия над собой, самосовершенствуется, и только это помогает ему двигаться дальше. Главное- не остановиться, не свернуть с правильного пути.

Путь духовного развития Н. Ростовой несколько другой. Героиня далека от философских рассуждений о смысле жизни, от интеллектуальных запросов, ее не терзают принципы высшей морали. Она даже не « удостаивает быть умной». Но как богата ее духовная жизнь! Она живет сердцем, любит людей, тонко чувствует природу, добра, чутка, отзывчива, совестлива. Потрясения, жестокие жизненные уроки не сломили ее характера. Нравственная сила Наташи помогла не только ей самой, но и умирающему А.Болконскому, и ее матери, обезумевшей от потери сына, и Пьеру.

Проблема интеллигентности

Кого можно считать по-настоящему интеллигентным человеком?

Я согласен с автором в том, что интеллигентность-необходимое качество каждого воспитанного человека. Прочитав данную статью, я понял, что интеллигентность-это ум сердца. А разве может умное сердце обидеть, пройти мимо чужого несчастья?

Примером такой интеллигентности является русский писатель А.П.чехов. Нет никакого сомнения в том, что это был эрудированный, образованный человек. Но главное не в этом. Современники, лично знавшие Чехова, удивлялись его доброте, отзывчивости, тактичности, способности всегда прийти на помощь. Причем делал он это всегда бескорыстно.

Марью Болконскую из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» я тоже считаю интеллигентным человеком. Постоянно занимающаяся своим самообразованием княжна добра и отзывчива к людям. Всегда терпеливая и вежливая в общении, она внушала уважение и доверие всем, кто имел случай хоть раз повстречаться с ней. Скромность, способность понимать и сочувствовать - главные качества героини Толстого.

Роль гуманитарного образования

На мой взгляд, роль гуманитарного образования велика. Конечно, не все становятся писателями и критиками. Но без знания» Войны и мира», «Преступления и наказания», «Тихого Дона» и других классических произведений нельзя считать себя образованным человеком. Даже великий Энштейн, который сделал столько открытий в разных областях науки, говорил, что литература дает ему больше, чем математика.

Многие русские классики высмеивали такие пороки, как безграмотность и бескультурье. Так Н.В.Гоголь в «Мертвых душах» показал всю несостоятельность личности Манилова, у которого вот уже несколько лет книга открыта на четырнадцатой странице. Это едкая сатира на тех, кто пытается казаться окружающим начитанным. Гоголь не приемлет такого отношения к чтению.

 

 

Проблема бескорыстной взаимопомощи

Открытым человеком, готовым прийти на помощь в любой ситуации, был А.П.Чехов. В течение всей своей жизни он помогал всем, кто нуждался. Писатель совершал добрые дела абсолютно бескорыстно: лечил бесплатно бедных людей, построил на свои деньги больницу, да и просто давал советы, поддерживал в трудной ситуации. Этому он учил своих читателей. В рассказе «Крыжовник» Чехов напоминает нам, что за дверью каждого довольного человека должен стоять кто-то с молоточком в руках, чтобы напоминать, что счастье и благополучие не вечны, что необходимо думать о других, иначе в трудной ситуации ты останешься один, и никто не придет тебе на помощь.

 

Проблема восприятия человеком природы:

Природа дорога каждому своей красотой, раздольем, спокойствием, величием. Она учит человека нравственной строгости и чистоте.

С.Есенин воспел красоту родной природы в своих стихах. Он жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей : с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на старые леса ,на поля, красующиеся цветами и зеленью. Природа у Есенина не застывший фон: она живее т, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории.

Поэзией любви к родным просторам проникнуты полотна И.И.Шишкина. Художник часами мог в уединении любоваться природой. Для него осень, зима, весна, лето означали нечто большее, чем обычные времена года. Его пейзажи отличаются солнечностью, радостным мироощущением. Многие из его картин написаны на фоне деревенской природы.

Эта проблема традиционна для русской литературы. В романе Л.Н.Толстого « Война и мир» показано благотворное влияние природы на человека. Волшебная ночь в Отрадном, которую мы видим глазами Наташи Ростовой, помогает читателю лучше понять характер героини. Наташа полна восхищения, ей хочется улететь, раствориться в красоте это лунной ночи. Только такой добрый и открытый человек, как Наташа, способен чувствовать всю прелесть природы.

А. Болконский, возвращаясь из Отрадного, увидел прекрасное величественное дерево вместо старого уродливого дуба. Эта встреча с дубом оказалась переломной: она возродила героя к жизни. Главное - услышать голос природы, почувствовать красоту и величие мира.

Проблема исторической памяти:

Война …Что значит это слово для современного человека? Насколько важно помнить подвиг совершенный нашими бабушками и дедушками 65 лет назад?

Важность памяти не раз подчеркивалась в произведениях русских писателей. Вспомним хотя бы «Обелиск» Василия Быкова, где подвиг учителя, расстрелянного фашистами, не был забыт.

Герои прозы В.Распутина - простые люди из деревни, корнями связанные со своей землей. В повести « Прощание с Матерой» чувство рода, ответственности перед предками обострено до предела. Вместе с Матерой при строительстве ГЭС должны быть уничтожены дома, в которых жили многие поколения людей, кладбище, где лежат предки, а значит, и память о них. Автор хочет сказать, что без ощущения человеком связи с прошлым, она, память, становится ущербной, неполной. А ведь именно на ней держится жизнь, на нравственных ценностях, традициях. Для Дарьи память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, нет и жизни».

Мы должны поддерживать огонь Памяти в любых условиях, при любых испытаниях.

Проблема чинопочитания и угодливости:

В своей пьесе «Ревизор» Гоголь высмеивает чинопочитание. Приехавшего в город Хлестакова все принимают за ревизора. Его тут же приглашает жить к себе Городничий и оказывает почести. А в это время жители этого города, у которых нет денег, терпят поборы и унижения, чтобы угодить влиятельному лицу.

А как меняется мнение представителей салона Анны Павловны Шерер о Пьере в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», когда он становится завидным женихом и желанным гостем на всех балах после получения огромного наследства! До получения наследства отношение к герою было совсем другим.

Превосходный типаж такого человека в гротесковом плане описан А.П.Чеховым в рассказе «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, присутствуя на спектакле, имел неосторожность чихнуть на сидевшего впереди него статского генерала. Червяков принялся извиняться. Он извинялся во время спектакля, в антракте,в кабинете генерала. Ему казалось, что он еще не прощен. Финал данной истории поистине трагикомичен. Раздраженный назойливыми извинениями чиновника, генерал выгоняет его из кабинета, и потрясенный Червяков, вернувшись домой, умирает.

Проблема героизма и лжегероизма.

В пример можно привести героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

В начале своей воинской карьеры Андрей Болконский мечтает о «своём Тулоне». В Шенграбенском сражении он хочет на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, показав свою силу и бесстрашие, прославиться, стать знаменитостью. Воюя на стороне России, он восхищается не Кутузовым, а Наполеоном. Разве можно считать его действия героическими? Конечно, нет.

Тушин же полная его противоположность. Война для него не средство достижения карьеры, а тяжелая грязная работа. Во время боя у капитана было всего четыре орудия против хорошо вооруженной армии французов. Командующий приказал его батарее отступать, но Тушин не задумывался, что его могут убить, он переживал, когда убивали и ранили его солдат. Думал ли он в тот момент о славе, наградах? Конечно, нет. Он думал только об одном: как защитить Родину и своих солдат. Это истинный героизм, достойный уважения.

Проблема самооценки личности

Герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Р.Раскольников разделил всех людей на «высших» и «низших». Себя он, конечно же, относил к первым. Раскольников хотел, чтобы все от него зависели. Ему не нужны были деньги, драгоценности. Всё это ничто по сравнению с возведением себя в разряд «сверхлюдей». Герой хотел проверить: « тварь я дрожащая или право имею?» Эта идея завладела им, и герой совершает убийство. Родион переоценил свои возможности: его мучает совесть, потому что он не смог переступить через себя.

Горько ошибаются и те, кто недооценивает себя должным образом. Превосходный типаж такого человека в гротесковом плане описан А.П.Чеховым в рассказе «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, присутствуя на спектакле, имел неосторожность чихнуть на сидевшего впереди него статского генерала. Червяков принялся извиняться. Он извинялся во время спектакля, в антракте, в кабинете генерала. Ему казалось ,что он еще не прощен. Финал данной истории поистине трагикомичен. Раздраженный назойливыми извинениями чиновника, генерал выгоняет его из кабинета, и потрясенный Червяков, вернувшись домой, умирает.

...





Читайте также:
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.029 с.