Раздел 1. КРИМИНОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)




Тема 1: Криминология как наука

 

Понятие криминологии как социолого-правовой науки. Предмет криминологии и его основные составляющие. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии.

Система криминологии (по предмету, по уровню обобщения научно-практической информации). Содержание Общей части криминологии; криминологическая классификация Особенной части криминологии и ее основания. Функции и задачи криминологии на современном этапе. Практизация криминологии. Криминолого-профилактическая отрасль права.

Взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права). Криминология в системе юридических наук. Взаимодействие криминологии с уголовным правом и процессом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и прокурорским надзором. Криминология и правовая статистика. Криминология и деликтология. Связь криминологии с общественными и естественными науками. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой.

 

Процесс изучения темы № 1 «Криминология как наука» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-7, ПК-2, ПК-6, ПК-15, в результате чего студент должен:

знать понятие криминологии, ее систему, структуру предмета, современные задачи, состояние научных исследований; взаимосвязь с юридическими и другими науками, отраслями права; перспективы развития; особенности формирования и дальнейшего совершенствования криминолого-профилактической отрасли права, основные нормативные акты в данной сфере;

уметь соотносить криминологические вопросы и смежные проблемы других наук; отграничивать криминологические аспекты проблемы от уголовно-правовых, административно-правовых и других; отграничивать криминолого-профилактические нормы от норм иных отраслей; разделять систему науки и систему отрасли;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками системного исследования криминологических явлений, навыками выявления взаимосвязей криминологии с другими науками и отраслями права.

 

 

Тема 2: Методы криминологических исследований

 

Методология криминологической науки. Понятие методики криминологических исследований. Общенаучные и частнонаучные методы. Диалектический метод познания и его значение. Применение системного метода в анализе преступности, ее причин и условий, личности преступника и разработке мер борьбы с преступностью.

Статистический метод и статистические источники криминологической информации. Криминологический учет и отчетность. Статистическое наблюдение в криминологии и его виды. Формы сбора статистических сведений. Сводка и группировка материалов статистических наблюдений в криминологии. Статистические таблицы.

Социологические и психологические методы в криминологии и их роль. Опрос и его формы. Социологическое наблюдение и его виды. Экспертные оценки. Особенности использования метода эксперимента в криминологических исследованиях. Метод социометрии.

Использование логико-математических методов и их роль в криминологических исследованиях научно-теоретического и научно-прикладного характера. Психологические тесты как диагностические методики изучения личности правонарушителей.

Методика криминологической экспертизы нормативно-правовых актов. Виды экспертиз.

 

Процесс изучения темы № 2 «Методы криминологических исследований» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:

знать понятие и значение методологии криминологической науки; классификацию и виды методов криминологических исследований, особенности применения конкретных методов и методик исследования в криминологии; роль статистических методов в криминологии; методику криминологический экспертизы нормативных актов;

уметь применять изученные методы в исследовании; определять способы познания в конкретной ситуации; осуществлять статистическое наблюдение и составлять статистические таблицы; проводить криминологическую экспертизу нормативных актов;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками системного исследования, сбора и учета статистических сведений, составления статистической отчетности; навыками решения методологических проблем в криминологических исследованиях.

 

 

Тема 3: История развития криминологии в России

 

История отечественной криминологии. Социологическое и антропологическое направления криминологии в дореволюционной России, их роль в становлении науки и практики предупреждения преступности. Методы криминологических исследований.

Криминология в советский период. Криминологические кабинеты 20-х гг. ХХ века как центры по изучению преступности. Значение создания и деятельности Государственного института по изучению преступности и преступленика для становления отечественной криминологии. Совещания и дискуссии 20 – 30-х годов по вопросам изучения преступности.

Причины сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х – 40-х годах.

Развитие криминологии в 50 – 80-х гг. XX века. Создание научных учреждений криминологического направления деятельности. Введение криминологии в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах. Завершение разработки теоретических основ отечественной криминологии как науки и учебной дисциплины. Сочетание теоретических и прикладных исследований, их координация.

Криминологические исследования в современной России. Совершенствование имеющихся и разработка новых методик предупреждения преступлений. Практизация криминологии. Создание новых криминологических учреждений и объединений, их роль в развитии криминологии.

 

Процесс изучения темы № 3 «История развития криминологии в России» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ПК-2, в результате чего студент должен:

знать основные этапы истории развития криминологии в нашей стране, эволюцию ее социологического и антропологического направлений; особенности дореволюционного состояния криминологических исследований, их специфику в 20-30 гг. ХХ века, отношение в послесталинский и современный период;

уметь выделять исторические этапы в развитии криминологии, их особенности, соотносить их результаты, определять тенденции развития науки;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками системно-исторического исследования, оперирования историческими фактами, обоснования выводов историческими данными.

 

 

Тема 4: Преступность

 

Понятие преступности и ее признаки. Социальный аспект преступности. Преступность как правовое явление. Вопрос о преступности как функциональной системе. Преступность и преступление.

Количественные и качественные характеристики (показатели) преступности. Состояние (уровень, объем) преступности и особенности его определения. Компоненты уровня преступности. Коэффициент (индекс) преступности и его значение при изучении преступности. Динамика преступности, виды факторов, влияющих на нее. Тенденции преступности. Структура преступности и ее основные показатели. Характер, география и цена преступности. Коэффициент поражаемости преступностью.

Понятие латентной преступности и ее виды. Причины латентных преступлений и методы их выявления.

Преступность в Российской империи. Основные изменения в состоянии, структуре, динамике преступности в СССР. Особенности современной преступности в России.

Процесс изучения темы № 4 «Преступность» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-11, в результате чего студент должен:

знать определение и основные признаки преступности как социально-правового явления, ее качественные и количественные характеристики, состояние в современный период и особенности исторических изменений; понятие и виды латентной преступности, ее основные причины и способы выявления;

уметь определять уровень, структуру, динамику, коэффициент, характер и другие показатели преступности; разграничивать преступность и преступления, преступность и иные общественно опасные явления; устанавливать цену преступности; выявлять тенденции развития преступности;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками анализа количественно-качественных характеристик преступности, выявления латентной преступности.

Тема 5: Причины преступности

 

Понятие причин и условий преступности. Философские положения о детерминизме как методологическая база познания причин и условий преступности. Свойства причинной связи, ее многоступенчатый, иерархический характер. Связь состояний, функциональная и статистическая связи и их криминологическое значение.

Классификация причин и условий преступности, ее основания. Изменение причин и условий преступности в ходе исторического развития. Экономический, политический, социальный и нравственно-психологический, правовой причинные комплексы преступности. Криминогенные фоновые явления и их роль в детерминации преступности. Самодетерминация преступности и ее формы.

Причины и условия преступности в современной России.

 

Процесс изучения темы № 5 «Причины преступности» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-2, ПК-11, в результате чего студент должен:

знать понятие причин преступности как явления, их виды и содержание, роль фоновых явлений в детерминации преступности; эволюцию детерминант преступности;

уметь разграничивать и соотносить причины преступности и условия преступности; отграничивать причины преступности и иные ее детерминанты; определять взаимосвязь причин преступности;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками классификации причин преступности, навыками анализа состояния конкретных причин преступности, навыками моделирования воздействия различных социальных процессов и явлений на состояние преступности.

 

 

Тема 6: Причины индивидуального преступного поведения

 

Преступное поведение лица, его причины и условия. Совершение конкретного преступления как результат взаимодействия сформировавшихся негативных свойств личности и объективных обстоятельств криминогенной ситуации.

Механизм преступного поведения и его структура. Внутренние и внешние причины и условия криминального посягательства. Криминогенная мотивация, ее содержание и роль в совершении преступления. Понятие криминогенной ситуации. Виды ситуаций, их элементы.

Причины и условия формирования криминогенной мотивации и криминогенной ситуации. Криминогенные стереотипы поведения и их роль в регуляции деятельности человека. Совместимость, поле, внутригрупповая сплоченность, микроклимат и их значение для образования ситуации совершения преступления.

Повод к совершению преступления и его виды. Повод и предлог к совершению преступления. Преступления без повода.

Понятие криминологической виктимологии. Уровни виктимологических исследований. Виктимологический аспект механизма преступления. Виктимность и ее основные черты. Виктимизация. «Вина» потерпевшего.

 

Процесс изучения темы № 6 «Причины индивидуального преступного поведения» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11, в результате чего студент должен:

знать причинный комплекс конкретного преступления, понятие и структуру механизма совершения преступления, содержание его элементов; роль криминогенной мотивации и значение криминогенной ситуации в детерминации преступления; особенности формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации; понятие, виды и роль поводов в преступлении; понятие и особенности виктимности человека; специфику виктимизации как процесса становления жертвы преступления;

уметь определять причины и условия конкретного преступления; разграничивать и соотносить детерминанты преступности и детерминанты конкретного преступления; устанавливать факторы, влияющие на формирование криминогенной мотивации и на образование криминогенной ситуации; выявлять поводы к совершению преступления; определять виктимность конкретных лиц в конкретных ситуациях;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками анализа механизма совершения конкретных преступлений, значения его структурных частей, навыками классификации поводов к совершению преступления, навыками моделирования развития механизма преступления, в том числе с учетом виктимологических факторов.

 

Тема 7: Личность преступника

 

Понятие и значение изучения личности преступника, ее основные свойства. Диалектическое единство социального и психологического в личности человека. Общественная опасность личности преступника. Личность преступника и криминогенная личность. Криминологическое значение совести и стыда как регуляторов поведения человека. Личность преступника и субъект преступления. Пределы понятия личности в криминологии.

Структура личности преступника. Многоуровневая (плоскостная) модель личности преступника. Социально-демографическая, функционально-ролевая характеристика личности преступника, ее социально-психологическая направленность, мотивационная сфера. Ценностная и диспозиционная (диатаксисная) модели личности преступника.

Соотношение социального и биологического в личности преступника. Психофизиологические и генетические свойства человека в этиологии преступного поведения.

Личность преступника как социальный тип. Типология преступников, ее основания и отличие от классификации преступников. Классификация преступников, ее практическое значение.

Процесс изучения темы № 7 «Личность преступника» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11, в результате чего студент должен:

знать понятие и свойства личности преступника, его установки, место в механизме преступного поведения; структуру личности преступника, ее элементы; значение социального и биологическго в личности преступника, их соотношение в преступном поведении; основные типологии и классификации личности преступника;

уметь определять уровень общественной опасности личности преступника, ограничивать ее от криминогенной личности; анализировать структуру личности преступника; устанавливать соотношение биологического и социального при совершении конкретных преступлений; разграничивать типы и виды личности преступника;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками типологии и классификации личности преступника, навыками анализа конкретных свойств личности и их влияния на ее криминальное поведение.

Тема 8: Предупреждение преступности

 

Понятие предупреждения преступности. Основные направления и принципы предупреждения преступности, его цели, методы и средства. Система воздействия на преступность (система профилактики). Теория предупреждения преступности и ее предмет.

Классификация предупредительных мер. Общее и специальное предупреждение. Уровни специальной профилактики преступлений. Понятие об индивидуальном предупреждении, общие и особенные меры профилактики. Виды профилактики в зависимости от механизма воздействия на преступность.

Субъекты предупредительной деятельности (субъекты профилактики): система и функции. Роль частично-специализированных и специализированных субъектов профилактики в борьбе с преступностью. Особенности участия в профилактике преступности органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, управления государственным имуществом. Место суда в системе субъектов профилактики. Прокуратура, Следственный комитет, органы внутренних дел и службы безопасности, органы юстиции, таможенные и налоговые службы как субъекты предупредительной деятельности.

Организационные, социально-экономические и правовые основы предупреждения преступлений. Криминологическое прогнозирование, его виды и методы. Понятие криминологического планирования. Координация мер борьбы с преступностью, ее субъекты и формы.

Проблемы совершенствования правового регулирования системы воздействия на преступность.

 

Процесс изучения темы № 8 «Предупреждение преступности» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-14, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:

знать понятие и принципы предупреждения преступности, его уровни, основные направления, формы; законодательство о предупреждении преступности и преступлений, в том числе местные нормативные акты, проблемы его совершенствования; классификацию предупредительных мер; систему субъектов предупреждения преступлений, ее структуру, правовую основу, специфику предупредительной деятельности; особенности и способы криминологического прогнозирования; понятие и виды криминологического планирования; формы и виды криминологической координации;

уметь ориентироваться в действующем законодательстве профилактического характера; определять меры, необходимые для профилактики преступлений на различных уровнях и масштабах; определять место и роль, конкретные задачи непосредственных участников предупредительной деятельности; применять правовые средства противодействия преступности; разграничивать виды и формы профилактического воздействия;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками применения конкретных мер профилактики преступлений, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов предупредительной деятельности, применения правовых профилактических средств; навыками составления криминологических экспертных документов; навыками анализа законодательства о предупреждении преступности и преступлений.

 

Тема 9. Основные концепции причин преступности и борьбы с нею

 

Концепции причин преступности и ее предупреждения, их виды и значение.

Основные биологические криминологические теории, школы и направления. Генетические теории и психиатрические концепции причин преступности. Клиническая криминология. Их влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступности.

Социологические теории причин преступности и ее предупреждения. Теории аномии и стигмы как концепции социологического направления криминологии. Теория дифференциальной ассоциации и радикальная криминология. Виктимологическое направление исследований причин преступности и его значение. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.

 

Процесс изучения темы № 9 «Основные концепции причин преступности и борьбы с нею» направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-11, в результате чего студент должен:

знать специфику, характерные черты биологических и социологических концепций причин преступности и ее предупреждения; основные положения наиболее известных и распространенных теорий причин преступности, их достоинства и недостатки, результаты влияния на практическую предупредительную деятельность;

уметь ориентироваться в современных теориях причин преступности, разграничивать их, определять основные позитивные меры противодействия преступности на их основе, место и роль каждой их них в профилактической деятельности; выявлять недостатки данных теорий, возможности и особенности их нейтрализации; использовать накопленный опыт непосредственной практической реализации теорий в современной предупредительной деятельности;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками применения конкретных мер профилактики преступлений, разрабатываемых в рамках современных теорий причин и предупреждения преступности и преступлений, планирования и координации их применения, навыками анализа их результативности; навыками сопоставления и сравнения возможностей теорий в предупредительной деятельности, их конкретных мер и предложений; навыками анализа соответствия предлагаемых теориями предупреждения преступности мер основным принципам права и правового государства, конституционализма, требованиям современного законодательства.

Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах

 

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью, его формы, уровни, субъекты. Роль Организации Объединенных Наций в организации мер противодействия преступности. Международное криминологическое общество. Международная ассоциация уголовного права. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), ее функции и значение. Взаимодействие государств – участниц Содружества Независимых Государств в вопросах профилактики преступлений.

Преступность в развитых зарубежных странах. Основные черты, структура, динамика. Международная преступность. Тенденции преступности в мире.

Основные черты и особенности систем предупреждения преступлений в зарубежных странах. Разработка национальных (государственных) и локальных программ по предупреждению преступности. Опыт борьбы с организованной преступностью в США и Италии. Специфика системы профилактики преступлений в Швейцарии и Японии как наименее криминогенных странах мира.

 

Процесс изучения темы № 10 «Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах» направлен на формирование следующих компетенций ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-11, ПК-15, ПК-16, в результате чего студент должен:

знать формы и уровни международного сотрудничества в борьбе с преступностью, систему его субъектов, их профилактические функции и задачи; роль в предупреждении преступности ООН, Международного криминологического общества, Международной ассоциации уголовного права, Международной организации уголовной полиции, особенности их взаимодействия между собой, с иными участниками предупредительной деятельности, в том числе национальными; основы международного законодательства о предупреждении преступности и преступлений; особенности преступности в зарубежных странах, основные тенденции ее развития; требования к сравнительному анализу преступности за рубежом; систему субъектов предупреждения преступлений в других государствах, ее структуру, специфику предупредительной деятельности; положительный опыт профилактики преступлений за рубежом и возможности его применения в нашей стране; национальные (государственные) и локальные программы по предупреждению преступности;

уметь ориентироваться в направлениях, формах деятельности международных организаций в сфере борьбы с преступностью, анализировать опыт их деятельности и сотрудничества; осуществлять кампаративистский анализ преступности в различных государствах; выявлять основные тенденции эволюции преступности в мире; использовать накопленный позитивный опыт профилактики преступлений за рубежом в нашей стране, соотносить применяемые за рубежом профилактические меры с возможностями национальной системы ее предупреждения и спецификой российской действительности; применять зарубежные правовые, организационно-правовые средства предупреждения преступлений;

владеть научной терминологией в рамках данной темы, навыками применения конкретных мер профилактики преступлений, используемых за рубежом, планирования и координации их применения, навыками анализа результатов при их осуществлении в российской правоохранительной практике; навыками анализа зарубежного законодательства о предупреждении преступности и преступлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: