Развитие детской одарённости через организацию проектно- исследовательской деятельности




 

И.А. Сахарова, учитель начальных классов,

МАОУ г. Владимира «Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г. Столетова»

.

Учёт уникальных возможностей каждого ученика - традиционно актуальная педагогическая проблема. Сегодня в России большое внимание уделяется практике обучения и развития младших школьников, проявляющих высокий уровень любознательности и способностей, разрабатываются различные аспекты проблематики одаренности.

В нашей гимназии сложилась определенная система работы с одаренными учениками. Педагоги считают своей главной целью выявлять, поддерживать и развивать индивидуальность ученика, не теряя и не затормаживая рост его способностей. Принцип, которого мы придерживаемся, можно сформулировать следующим образом: найти правильный индивидуальный подход к одаренному школьнику, основанный на его индивидуальных особенностях. Мы убеждены, что на формирование исследовательской позиции учащихся существенное влияние оказывает обогащенная развивающая среда школьного обучения (включая личность учителя и выбранный УМК) и особенности семейного воспитания, связанные с представлениями родителей о целях, содержании и способах обучения детей.

Работа с одарёнными учениками направлена на решение следующих задач:

· реализация программно-целевого подхода в организации работы по развитию интеллектуальной одаренности школьников;

· создание вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды для обучения и развития учащихся как с уже проявившейся и еще не выявленной одаренностью;

· привлечение одаренных учеников для участия на добровольной основе в разных формах деятельности (интеллектуальный конкурс, олимпиада, проект, …), а также обеспечение гарантии «нестрессового» выхода из них (отказа от участия);

· психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности.

 

Представим наш опыт реализации обозначенных выше задач в ходе организации проектно-исследовательской деятельности, где апробируютсяколлективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Одна из известных и хорошо освоенных учителями начальных классов форм работы с одаренными учащимися – это проведение предметных олимпиад. Учителя гимназии в течение нескольких лет реализуют долгосрочный проект «Познавательные олимпийские игры».

Познавательные олимпийские игры (в отличии от традиционных предметных олимпиад) дают возможность младшим школьникам принять участие в различных конкурсах в рамках одного предмета. По русскому языку - это конкурсы «Каллиграф» и «Грамотей», по математике – «Лучший счетчик» и «Пифагор», литературному чтению - «Ритор» и «Словесник», окружающему миру - «Аргонавты» и «Краеведы».

Как происходит выявление одарённых детей в рамках этого проекта? Первоначально мы проводим в параллелях классные туры по каждому из названных конкурсов, затем победители классных туров (3 человека от класса) принимают участие в школьном туре. Победители школьного тура – это те учащиеся, с которыми учитель продолжает индивидуально работать и готовит их к участию во Всероссийской предметной олимпиаде младших школьников.

Для подготовки учащихся сначала к конкурсам в рамках Познавательных олимпийских игр, а затем к участию во Всероссийской предметной олимпиаде младших школьников учителя используют ресурсы УМК издательства «Просвещение». Это учебники и дополнительные пособия, например, ТПО «Проверочные работы» и «Тетрадь учебных достижений», автор В.П. Канакина, ТПО Светланы Ивановны Волковой - «Математика и конструирование», «Геометрия вокруг нас», «Для тех, кто любит математику», книги серии «Зелёный дом», «Энциклопедия путешествий. Страны мира» Андрея Анатольевича Плешакова.

Большой интерес у учащихся вызвал проект «Говорите правильно!», представленный на страницах учебника «Русский язык», автор В.П. Канакина, направленный на включение учащихся начальной школы в исследовательскую и творческую деятельность.

В ходе участия в нем школьники рассуждали о русском языке, его современном состоянии, перспективах развития, выполняли работы о месте русского языка в общении современной семьи, размышляли о том, как можно продолжить известные строки В. Маяковского: «Я русский бы выучил только за то…». Они проводили исследования об истории происхождения своих фамилий, выполняли творческие работы, посвященные особенностям современной речи подрастающего поколения. По завершению проекта был выпущен сборник «Как говорят современные дети?», в который вошли исследовательские и творческие работы его участников.

Проектно-исследовательская деятельность может быть организована в рамках любого предмета учебного плана. Так логическим завершением изучения темы «Экология» на уроках окружающего мира (УМК автора А.А.Плешакова) стал долгосрочный проект «Музей в чемодане».

Технологическая карта проекта «Музей в чемодане»

 

Этап проекта Содержание деятельности Сроки реализации
Путешествие в мир музеев Посещение музеев, реальных и виртуальных экскурсий по теме проекта. Изучение музейных профессий (экскурсовод, хранитель, смотритель) и основных понятий: выставка, фонды музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция 20 - 30 сентября  
Подготовка материалов экспозиции   Проведение поисково-собирательской работы по теме исследования. Сбор и изготовление экспонатов для «музейного чемодана»: плакаты, фотографии, буклеты, календари, книги и журналы, оборудование для опытно-экспериментальной работы и т.п. Оформление «Музея в чемодане» 2 - 28 октября  
Подготовка презентации экспозиции   Разработка текста экскурсии. Подготовка экскурсоводов. Обмен опытом (между учениками из разных классов) в ходе изучения одной темы 30 октября - 8 ноября  
Экскурсия по экспозиции   Проведение музейных занятий для учеников других классов 9 - 18 ноября  
Подведение итогов проекта Подведение итогов проекта. Освещение деятельности музея в газете «Солнечные вести» 19 ноября - 25 декабря

 

Его участники выполняли исследования на темы: «Экология охраняемых территорий Владимирской области», «Экология воздуха», «Экология продуктов питания», «Экология почвы».

Мы выделили этапы работы над каждым из названных проектов и описали способы деятельности, которые выбирали для решения проектной задачи.

В ходе участия в данном проекте младшие школьники познакомились с экологическими проблемами города, области, страны; выполнили учебно-исследовательскую работу по оценке социальной значимости темы исследования; публично презентовали результаты работы; познакомились с работой экологических служб крупных предприятий города и области, экологических лабораторий; поучаствовали в различных мероприятиях по благоустройству территории гимназии и акциях природоохранного характера.

Так же одной из эффективных форм работы с одаренными учениками является кружок познавательной направленности «Я- исследователь». Мы выделяем следующие этапы индивидуальной учебно- исследовательской работы младшего школьника: актуализация проблемы, определение сферы исследования (формулировка вопросов), выбор темы, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбор методов), определение последовательности проведения исследования, сбор и обработка информации, анализ и обобщение полученных материалов, подготовка отчета, защита работы.

Сначала младшие школьники знакомятся с методикой проведения собственных исследований, узнают об особенностях работы на каждом этапе исследования. Для этого учитель проводит несколько фронтальных тренировочных занятий. С каждым занятием степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. Потом учитель начинает индивидуально работать с каждым учеником. Исследовательские умения и навыки можно развивать не только в процессе работы над выбранной темой, но и дополнительно по специальной программе «Тренинг исследовательских способностей». Содержание соответствующих занятий постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами, многократного повторения одного и того же действия, мыслительной операции.

Для учителя главное – не проработанная учеником тема, подготовленное сообщение, выполненный макет, рисунок… Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения, навыки.

Одна из форм подведения итогов индивидуальной исследовательской деятельности – это конференция. О выполненной работе надо не просто рассказать слушателям: ее, как настоящее исследование, надо защитить. Школьник осваивает важные элементы самопрезентации, приобретает опыт публичного выступления: учится излагать добытую информацию, убеждать других, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы жюри.

Для презентации работы учащимся можно предложить использовать опорную карту, содержащую примерную структуру выступления и необходимые языковые средства: «Здравствуйте, уважаемые члены жюри и юные исследователи (участники конференции)! Я -…, ученик …класса. Тема моего исследования - … Мне было интересно узнать, почему… (формируется проблема исследования). Я предположил, что … (формируется гипотеза исследования). Проверяя свою гипотезу (Работая над темой…), я использовал методы… В ходе работы я узнал (выявил, доказал), что … Завершив работу, делаю вывод о том, что … Я нашел ответ на поставленный вопрос, моя гипотеза подтвердилась. Думаю, что далее можно продолжить работу над этой темой и исследовать…».

Один раз в год в гимназии проходит научно - практическая конференция среди учащихся начальной школы, на которую отбираются по 1-2 работы от каждого класса. Это открытое мероприятие, где могут присутствовать все желающие. Учащиеся начальной школы, чьи исследования получили на конференции высокую оценку, выступают перед учениками средней школы.

Результат представленной работы –это индивидуальные образовательные достижения гимназистов: первенство на Региональных предметных олимпиадах младших школьников, победа учащихся гимназии на Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в Сочи. Ежегодно наши ученики занимают призовые места на Всероссийском детском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в Москве.

Формирование умения вести проектно-исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс, который позволяет выявлять и развивать одаренных учеников. Начало проектно-исследовательской деятельности уже в I – IV классах положительно влияет не только на формирование познавательных потребностей и становление исследовательской позиции, но и развивает позитивные качества личности младших школьников. А УМК «Школа России» является основой для организации такого вида деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: