Тема 1. Математика и ее значение для подготовки специалиста




Одной из целей преподавания курса основ высшей математики является привитие учащимся навыков логического мышления. Но когда оказывается, что эта цель – единственная, когда отсутствует основная цель – применение полученных знаний в практической деятельности, тогда математика становится тяжким бременем для учащегося (какой учащийся не уверен в том, что он умеет логически мыслить и без математики!), ибо старшие товарищи убеждают, что, вообще говоря, знание математики в будущем не пригодится, но ничего не поделаешь, в программе такой курс есть и надо его как-то перескочить.

Не случайно, что для таких далеких друг от друга специальностей как экономисты и геологи, биологи и географы, социологи и маркетологи, для которых первая цель – специализация – является самодовлеющей, курс высшей математики как по содержанию, так и по объему почти совпадает, несмотря на наличие своих специфических требований к математике в каждой из этих специальностей.

Математические методы начинают все более широко проникать в эти науки. Применение математических методов в экономике теперь уже вышло из стадии только теоретических рассуждений, математические методы все больше и больше внедряются в практику планирования и анализа деятельности предприятий.

А.Г.Лукашенко было сказано: «Внимание экономистов должно быть направлено на изыскания путей наиболее эффективного использования в народном хозяйстве материальных и трудовых ресурсов, наилучших методов планирования и организации промышленного и сельскохозяйственного производства».

Обратите внимание: не просто эффективного использования ресурсов, а наиболее эффективного, не просто хороших методов планирования, а наилучших. Путем обычного перебора вариантов, т.е. традиционным для экономистов методом, такую задачу вообще решить нельзя, ибо сам перебор невозможно произвести в сроки, сравнимые с деятельностью человеческой жизни, но, кроме того, нет никакой уверенности, что какие-то нерассмотренные еще варианты не окажутся именно теми наилучшими. Мало помогает и применение электронно-вычислительной техники, работающей со скоростью в десятки тысяч раз большей, чем человек, если в основе заложена та же методика простого перебора.

Только применение математических методов, позволяющих рассматривать ограниченное число вариантов из всех возможных и притом дающих гарантию в том, что получен действительно наилучший вариант, в сочетании с применением электронно-вычислительной техники позволяет решать эти задачи в сроки, обеспечивающие их применение на практике.

Именно из нужд экономики возникли и теперь уже бурно самостоятельно развиваются науки, позволяющие решать эти задачи. К ним относятся линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, исследование операций, теория массового обслуживания и другие. Причем методы этих наук позволяют не только быстрее считать, что само по себе важно, но позволяют выявить такие закономерности в экономике, которые никакими другими методами выявлены быть не могут.

 

Таким образом, для экономиста курс математики – это не курс «для общего развития», а насущно необходимый курс, определяющий весь характер его будущей практической деятельности.

Однако самые совершенные математические методы, самая продуманная программа по математики никакой пользы не принесет до тех пор, пока математический аппарат не будет в достаточной мере использоваться специальными дисциплинами. Основная задача – научиться грамотно ставить экономические задачи и самостоятельно их решать, используя математические модели и математические методы.

Предмет «Математика» занимает важное место в формировании учащегося, обучающегося по специальностям экономического профиля, как будущего специалиста. Естественно, что такой специалист должен не только уверенно владеть навыками арифметических вычислений, но и применять дифференциальное и интегральное исчисление, теорию вероятностей для анализа сложившейся экономической ситуации. Особую роль играет знакомство учащихся в рамках изучаемого курса с экономико-математическими методами, которые позволяют выявить закономерности при изучении сложных экономических процессов и явлений, прогнозировать их развитие и активно влиять на них с целью достижения оптимальных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

В рамках нашего курса мы познакомимся с элементами линейной алгебры, основами дифференциального и интегрального исчисления, научимся исследовать функции одной переменной и вычислять частные производные и полный дифференциал функции нескольких переменных, изучим элементы теории вероятностей и математической статистики. И, что самое важное, - научимся применять знания, полученные на занятиях по высшей математике, для решения задач экономического содержания.

Успехов всем нам!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: