Самостоятельная работа в группах




Содержание занятия

Посмотрите видеоурок. Запишите в тетрадь для лекций основные принципы русской пунктуации с пояснением.

Принципы русской пунктуации 7 апреля Длительность 10:10

Режим доступа:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15769278827392138033&from=tabbar&parent-reqid=1606406412535514-1561244077057301693200 163-production-app-host-man-web-yp-315&text

Повторите знаки препинания.

А.М. Земский, «Русский язык», ч.2, § 134 (можно воспользоваться электронным вариантом учебника).

Если какое-то пунктуационной правило забыли, повторите его (параграфы указаны).

Выполните тест

Пунктуация (знаки препинания) запуск теста

Режим доступа:

Https://testserver.pro/run/test/russkiy-yazyk-i-literatura/1933

Пунктуация (знаки препинания)

Проверьте: первая страница начинается так:

Предлагаемый Вашему вниманию тест «Пунктуация (знаки препинания)» создан на основе базы знаний "Русский язык и литература", состоящей из 18 вопросов.
В данном тесте будет задано 10 вопросов. Для успешного прохождения теста необходимо правильно ответить на 9 вопросов. После ответа на каждый вопрос сразу будет отображаться правильный ответ, поэтому в этом режиме сделанный ответ исправить будет нельзя. Если готовы — нажмите «Начать тест».

4. Сделайте скриншот или сфотографируйте страницу с результатом. Пришлите по электронной почте. Должно быть указано время.

Раздел «Содержание языковой теории» (русский язык) завершён. Переходим к разделу (продолжаем его изучение) «Построение учебной деятельности в начальных классах на уроках русского языка» (методика). Последняя тема, которую мы изучали в этом разделе, была «Методика работы над изложением».

Тема: Обучение сочинению. Подготовка к сочинению. Требования к работе над устными и письменными сочинениями. Виды сочинений. (2ч.)

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

особенности подготовительной работы;

требования к работе над устными и письменными сочинениями;

виды сочинений;

уметь:

планировать подготовку к сочинению в соответствии с видами сочинений.

Тип лекции: информационная, интерактивная.

Методическое обеспечение: «Методика обучения русскому языку в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г. Горецкого, О.В.Сосновской, программы по русскому языку для начальной школы, учебники «Русский язык» для начальной школы.

Содержание занятия

1. Основные вопросы лекции

1.Значение сочинений.

2. Виды сочинений.

3. Подготовка детей к написанию сочинений.

Познакомьтесь с информацией:

1. Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место: ему в известной степени подчиняются другие виды упражнения. Только в сочинении грамотное письмо осознаётся учениками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления мыслей, выраженных в письменной форме. Сочинение – это творческая работа, которая требует от школьников самостоятельности, внесение в текст чего-то своего, личного. Сочинения служат эффективным средством воспитания.

- Какое значение имеет сочинение в начальной школе?

Значение сочинения:

- учит правильно оформлять собственные мысли, выраженные в письменной форме;

- учит собирать материал, правильно располагать его, составлять план, использовать средства языка;

- служит средством формирования личности;

- приучает детей осмысливать, оценивать, развивает наблюдательность, самостоятельность, творчество;

- помогает осуществлять связь с жизнью.

Составьте опорные схемы:

2. Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру, по языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

- по личным наблюдениям (о пережитом, увиденном, услышанном самими учениками);

- по книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

- по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям.

По степени самостоятельности различаются сочинения:

- коллективно подготовленные на одну тему;

- индивидуальные на разные темы.

По жанрам связные тексты делятся на:

- повествование;

- описание;

- рассуждение;

- сочинения смешанного типа: повествование с элементами описания или рассуждения.

По языку сочинения разделяются на:

- эмоционально-образные (художественные);

- деловые.

По темам сочинения можно классифицировать следующим образом: о природе, о труде, об истории, об увлечениях и т.д.

Сочинения в начальных классах носят обучающих характер. Оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка не ставится).

Составьте тезисы:

3. Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1) Создание речевой ситуации. Цель – создание мотива, обеспечение определённого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.

2) Предварительная подготовка. Цель – создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится не только на уроках русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования.

Подготовка к сочинению включает 3 направления:

- накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы, накопление материалы в специальные папки или тетради;

- отбор и систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, отдельные записи, составление плана, подготовка лексики; параллельно с отбором материала, с его расположением идёт языковая подготовка: составление словаря, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста;

- словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися.

Самостоятельная работа в группах

- Прочитайте в учебнике «Методика обучения русскому языку в начальных классах» М.Р.Львова, В.Г. Горецкого, О.В.Сосновской (есть электронный вариант) информацию о работе над планом (Глава 7, с.407 – 408 (1-й абзац). Ответьте на вопросы:

- В чём особенность оформления плана в зависимости от класса?

- На каком этапе составляется план? От чего зависит время составления плана?

- Почему не следует давать план в готовом виде?

Изучите информацию, составьте тезисы или план. Обратите внимание на особенности написания сочинения в разных классах. Кратко запишите их.

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы может меняться, но общие положения сохраняются.

Покажем на примере подготовки к написанию сочинения «Наши сказки» во втором классе. Создание речевой ситуации. Сочинение было запланировано перед 8 Марта. За полторы недели до этого был проведён классный час о мамах и было решено к празднику создать книгу сказок и подарить мамам.

Предварительная подготовка проводилась на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства. В классе был вывешен лист ватмана, на который дети собирали слова, словосочетания для своих сказок. В центре листа находилась рубрика «Проверь себя!» Ответы были скрыты за откидными полосками бумаги. Были предложены вопросы: Назови три части сказок. Какие слова употребляются в зачине? Какие слова употребляются в концовке? Какие две силы всегда борются в сказке? Какая сила всегда побеждает? Назови магические силы сказки. Данные вопросы рассматривались на уроках чтения и изобразительного искусства. Начиная урок, учитель создаёт дополнительную речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки. Он рассказывает, как Астрид Линдгрен решила сделать подарок дочери на день рождения и сделала самодельную книжку. Учитель делает вывод: «Приближается 8 Марта. Вы можете подарить мамам сказки, которые сочините сами». Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг. Дети составляют план:

1. Зачин. 1 – 2 предложения. С чего всё началось.

2. Основная часть. 8 – 10 предложений. Как всё произошло.

3. Концовка. Добро побеждает зло.

План записывается на доске и в тетрадях. Слабым ученикам раздаются индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, проводится лексическая и грамматико-орфографическая подготовка. Дети приступают к написанию сочинения.

Во 2 классе специального урока для написания сочинения не отводится. Написание сочинения – один из видов работы на уроке. Коллективная подготовка текста, элементы индивидуального творчества только в устных рассказах. Основной вид работы – ответы на вопросы. Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно можно вводить элементы описания. Проводятся они либо в устной, либо в письменной форме. В ходе этой работы необходимо:

- научить детей коллективно составлять и сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно записывать небольшие рассказы о детских играх, забавах, развлечениях;

- научить составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам;

- научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;

- совершенствовать умение правильно строить простые предложения, различные по интонации;

- работать над обогащением активного словаря учащихся.

На написание сочинения в 3 классе отводится 1 урок. Самостоятельная работа над текстом, индивидуальные темы для сочинений. Составление плана коллективное.

На написание сочинения в 4 классе отводится до 2 уроков. Возрастает число индивидуальных тем. Выбор тем самостоятельно. Усложняется сюжет, появляются описания и рассуждения.

В 3-4 классах учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:

- писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, наблюдениях;

- писать рассказы о случаях из своей жизни;

- писать рассказы по картине;

- самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;

- правильно строить простые предложения различных типов;

- отбирать слова и употреблять их в речи.

Запишите в тетрадь:

Построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.

1. Сообщение цели и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение (если он был составлен ранее).

4. Речевая подготовка текста (составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста).

5. Орфографическая подготовка.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка.

3. Практическая работа

1. Анализ программ по русскому языку (электронный вариант примерной программы, «Школа России»)

- Какие умения должны приобрести учащиеся, работая над сочинением, в зависимости от класса?

2. Анализ учебников

- Проанализируйте темы сочинений в одном из учебников «Русский язык». Над каким видом сочинения предполагает работу данная тема (по источнику материала, по жанру, по языку)?

Задание на дом

Готовимся к экзамену!

КЕЙС 17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: