современной мировой философии




Европейская философия нового времени и эпохи просвещения

Джордано Бруно (урождённый Филиппо Бруно, прозвище Бруно Ноланец; 1548 — 17 февраля 1600) — итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма. Из-за своей склонности к чтению сочинений, считавшихся католической церковью подозрительными, и по причине высказываемых сомнений относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии, а также своего неортодоксального подхода к трактованию Троицы, навлёк на себя подозрения в ереси и был вынужден покинуть орден доминиканцев (1576) и скитаться по Европе: жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись в Италию (1592), был арестован в Венеции и выдан инквизиционному суду в Риме. Там, ввиду отказа отречься от своих учений, был после семилетнего тюремного заключения сожжён на костре как еретик и нарушитель монашеского обета. В 1889 году на месте казни в Риме ему воздвигнут памятник.

Одно из множества выставленных против него обвинений — учение Бруно о бесконечности вселенной и множестве миров. Противник схоластики и схоластического Аристотеля, Бруно находился под влиянием элейских, новоплатоновских, а отчасти и эпикурейских идей. Его миросозерцание пантеистическое: Бог и вселенная одно и то же бытие; вселенная бесконечна в пространстве и времени; она совершенна, так как в ней пребывает Бог. Простые, неразложимые элементы всего существующего — монады; они не возникают, не исчезают, а только соединяются и разъединяются; это метафизические единицы, психические и в то же время материальные точки. Душа — особая монада; Бог — монада монад.

Бруно выступил против господствовавшей в его время аристотеле-птолемеевской системы устройства мира, противопоставив ей систему Коперника, которую он расширил, сделав из неё философские выводы и указав на такие отдельные факты, которые ныне признаны наукой несомненными: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время небесных тел в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Славе его деятельности способствовали, прежде других, немецкие философы Ф. Г. Якоби (1785) и Шеллинг(1802).

Культурное влияние Бруно

Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви».

Литературное творчество

Как поэт Бруно принадлежал к приверженцам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях — антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» — Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

современной мировой философии

Современная философия является средством критического анализа, осознания значительных, универсальных процессов - проблем, от которых зависит развитие современной цивилизации. В осмыслении мира завоевывает главу угла принцип единства противоположностей, их гармоничное сочетание осознания общечеловеческих интересов и ценностей, для предотвращения угрозы самоуничтожения человечества, для сохранения жизни на планете Земля. XX века - противоречивая, конфликтная и суровая эпоха, проверяет на твердость и выносливость не только социально-экономические системы, но и духовные идеалы и ценности, приобретенные человечеством. В период активиза­ции масс как общественной и социальной силы идеоло­гия и философия переориентировались в сторону учета субъективного фактора, т.е. взяли курс на изучение ин­дивида, личности, человека в историческом процессе. Такая переориентация характеризует не только фило­софскую антропологию. Она свойственна и другим на­правлениям современной философии — как традицион­ным (неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм), так и производным от последних, т.е. раз­вивающим традиционные философские направления (критический рационализм, структурализм, персона­лизм, психоанализ, франкфуртская философско-социоло-гическая школа, герменевтика, современная религиозная философия, неомарксизм).

Появление новых философских течений является оп­ределенной тенденцией классического позитивизма и не­опозитивизма, экзистенциализма, неотомизма, а в це­лом — реакцией на кризис традиционных направлений западной философии.

Онтология

Онтология – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия.

Метафизика – научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.

Бытие – это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.

Термин «онтология» появился в XVII в. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.

Основные модусы бытия:

– бытие как субстанция (истинное бытие – исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира.

– бытие как логос (истинное бытие имеет свои признаки вечности и неизменности, оно должно существовать всегда или никогда; в этом случае бытие не субстрат, а полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально разумный порядок, логос);

– бытие как эйдос (истинное бытие делится на две части – универсально-всеобщие идеи – эйдосы и материальные копии, соответствующие идеям). Основные формы бытия:

– бытие вещей «первой природы» и «второй природы» – отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком,т. е. «вторую природу» – сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т. п.;

– духовный мир человека – единство в человеке социального и биологического, духовного (идеального) и материального. Чувственно-духовный мир человека связан непосредственно с его материальным бытием. Духовное принято подразделять на индивидуализированное (сознание индивида) и внеинди-видуализированное (общественное сознание). Онтология дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. При этом признается единство мира, но не выявляется сущность, основа этого единства. Такой порядок вещей привел философию к выработке таких категорий, как материя и субстанция.

Гносеология

Теория познания - раздел философии, называется гносеология, изучает проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности, формы, уровни. Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах), развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно преобразуется в подлинное соц - гум исследование при изучении личности как познающего субъекта теории познания опирается на данные истории, физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод - математика, кибернетика, естествознание и гуманитарные науки. Научное познание имеет два уровня:
- теоретическое
- эмпирическое

Фундамент познания составляют представления - непосредственно впечатления, чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит, представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное. Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант…. образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация (посредничество) - в данном случае язык, который обусловлен исторически и отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания: объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта воспроизводятся в особенностях субъекта. Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как сложная иерархия носителей знания, в широком смысле - все человеческое сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями, способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только ……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их принцип - нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть объектом познания). Другие считают - объект познания - вся объективная реальность.

Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном. Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!