Круглого стола «О законодательном обеспечении прав валютных заемщиков и прав вкладчиков в банках, прекративших свою деятельность»




РЕЗОЛЮЦИЯ

«28» мая 2018 года г. Москва

 

Участники круглого стола «О законодательном обеспечении прав валютных заемщиков и прав вкладчиков в банках, прекративших свою деятельность», состоявшегося 28 мая 2018 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – круглый стол), рассмотрели ряд острых вопросов, связанных с проблемами в банковской системе Российской Федерации. В частности, на круглом столе обсуждалась необходимость принятия срочных мер, направленных на защиту прав вкладчиков в банках, прекративших свою деятельность, а также на решение вопроса с проблемной валютной ипотекой.

Так, участники круглого стола указали, что в результате отзывов лицензий и банкротства банков за последние несколько лет пострадали более 290 тысяч физических лиц и 116 тысяч юридических лиц. Помимо страховых выплат возмещается в среднем только 10% ущерба, а основные активы банков, как правило, выводятся еще до отзыва лицензии, что является симптомом наличия проблем с реализацией Центральным Банком РФ своей надзорной функции.

Имеются нарекания и к системе страхования вкладов: участники круглого стола сообщили, что в настоящее время страховых отчислений от банков недостаточно на выплаты страховых сумм вкладчикам, поэтому необходимые на страховые суммы деньги компенсируются ГК «Агентство по страхованию вкладов», и эти расходы возмещаются либо из конкурсной массы банка-банкрота, либо за счет бюджетных средств.

Что касается порядка конкурсного производства после признания банка банкротом, то на сегодняшний день система устроена таким образом, что кредиторам, как правило, возвращается крайне небольшая доля от размера предъявляемых требований. К тому же, кредиторы в ходе конкурсного производства практически лишены права оспаривания сделок банка. Клиенты банка лишены права на оспаривание приказа об отзыве лицензии, а также возможности отстранить конкурсного управляющего в случае его бездействия.

Участники круглого стола также обсудили тему проблемной валютной ипотеки и подняли вопрос о необходимости становления и закрепления базовых принципов ответственного кредитования на реформирующемся финансовом рынке РФ. После резкого падения рубля в конце 2014 года валютные заемщики оказались в не зависящей от них безысходной ситуации, возникшей из-за того, что ранее под видом ипотеки им были навязаны высокорисковые, заведомо практически невозвратные долги.

Участники круглого стола сообщили, что государство пошло навстречу пострадавшим и предприняло меры по урегулированию вопроса с помощью реализации «Программы помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию», однако в настоящее время банки пользуются возможностью не участвовать в указанной программе и не софинансировать решение данной проблемы. Более того, банки инициируют исполнение действий против граждан (например, торги) и продолжают судебные разбирательства, в том числе по выселению граждан.

Учитывая изложенное, в целях решения указанных проблем участники круглого стола требуют:

· в части защиты прав вкладчиков в банках, прекративших свою деятельность:

1. Внести необходимые изменения и дополнения в Законопроект №194162-7, находящийся на рассмотрении в Государственной Думе ФС РФ, (см. обоснование в Приложении 1 к Резолюции) с целью перемещения ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ) или правоприемника в последнюю очередь кредиторов при процессе конкурсного производства.

А именно:

- внести изменения в Федеральный закон от 26.10.02 №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», изменив очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве кредитной организации;

- включить АСВ в третью очередь кредиторов (вместо первой очереди): требования АСВ должны удовлетворяться не в преимущественном порядке, а совместно с требованиями иных юридических лиц;

- не учитывать голоса АСВ по суммам прав требований в результате выплаты страховых возмещений, при голосовании на собраниях кредиторов и при подсчете голосов, необходимых для созыва собрания.

2. В кратчайшие сроки обеспечить принятие Законопроекта, указанного в п. 1, с учетом изменений и дополнений, ввести в действие указанное с 01.01.2017 г.

3. Способствовать прекращению судебной тяжбы между представителями ПАО Банк «Югра» и Центральным Банком РФ с целью заключения мирового соглашения и совместной выработки механизма по возврату денежных средств, в полном объеме – всем клиентам банка и АСВ, в кратчайшие сроки.

4. В случае невозможности выполнения п.3, обязать экономический блок Правительства РФ и ЦБ РФ (с привлечением экспертов) разработать механизм по погашению задолженности перед вкладчиками ПАО Банк «Югра» в полном объеме. С этой целью создать специальную межведомственную комиссию.

5. В случае признания судом ПАО Банк «Югра» банкротом, перевести сумму денежных средств, равнозначную портфелю вкладчиков ПАО Банк «Югра» и активам ПАО Банк «Югра», в один из ведущих российских банков, воспользовавшись соответствующими статьями ФЗ РФ «О несостоятельности/банкротстве» №127-ФЗ.

6. В кратчайшие сроки принять законодательную норму об обязательном вменении субсидиарной ответственности лицам из числа высшего руководства российских банков и их владельцев, а также представителям государственных органов, занимающихся банковским надзором, в случае доказательства их вины (действия или бездействия) в доведении кредитной организации до банкротства.

7. Довести до конца расследование, начатое депутатами Государственной Думы ФС РФ, о ситуации с ПАО Банк «Югра», выявить и по всей строгости закона наказать виновных, чьи действия привели к утрате активов банка «Югра» и блокировки его деятельности. Для этого в рамках Государственной Думы ФС РФ создать специальную рабочую группу по данному вопросу.

8. Внести поправки в законодательство РФ, направленные на повышение уровня ответственности сотрудников Центрального Банка РФ за качество осуществляемого ими банковского надзора.

9. Принять законодательную норму о том, что в случае недостаточности средств, для погашения задолженностей ликвидируемого банка перед кредиторами всех очередей, Центральный Банк РФ выступает в качестве субсидиарного ответчика, осуществлявшего надзор за деятельностью ликвидируемого банка. Ввести в Гражданский кодекс РФ норму, предусматривающую ответственность за возмещение вреда, причиненного Банком Росси с указанием источников такого возмещения.

10. Реформировать систему страхования банковских вкладов в несколько этапов. На первом этапе повысить сумму обязательных страховых выплат по банковским вкладам до 5 млн рублей и установить действие данной нормы с 01.01.2017 года. На втором этапе перейти к 100% страхованию банковских вкладов граждан РФ. Включить в систему страхования все категории клиентов банка (юридические лица, НКО, владельцы металлических счетов и т.д.). Поддержать и внести в Государственную Думу ФС РФ подготовленный Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей проект Федерального закона, направленный на распространение системы страхования вкладов в банках РФ на денежные средства юридических лиц, относящихся к категории малого и микробизнеса, в пределах до 5 млн рублей, либо внести его в качестве поправок в проект Федерального закона №194162-7.

11. На период действия первого этапа реформирования системы банковского страхования, разработать государственную программу финансовой поддержки всех клиентов банков, прекративших свою деятельность.

12. На законодательном уровне расширить полномочия Генеральной Прокуратуры РФ и Счетной Палаты РФ по контролю над деятельностью ЦБ РФ в сфере банковского надзора.

13. На законодательном уровне признать банкротство банка, входящего в ТОП-100 банковского рейтинга РФ, форс-мажором и рассматривать принятие решения об отзыве лицензии такого банка с привлечением экспертов из Государственной Думы РФ, экономического блока Правительства РФ, Генеральной Прокуратуры РФ и других заинтересованных ведомств. Внести изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности». Прямо предусмотреть, что санкция в виде отзыва лицензии должна применяться с учетом принципов соразмерности и адекватности допущенным банком нарушений. Для определения соразмерности санкции в виде отзыва лицензии предусмотреть обязанность Банка России готовить мотивированное заключение с оценкой 1) экономических последствий нарушений, допущенных банком; 2) экономических последствий отзыва лицензий для всех групп заинтересованных субъектов, а именно самого банка, его акционеров, государства, кредиторов банка.

14. Ужесточить контроль со стороны Генеральной Прокуратуры и МВД РФ за процедурой банкротства (конкурсного производства) и деятельностью конкурсного управляющего. Сделать данную процедуру прозрачной и понятной для рядовых кредиторов. Предусмотреть замену конкурсного управляющего в случае доказательства его противоправных действий или бездействия. Внести в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право прокуроров обжаловать любые действия/бездействие временных администраций и АСВ, а также сделки, заключаемые ими от имени кредитных организаций.

15. Вернуть и восстановить в правах ранее существовавший Институт Независимых Оценщиков, для оценки активов проблемных банков. Обеспечить его реальную независимость от структур ЦБ РФ.

16. Законодательно предусмотреть механизм совместной работы депутатов Государственной Думы ФС РФ и сотрудников Экспертно-правовой службы (юридическая структура Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей) для максимального ускорения подготовки насущных законопроектов по банковской деятельности.

17. Внести изменение в пункт 13 статьи 189.47 и пункт 6 статьи 189.49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Предусмотреть, что отказ от Плана по участию АСВ в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка может происходить в случае невозможности его реализации и только при условии мотивированной отмены Приказа, утвердившего данный план.

· в части защиты прав валютных заемщиков:

1. Обеспечить принятие Законопроекта №347157-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в кратчайшие сроки;

2. Продолжить финансирование «Программы помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию» (возобновлена Постановлением Правительства РФ № 961 от 11.08.2018);

3. Обязать кредиторов к участию в «Программе помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию», а также к ее софинансированию;

4. Обязать кредиторов приостановить судебные разбирательства и исполнительские действия в отношении граждан, претендующих на участие в «Программе помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию»;

5. Обязать кредиторов к объективному рассмотрению вопроса отнесения семей граждан, претендующих на участие в «Программе помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию», к заемщикам социальной категории;

6. Запретить кредиторам продавать и передавать обязательства граждан, претендующих на участие в «Программе помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию» нерегулируемым участникам рынка;

7. Включить в реестр социальных категорий «Программы помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию» граждан пенсионного и предпенсионного возраста;

8. Руководству фракций Государственной Думы ФС РФ – взять на личный контроль переговорные процессы и основания задержки исполнения кредиторами уже принятых решений по «Программе помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию» или отказов кредиторов от работы по ситуациям семей с неформализованной действительной социальностью (семей, попадающих под критерии заемщиков социальной категории).

Участники круглого стола также требуют довести до глав государственных ведомств, приглашенных на круглый стол, итоги работы данного мероприятия и требования, указанные в настоящей Резолюции.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: