Этапы работы с одаренными детьми.




Методические рекомендации для педагогов по работе с одаренными детьми

 

Одаренность—конечно дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь. Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный ещеребенок.

 

Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми. Цель: создание условий для оптимального развития детей. Задачи:

• выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;

• использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

• отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

• организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

• развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

3. Принципы работы с одаренными детьми:

• индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся - высший уровень);

• принцип опережающего обучения;

• принцип комфортности в любой деятельности;

• принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;

• возрастание роли внеурочной деятельности; • принцип развивающего обучения;

• принцип добровольности.

 


 

4. Как отличить одаренного ребенка? Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности): По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность: - одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области) 3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая - сценическая

- литературно-поэтическая - изобразительная

- музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

 

Этапы работы с одаренными детьми.

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­ зической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся. Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и

 

 


профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи 3 этапа:

1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;

2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,

воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию; 3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.

 

7. Основные направления работы с одаренными детьми: • выявление одаренных обучающихся;

• создание банка данных «Одаренные дети»; • разработка индивидуальных форм работы;

• внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

• использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

• создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

• развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

• включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;

• разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.

 

 


8. Основные формы работы с одаренными детьми


Содержание работы с одаренными детьми

 

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:

1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.

4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8. Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.

9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

10. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

III. Развитие творческих и познавательных способностей:

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ;

- выступления в лекторских группах;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

 


- приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

 

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности: 1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам -

медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений обучающихся.

2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.

6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.

 

10. Примерный план работы с одаренными детьми

 

№ Мероприятие тветственные 1 Диагностика обучающихся по следующим Классные


направлениям:

 

Творческое мышление Толерантность

Предпочтительные виды деятельности Доминирование левого и правого полушария Вы лидер?Диагностика задатков и склонностей


 

руководители, психолог


(по В.П. Симонову)

Поведенческая характеристика одарённых детей Тест ШТУР

 


2 Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся.


Администрация, психолог


 

Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых обучающихся.

3 Составление банка данных о школьниках, Психолог, учителя-обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в предметники изучении отдельных предметов, соотношение данных

результатов с результатами диагностики учителей-предметников и психолога


4 Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми


 

Зам. директора по УВР


 


5 Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей

6 Составление графика регулярных занятий с


Администрация, руководители МО

 

Педагоги -


одарёнными обучающимися. предметники, зам по УВР


7 Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

 

8 Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся

 

9 Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей


Библиотекарь учителя-предметники Администрация,

учителя -предметники Учителя -

предметники


 

10 Привлечение одарённых обучающихся к Учителя -осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. предметники

11 Вовлечение одарённых обучающихся к участию в Учителя -школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний предметники,

по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях с администрация

 


целью максимальной реализации их потенциальных возможностей.

12 Разработка системы поощрений победителей олимпиад,

конкурсов, фестивалей


 

Администрация, учителя -предметники


13 Применение здоровьесберегающих технологий в Учителя-работе с детьми. предметники

14 Проведение педагогических консультаций с Учителя -родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем предметники, мотивации, проведение родительских собраний, дней психолог,

открытых дверей, консультаций с психологом школы. администрация 15 Активизация работы научного общества обучающихся Администрация

и учителей

 


16 Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей


 

Педагоги дополнительного образования, учителя-предметники


 

 


17 Осуществление взаимодействия с педагогами учителя

 


дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми.

 

I s Подготовка и проведение предметных недель и декад

 

T9 Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции

 

20 Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах


предметники, педагоги дополнительного образования. Учителя предметники, руководители МО Учителя-предметники

Учителя-предметники


 


2Г Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми_______________________________


Руководители МО, учителя

предметники


22 Сотрудничество школы с высшими учебными Администрация, заведениями по довузовской подготовке обучающихся. руководители МО


23 Участие в районном летнем лагере для одаренных детей


Администрация, учителя-предметники


24 Участие в международных играх Учителя-предметники, администрация

25 Организация и проведение школьного конкурса Учителя «Ученик года» предметники,

администрация 26 Участие во всероссийских конкурсах по разным Учителя-


предметам

 

27 Организация и проведение школьного творческого


предметники, руководители МО

Педагоги


фестиваля «Звёздный дождь» дополнительного образования, классные руководители

28 Участие обучающихся в городских творческих Учителя-конкурсах и спортивных мероприятиях предметники,

педагоги дополнительного образования

29 Организация и проведение школьных спартакиад, Классные соревнований руководители,

учитель физкультуры

 


30 Организация и проведение классных, школьных Классные интеллектуальных и творческих конкурсов руководители,

педагоги дополнительного образования

31 Ведение элективных и факультативных курсов Администрация

 

32 Пополнение банка педагогической информации по Учителя-работе с одарёнными детьми предметники

33 Активное внедрение в образовательный процесс Учителя-новых образовательных технологий, систематизация предметники образовательных технологий по работе со

способными и одаренными детьми

34 Оформление и пополнение стенда «Ими гордится Администрация школа»

35 Проведение проблемных заседаний предметных Администрация, методических объединений по выявлению системы руководители МО работы со способными детьми

36 Проведение торжественной церемонии вручения Администрация золотых и серебряных медалей выпускниками школы

37 Выставка научно - практической продукции Учителя-методических объединений по теме. Создание банка предметники, творческих работ обучающихся по итогам научно­ руководители МО практических конференций, конкурсов

38 Целенаправленная подготовка обучающихся к Учителя-олимпиадам, конкурсам, соревнованиям. предметники,

администрация 39 Активное внедрение проблемно- исследовательских, Учителя-


проектных и модульных методов обучения на уроках 40 Размещение на школьном сайте материалов по работе

с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

41 Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной

программы обучения


предметники

 

Учителя -предметники

 

Учителя -предметники


42 Анализ результативности с одарёнными Администрация обучающимися:

 

• на совещании при директоре • методических объединениях

• на административном совещании • педсовете

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: