Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики.




И.С. Якиманская

Методология и диагностика в психологическом исследовании

 

(Рекомендации по разработке и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ для студентов-психологов).

 

 

 

. И.С. Якиманская Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2001. 43 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специальности «Психология», а также всех, интересующихся методикой и содержанием психологических исследований. Оно включает в себя описание содержательных моментов и методического обеспечения психологического эксперимента и является частью курсов, читаемых автором «Психодиагностика», «Методология и методы психологического исследования».

 

 

© И.С. Якиманская, 2001


 

 

Содержание

 

И.С. Якиманская.................................................................................................................... 1

 

Введение.................................................................................................................................. 4

Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики............................................ 5

Глава 2. Классификация и критерии качества методов психодиагностического исследования..................................................... 14

Глава 3. Планирование и методика работы психолога-диагноста. 25

Глава 4. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы психолога в учреждениях образования.................................... 30

Глава 5. Рекомендации по разработке и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии...................................................................... 38

Заключение......................................................................................................................... 47

Литература........................................................................................................................... 47

Приложение......................................................................................................................... 50

 

 


Введение.

Современный мир, общество – многогранно и противоречиво и его проблемы все менее поддаются решению привычными способами. Возможно. Поэтому и возникла необходимость в обучении психологов – теоретиков и практиков, которые в силах решать проблемы общества научно-практическими методами.

Любой Вуз готовит студентов к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Сегодня это положение актуально, как никогда. Ведь любая работа психолога представляет собой научное исследование, в ней никогда нет единых правил и догм, но всегда есть момент творческого осмысления психического с помощью общепринятых нормативов.

Это обстоятельство повышает значение самостоятельных, исследовательских форм в обучении психологов – рефератов, курсовых и дипломных работ. Их выполнение предполагает умение не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их производить. Такое умение составляет содержание методологической компетентности психолога как профессионала.

Методологическая компетентность предполагает знание психологом-практиком определенных правил научного познания, умение применять их в процессе решения профессиональных задач.

Используя предлагаемый в пособии материал, студенты могут приобрести умения, необходимые им для решения практических исследовательских задач, научиться видеть проблему, выдвигать гипотезу, осуществлять эксперимент, анализировать ход поиска решения задач.

Автор заранее выражает признательность за критические замечания и предложения по поводу публикуемого материала.


Глава 1. Предмет и задачи психодиагностики.

 

Связь психологии как научной дисциплины с практикой человеческой деятельности определяет психодиагностика. Именно ее потенциал используется при профотборе и профориентации, построении различного рода психологических прогнозов, в консультировании и психотерапии. Но психодиагностика не только сфера практической деятельности, но и наука, то есть имеет свой предмет исследования.

Несмотря на то, что психодиагностика существует достаточно давно, предмет ее определяется неоднозначно. Так А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в качестве предмета: а) методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений; б) методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических исследований; в) дифференциальную психометрику как методологию обнаружения различий; г) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.(11)

К.М. Гуревич и Г.А. Берулава говорят о предмете, как и теоретико-операциональных принципах конструирования методик, правилах и практике их применения, процедурах проведения диагностических испытаний, правилах обработки и истолкования полученных результатов(12).

Некоторые исследователи рассматривают психодиагностику как постановку диагноза, определяя его как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности. Целью является оценка актуального состояния человека, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Согласно Л.С. Выготскому, различают три уровня диагностики:

1) Симптоматический - устанавливаются те или иные особенности исследуемого, не указывая на их причины и место в структуре личности.

2) Этиологический - определяются причины обнаруженного явления.

3) Типологический - определяется место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности.

Г. Вицлак рассматривает психическое как диагностически релевантное в системах отношений:

- интраиндивидуальных (взаимосвязи психических свойств личности);

- интериндивидуальных вариациях (установление различий между индивидом и другими людьми);

- субъект-объектных и субъект-субъектных (отношения человека к окружающей среде и требованиям общества);

Такой подход обусловливает комплексность психодиагностического исследования.

Таким образом, трактовка предмета определяет психодиагностику как теоретическую дисциплину, включающую содержание психических явлений и практику их изучения: выделение соответствующих диагностических переменных и конструирование методов их измерения (14).

История развития психодиагностики как науки проясняет сложности в определении ее предмета. Наиболее важными источниками становления психодиагностики являются:

- экспериментальная психология.

Возникновение экспериментальной психологии связано с именем Г.Фехнера (1860 г.), который впервые обосновал психофизический метод исследования, затем В.Вундт заложил основы эксперимента и она стала ведущим направлением эмпирической психологии. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влиянием определенных раздражителей, раскрывала некоторые общие закономерности в виде математических моделей. Основной закон Фехнера - описание зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя - первый количественный закон психологии. Он используется и в психодиагностике, где психические реакции вызываются посредством стандартизированных наборов стимулов.

- дифференциальная психология.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия, но это не психология индивидуальности, а наука о существенных различиях в психических функциях и свойствах. А.Бине и В.Анри в своих работах (1896 г.) признали возможным и необходимым исследование высших психических функций: памяти, мышления, представлений. Исследования В.Штерна (1900 г.) касались различий в психических свойствах и формах их проявления. Проводился анализ различных популяций, различий по полу, возрасту и др. Без достижений дифференциальной психологии, психодиагностика, целью которой является исследование конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину.

Таким образом, возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию индивидуальности. Но психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое.

- прикладная психология.

В.Штерн в 1907 г. выпустил журнал прикладной психологии, заложив основу области науки. Он провел различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника), как составными частями прикладной психологии. Штерн подчеркивал специфичность диагностических проблем психологии и сформулировал принцип единства диагностики и развития личности - одной из необходимых методологических основ практики диагностики.

До сих пор отсутствует четкое и однозначное определение предмета прикладной психологии. В общем, считается, что она занимается вопросами, не относящимися к общей психологии, а всем тем, что служит совершенствованию взаимоотношений человека и общества.

- тестология.

Наука, оказавшая наиболее сильное влияние на психодиагностику, так как ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые сохранились до настоящего времени. Основатель тестологии - Дж. Кеттелл, ввел термин "тест" (1890 г.), ставил задачу изучения целостной личности. Но в основе его исследований лежало представление о личности как совокупности отдельных свойств, что не давало возможности для выводов о ее индивидуальном своеобразии. В дальнейшем были предприняты попытки (А.Бине, Г.И.Россолимо) охвата целостной личности и установления связей между ее различными свойствами с помощью комплексных тестов.

Понятие "тест" - важно для психодиагностики и его содержание определяется как (Л.В.Ительсон) такого рода психологический опыт, который ставится с целью выявить ранговое место испытуемого внутри группы в отношении какого-либо признака. Для В.Гутьяра тест - это такой метод испытания, когда в стандартизированной ситуации устанавливаются определенные признаки или свойства личности, по которым определяется место личности в группе сравниваемых лиц. Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов определяют тест как стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Выделим общие и значимые моменты в этих определениях теста:

- прежде всего, тест является психологическим опытом,

- он связан с испытанием, оценкой тестируемого,

- оценка проводится путем сравнения индивида с группой,

- тестовое испытание всегда стандартизировано, то есть его условия - результат теста представлен количественно и качественно(5,19).

Таким образом, предмет психодиагностики как науки многогранен и ориентирован эмпирически, что позволяет рассмотреть ее задачи на прикладном уровне.

В практике психодиагностики задачи определяются организацией исследования и связаны с распределением ответственности за его результат:

1) Исследование в ситуации клиента предполагает, что полученные данные будут использоваться обратившимся. Его варианты:

а) результат используется самим клиентом, например для саморазвития, коррекции поведения. Диагност при этом ответственен за корректность данных, этические аспекты диагноза, а клиент - за пути их использования;

б) результат используется самим психологом-диагностом для постановки диагноза и определения путей психологического воздействия. Ответственность за технологию получения и использования данных лежит на психологе, а обратившийся за помощью имеет другие цели и, следовательно, ответственен за их исполнение.

2. Исследование в ситуации экспертизы связано с оценкой, причем о ее присутствии известно и диагносту и испытуемому. В этом случае обследование затруднено тем, что возникает проблема доверия в отношениях диагност-испытуемый, и необходимо уделять этому внимание. Важным моментом ситуации является и возрастание ответственности диагноста, связанной с организацией обследования и использованием его результатов.

Можно выделить два варианта ситуаций:

а) результаты диагностики используются администрацией учреждения в целях вынесения суждения о соответствии-несоответствии должности для обследуемого;

б) результат используется специалистом, находящимся на одном статусном уровне с диагностом. В этом случае целью является комплексное воздействие.

 

Практика психодиагностики

 
 


субъекты психологической практики

 

 


Таким образом, в ситуации клиента задачами диагностики является постановка диагноза и определение приемов и методов воздействия. В ситуации экспертизы на первый план выходит работа по согласованию целей диагностики и использование ее результатов, и лишь затем работа с испытуемым.

Каким же образом строится деятельность психолога-диагноста и какие принципы ее определяют?(22)

Прежде всего, определим субъекты и объекты диагностической практики:

1. Психолог-диагност.

В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее какую-либо частную или государственную организацию.

2. Заказчик.

В качестве заказчика выступает официальное или частное лицо, обратившееся к психологу за консультацией психологического характера, ознакомленное с принципами и правилами психологической деятельности и согласное с ними.

3. Испытуемый.

Лицо, согласившееся добровольно быть объектом психодиагностического исследования в каких-либо интересах является испытуемым.

4. Результат исследования.

Теоретический, методический или экспериментальный материал, отображающий испытуемого с точки зрения запроса заказчика называется результатом.

Психодиагностика на практике начинается с получения заказа от заказчика. Психолог при этом составляет во взаимосогласованной форме план исследования, договаривается о взаимных обязанностях и правах. Согласует с заказчиком использование результатов диагностики. Затем выбирается адекватная поставленным задачам теоретическая концепция (более подробно см. гл.3), методы и методики исследования, способы их обработки и интерпретации.

После проработки методологических и методических аспектов предполагаемого исследования осуществляется непосредственно работа с испытуемым. Ее результаты обрабатываются и интерпретируются, согласуются с ранее полученными данными, формулируются согласно интересов заказчика. Отчет по исследованию в форме, согласованной заранее, передается заказчику, который и применяет к испытуемому рекомендации психолога.

Психодиагностическая деятельность, отношения, в ней возникающие, нагружены этически, так как в ней участвуют реальные люди, со своими отношениями, моралью, ценностями. Поэтому многими авторами сформулирован ряд этических принципов, которыми руководствуются психолог-диагност, заказчик и испытуемый в своем взаимодействии.

Прежде всего, это принцип ненанесения ущерба испытуемому. Он требует от диагноста такой организации деятельности, чтобы ни ее процесс, ни ее результат не наносили испытуемому какой-либо вред (здоровью, состоянию, социальному положению и др.). Согласно этому принципу, испытуемый должен быть информирован о целях исследования, методах и формах использования полученных результатов. Необходимо получение согласия испытуемого участвовать в обследовании. Используемые методики должны давать необходимую и достаточную информацию об испытуемом с точки зрения запроса заказчика. Важно также согласовать с испытуемым информацию, предоставляемую заказчику, причем она не должна ухудшить положение испытуемого.

Принцип компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и обладает необходимыми умениями и навыками. Реализуется он в сотрудничестве психолога и заказчика, т.е. важно психологическое просвещение относительно возможностей психологической науки в целом и пределах собственной профессиональной компетентности. Общение с испытуемым строится на взаимной симпатии и доверии, но в то же время позволяет без ущерба решать поставленные задачи. Психолог не работает с испытуемым в состоянии болезни. В то же время при интерпретации результатов психолог опирается на данные психологической науки.

Принцип беспристрастности не допускает предвзятого отношения к испытуемому, какое бы впечатления он не производил и каково бы ни было мнение о нем заказчика. Методики, применяемые психологом-диагностом должны быть стандартизированы и адекватны целям исследования, особенностям испытуемого. Сведения, передаваемые заказчику всегда должны иметь взвешенный характер, то есть быть понятны заказчику и не располагать его к их домысливанию.

Принцип конфиденциальности означает, что материалы, полученные диагностом на основе доверительных отношений с испытуемым не подлежат сознательному или случайному разглашению вне установленных условий. Для этого материалы психодиагностики кодируются, доступ к ним заранее регламентируется, согласуются сроки их использования и время уничтожения.

Принцип осведомленного согласия объединяет все требования, приведенные выше и реализуется в извещении всех участников психодиагностической деятельности о ее этических правилах и согласии с ними.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: