ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. О внесении изменений в Закон Российской Федерации




ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации

"О защите прав потребителей" и статью 10 Федерального закона

"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля"

 

 

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2004, № 52, ст. 5275; 2011, № 30, ст. 4590) следующие изменения:

1) в пункте 6 статьи 13:

а) абзац 1 дополнить предложением следующего содержания: "Размер штрафа не подлежит уменьшению, в том числе в связи с несоразмерностью размера штрафа последствиям несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя.";

б) абзац 2 изложить в следующей редакции "Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, сумма взысканного штрафа перечисляется указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.".

2) в абзаце четвертом пункта 2 статьи 45 слова "в связи с обращениями потребителей" исключить.

Статья 2

Внести в подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2016, № 27, 4210) изменение, дополнив его после слов "нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены," словами "общественных объединений потребителей в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей)".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений

в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в отдельные законодательные акты"

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" направлен на:

- обеспечение установленных законом материальных гарантий общественным объединениям потребителей и органам местного самоуправления в случае их обращения в суд с иском в защиту потребителя.

- укрепление роли общественных объединений потребителей в национальной системе защиты прав потребителей, повышение эффективности общественного контроля в данной сфере, а также усовершенствование механизмов взаимодействия общественных объединений потребителей и органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок в потребительской сфере.

Пункт 6 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает следующие материальные гарантии общественным объединениям потребителей и органам местного самоуправления при обращении в суд с иском в защиту потребителя:

"...при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам."

В настоящее время законодательное оформление штрафа, взыскиваемого за нарушение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, приводит к неоднозначному его толкованию и пониманию двумя высшими судебными инстанциями страны, и как следствие – к необоснованному уменьшению сумм штрафа, перечисляемых указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. Так, ВС РФ признает этот штраф мерой гражданско-правовой ответственности, а КС РФ - самостоятельной мерой ответственности, существующей наряду с мерами гражданско-правовой ответственности.

Расхождения начались в 2013 г., когда Верховный Суд РФ выявил гражданско-правовой характер штрафа и квалифицировал его как "меру ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства": "Предусмотренный статьей 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотренной законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки".

Далее, признав штраф формой предусмотренной законом неустойки, суды сделали следующий шаг – стали снижать суммы штрафа, взыскиваемые в пользу потребителей, по требованию стороны в судебном споре.

Таким образом, при полном отсутствии законодательных изменений, правовая норма абз.1 п.6 ст.13 Закона эволюционировала – размер штрафа из фиксированного в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, превратился в определяемый по усмотрению суда, что привело к существенным экономическим последствиям в части "финансирования" общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов) и органов местного самоуправления, при обращении в суд в защиту потребителей.

Такой подход ущемляет права общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления, поскольку в результате такие объединения и органы лишаются законных способов возмещения их расходов на ведение в судах дел в защиту прав потребителей, что в свою очередь создает препятствия для реализации права общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления на обращение в суд в защиту потребителей.

При этом Конституционный Суд РФ, относительно толкования п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, не изменил своей позиции, согласно которой анализируемый штраф является "самостоятельным видом ответственности", существующим "наряду с гражданско-правовой ответственностью".

Необходимо законодательно устранить почву для дискуссий о правовой природе штрафа и дать четкую формулировку правовой нормы, сохранив законодательно установленные гарантии общественным объединениям потребителей (ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления, реализующих право на обращение в суд в интересах потребителей.

В связи с чем в Законопроекте предлагается дополнить абзац 1 пункта 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» после слов "... в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя." словами "Размер штрафа не подлежит уменьшению, в том числе в связи с несоразмерностью размера штрафа последствиям несоблюдения в добровольном порядке требований потребителя".

Одновременно, предлагается направить 100% предусмотренного штрафа (а не 50%, как установлено действующей редакцией закона) в пользу общественных объединений, органов местного самоуправления при обращении в суд в защиту потребителей.

Предлагаемые изменения направлены к пользе потребителей, которые при обращении за защитой их прав в общественные объединения потребителей и органы местного самоуправления фактически будут получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Изменения статьи 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также подпункта в) пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" направлены на укрепление их роли в национальной системе защиты прав потребителей, повышение эффективности общественного контроля в данной сфере, а также усовершенствование механизмов взаимодействия общественных объединений потребителей и органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок в потребительской сфере.

Согласно действующей норме подпункта в) пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, по фактам нарушений прав потребителей внеплановая проверка проводится только в случае обращения в надзорный орган граждан – потребителей, права которых нарушены.

Руководствуясь указанной нормой, органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля отказывают общественным объединениям потребителей в рассмотрении обращений, направленных в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей) по результатам общественного контроля.

Тем самым указанные органы искусственно создают препятствия для осуществления общественными объединениями потребителей уставной деятельности в полном объеме и эффективной реализации предоставленных законом прав.

Предлагаемые дополнения обяжут орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривать по существу обращения общественных объединений потребителей в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей), повысят эффективность общественного контроля общественных объединений потребителей, право на который закреплено в статье 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ

Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в отдельные законодательные акты"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в подпункт в) пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части обеспечения прав общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), органов местного самоуправления на защиту потребителей) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.

 

 


 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений

в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и в отдельные законодательные акты"

 

Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: