Стратегия развития региона как объект формирования




Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что современная экономика требует активного регулирования государством, размещения и регионального развития производительных сил (территориальное развитие), поскольку они относятся к крупномасштабным общенациональным целям, которые слабо реализуются механизмом рынка. При сугубо общественном характере процессов территориального разделения труда исходные реализуемые формы, прямые регуляторы здесь мало зависят от экономической системы. Например, и государственный план, и федеральная программа региона связаны со значительными централизованными инвестициями. Поэтому во всех передовых и многих развивающихся странах налажено сильное территориальное регулирование.

Развитие страны - это многоуровневый и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей.

В теории микромаркетинга достижение стратегических целей в управлении обеспечивается инструментами комплекса маркетинга, к которым относятся: товар, цена, распределение и продвижение. Реализация стратегических целей в региональном маркетинге также должна опираться на инструменты маркетинга, которые в региональном масштабе приобретают форму маркетинговой политики - общих подходов для действий и принятия решений для достижения цели социально-экономического развития региона.

Социально-экономическое развитие включает в себя: рост производства и доходов; перемены в институциональной, социальной и административной структуры общества; перемены в общественном сознании; перемены в традициях и привычках.

Современное развитие экономики и социальной сферы происходит под воздействием неблагоприятных вызовов внешней среды. В этой ситуации необходимым условием регионального развития выступает разработка и применение эффективных инструментов государственной регулятивной политики. Одной из важнейших функций государственной власти является формирование социально-экономической стратегии региона как основы максимизации территориальных конкурентных преимуществ регионального бизнеса и повышения качества жизни его населения.

Разработка и практическая реализация эффективных механизмов стратегического планирования и сбалансированного регулирования региональной экономики является актуальной научной проблемой, решение которой во многом зависит от отношений между бизнесом, властью и населением в условиях дифференциации экономических интересов и потенциалов конкурентоспособности региона. Качество стратегии социально-экономического развития достигается за счет передовых технологий прогнозирования, анализа внутренней и внешней среды, формирования сценариев развития, разработки эффективных инструментов государственно-частного партнерства, мониторинга и реализации планов. Необходимость эффективной интерференции различных инструментов государственного регулятивного воздействия в рамках системного подхода к планированию социально-экономического развития территории как фактору обеспечения устойчивого экономического роста отечественной экономики и социальной сферы, обусловили актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - институты государственной власти, корпоративный и потребительский секторы экономики региона (Краснодарского края), взаимодействующие по поводу эффективного экономического и социального развития региона.

Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, складывающихся в процессе формирования и реализации стратегии регионального социально-экономического развития в условиях дифференциации (специфичности) экономических интересов и потенциалов региона.

Выбор Краснодарского края в качестве примера обусловлен объективно-экономическими факторами.

Краснодарский край, относящийся к числу наиболее эффективных и привлекательных в инвестиционном отношении регионов современной России, обладает своими специфическими условиями и факторами, препятствующими устойчивому развитию. При этом состав указанных условий и факторов не остается неизменным. За последние годы к традиционным для края факторам циклической изменчивости результатов деятельности АПК и сезонности функционирования курортно-рекреационного комплекса края добавились качественно новые факторы, обусловленные глобальными процессами: мировым финансовым кризисом; строительством и эксплуатацией мощных трубопроводов и терминалов международного значения; подготовкой к зимним Олимпийским играм 2014 года и др.

Комбинирование и переплетение традиционных и новых условий и факторов обусловливает формирование негативного синергетического эффекта, выражающегося в существенной дестабилизации развития региона. Мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2008 года, со всей очевидностью продемонстрировал невозможность сохранения каких-либо национально-государственных или региональных «островков благополучия и спокойствия» в условиях формирования и развития кризисной ситуации в условиях глобальной интеграции социально-экономических отношений.

Расширение состава условий и факторов, препятствующих устойчивому развитию Краснодарского края, в свою очередь, формирует новые требования к региональной социально-экономической политике и, прежде всего, в отношении обоснования эффективной стратегии и инструментов, способных обеспечить стабильное развитие региональной системы.

Цель работы - разработка стратегии социально-экономического развития региона на примере Краснодарского края.

В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

. Характеристика стратегии развития региона как объекта формирования;

. Анализ социально-экономического развития региона (на примере Краснодарского края);

. Выявление основных проблем развития региона;

. Определение основных направлений формирования стратегии социально-экономического развития региона.

Нормативно-правовую базу составило федеральное законодательство Российской Федерации и Закон « О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года » (принят Законодательным Собранием Краснодарского края 16 апреля 2008 года).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных учёных по вопросам стратегического планирования и использования концепции маркетинга в управлении развитием территорий.

В основу методических разработок положены системный, процессный, функциональный и интеграционный подходы. Для решения поставленных задач использовались следующие эмпирические методы исследования: наблюдения, сравнительный анализ, опросы, экспертные оценки, моделирование. Для обобщения и формализации результатов исследования использованы теоретические методы: гипотетико-дедуктивный, формализации, абстрагирования и общелогические методы.

Степень разработанности проблемы: известны научные труды известных зарубежных и отечественных экономистов в области теории кластера и управления конкурентоспособностью на различных уровнях (продукции, предприятия, отрасли, региона, страны): А. Воронова, А.П. Градова, Г.В. Гутмана, Ю.И. Коробова, К.Р. Макконела, А.В. Мартынова, М.Г. Миронова, К.И. Плетнева, М. Портера, А.И. Татаркина, С.В. Убеля, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова и других.

В сфере прогнозирования процессов социально-экономического развития в регионе выступают фундаментальные труды ученых: А.Г. Аганбегяна, М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга, В.В. Егорова, Л.В. Канторовича, К.Д. Льюиса, Н.М. Найбороденко, Г.А. Парсаданова, С.А. Суспицына, В.А. Цыбатова, Р.И. Шнипера и других.

Практическая значимость заключается в том, что его результаты, доведенные до уровня практических рекомендаций, могут быть использованы в деятельности органов власти региона

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (три главы), заключения и списка использованной литературы.


Стратегия развития региона как объект формирования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: