ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ Г.ТЮМЕНИ К РАЗВИТИЮ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНОСТИ




 

Зенкина Т.В. студент гр.29151

направление – Педагогическое образование

Научный консультант: Селиванова О. А., д.п.н., профессор

Институт психологии и педагогики ТюмГУ, г. Тюмень

 

Семья является одним из важнейших общественных институтов, имеющим огромное значение, как для развития каждого человека индивидуально, так и для социального, экономического, культурного развития общества в целом.

Многие связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или действия. То есть компетентность – это характеристика человека в результате оценки его действий, их эффективности (результативности) при решении определенных задач или проблем, значимых для общества. При этом знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения человека рассматриваются как составляющие компетентности, но их наличие не делает человека компетентным.

По мнению А. В. Хуторского «компетентность – это квинтэссенция целевых, содержательных, смысловых, творческих, эмоциональных, ценностных характеристик личности» [2]. Базовым элементом индивидуальной компетентности, по его мнению, является собственный опыт личности.

Можно выделить несколько основных характерных черт педагогической компетентности родителей:

1. Мотивация, заинтересованность родителей в хороших результатах воспитания, от уровня которой в большой степени зависит уровень компетентности,

2. Интимно-личностный характер взаимодействия родителей и детей, эмоциональная вовлеченность в процесс воспитания. Семейное воспитание «наиболее эмоционально по своему содержанию, его основной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родите­лям» [1].

Проведенный анализ специальной литературы и педагогической практики позволяет выявить противоречие между необходимостью для общества повышения уровня педагогической компетентности родителей и недостаточной готовностью родителей для повышения своего педагогического уровня, что может являться следствием низкой мотивации.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какие формы развития педагогической компетентности известны родителям г. Тюмени и какие они предпочли бы использовать.

Было проведено исследование готовности родителей обсуждать проблемы воспитания детей и выявление наиболее известных форм работы с родителями. Оно состояло из нескольких этапов:

1) формулировка цели исследования;

2) планирование и организация сбора первичной информации;

3) систематизация и анализ собранной информации;

4) предоставление полученных результатов

Итогом работы стала разработка модели групповой работы родителей, которая повышает мотивационную составляющую педагогической компетентности.

Задачи исследования:

1) подобрать или разработать диагностические методики;

2) провести исследование на знание и наиболее предпочтительные формы повышения уровня педагогической компетентности родителей.

3) проанализировать и систематизировать полученные данные;

4) разработать модель образовательной среды, обеспечивающую эффективность инклюзивного дошкольного образования.

Объектом исследования стала степень готовности (уровень мотивации) родителей г. Тюмени повышать свой уровень педагогической компетентности. Предметом исследования стала популярность источников формирования и развития педагогической компетентности родителей.

Для проведения исследования была разработана авторская анкета для выявления информированности родителей о формах работы с родителями, существующих в г. Тюмени. В опросе методом анкетирования участвовали 48 респондентов-родителей г. Тюмени, 75% из которых – женщины, 25% – мужчины.

Результаты анкетирования показали, что проблемы воспитания детей они готовы обсуждать чаще всего с родственниками – 72%, педагогами (воспитателями, учителями) – 69% и психологами – 48%. С другими родителями готовы обсуждать эти проблемы всего 28% опрошенных. Это говорит о том, что родители чаще всего морально не готовы делиться своими проблемами и обсуждать их с другими родителями, большее доверие вызывают профессионально подготовленные специалисты.

Основными источниками педагогических знаний, а также готовность его использования респонденты-родители при проведении опроса методом анкетирования назвали педагогическую литературу (86% и 62% соответственно). Интернет-сайты как источник информации назвали 52 % опрошенных, 35% готовы использовать этот ресурс. Интернет-форумы знают 55%, готовы использовать 24% респондентов. О существующих семинарах, тренингах знают лишь 24%, но готовы воспользоваться 35% респондентов, о существовании семейных клубов знают лишь 17% опрошенных, 10% готовы воспользоваться. О существовании такой формы, как группы взаимопомощи, знают лишь 3% опрошенных. Это говорит о том, что на сегодняшний день родители имеют крайне мало информации о групповых формах работы.

В большинстве существующих моделях работы с родителями внимание уделяется формированию знаний и умений когнитивному компоненту. Но мотивацию развития педагогической компетентности родителей, которая является ключевым компонентном, предлагаемые модели не формируют.

По результатам проведенного исследования мы предполагаем, что для эффективного формирования мотивационного компонента для развития педагогической компетентности родителей необходимо применение различных форм и методов работы с родителями, а также их популяризация.

Список литературы:

1. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – Москва: Academia, 2000. – 157, [1] с.

2. Хуторской, А. В., Хуторская, Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – Вып. 1. – С.117-137.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: